Проектная деятельность по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка
проект (старшая группа) на тему
Положение детей в России в начале XXI века вызывает всеобщую тревогу, и причин тому много. Главная из них – социально-экономическая ситуация, которая отражается, прежде всего, на детях. Проявляется это в увеличении количества больных детей, и детей, оставшихся без попечительства родителей, не посещающих дошкольные учреждения и школы в связи с тяжёлым материальным положением в семье.
Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.
Именно педагоги принимают непосредственное участие в работе по защите прав детства. Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть взрослого над ними не безгранична, она подчиняется требованиям этих законов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Положение детей в России в начале XXI века вызывает всеобщую тревогу, и причин тому много. Главная из них – социально-экономическая ситуация, которая отражается, прежде всего, на детях. Проявляется это в увеличении количества больных детей, и детей, оставшихся без попечительства родителей, не посещающих дошкольные учреждения и школы в связи с тяжёлым материальным положением в семье.
Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.
Именно педагоги принимают непосредственное участие в работе по защите прав детства. Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть взрослого над ними не безгранична, она подчиняется требованиям этих законов.
Сложность работы заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребёнку дошкольного возраста трудно осознать. Кроме того, непонятно, с какого именно возраста можно начинать знакомить детей с их правами. Как показывает практика, одного-двух занятий не хватает, чтобы у детей сформировать необходимые представления, закрепились знания.
Проблема. Каким образом, в коррекционных группах, должна быть организована работа по развитию основ правового сознания у детей дошкольного возраста?
Цель проектной деятельности: создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедических групп ДОУ.
Задачи:
- Изучить нормативные документы;
- Ознакомиться с основными аспектами работы с детьми по правовому воспитанию;
- Разработать коррекционную систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Сформировать у детей стойкие навыки правильной речи и социально-эмоциональную адаптацию в социальном обществе.
Нормативно-правовое обеспечение для реализации проектной деятельности в условиях коррекционных групп в ДОУ:
- Устав ДОУ;
- Положения, регламентирующие образовательную и коррекционную деятельность ДОУ;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей;
- План работы.
Участники проектной деятельности:
- Дети старшей и подготовительной логопедических групп ДОУ;
- Педагогический персонал;
- Вспомогательный персонал (помощник воспитателя);
- Административный персонал.
Срок реализации проектной деятельности: 2 года.
Деятельность по проекту
Реализация проекта предполагает ряд методических мероприятий:
I этап работы. Подготовительный.
- Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ;
- Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с их гражданскими правами;
- Проведение анкетирования среди родителей группы, которое позволяет выявить их отношение к нарушению прав ребёнка, их юридическую грамотность;
- Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах;
- Планирование работы по правовому воспитанию.
II этап работы. Практический (педагогическая технология Е.В.Соловьёвой, Т.А.Данилиной).
- Введение ребёнка в проблематику его прав (их перечень осуществляется через сказку);
- Закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным материалом;
- Цикл упражнений-размышлений, предполагающих ребёнку проиграть возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;
- Фронтальная НОД;
- Проведение презентаций для родителей и педагогов (знакомство с коррекционно-развивающей средой, целями, задачами проекта, организацией деятельности по проекту).
- Реализация поставленных задач и мероприятий программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
Учитывая особенности восприятия у детей дошкольного возраста, приходим к выводу, что ребёнку легче будет понять юридически сложный «взрослый» документ, если он будет представлен ему в доступной сказочной форме («Приключения Буратино» А.Толстого).
Чтение этого произведения стало первым знакомством детей с проблемой прав человека, а герои сказки помогали разбираться в смысле и особенностях каждого права.
Параллельно с чтением отдельных моментов сказки целесообразно знакомить детей со знаками-символами «Права ребёнка».
«Цветик-семицветик»
Чтобы закрепить и обсудить представления детей о каждом праве, оформить папку «Права ребёнка» и на НОД собрать иллюстративные сказки, где герои соблюдают, а не нарушают права.
После проведения работы по уточнению полученных представлений о правах с использованием наглядно-иллюстрированного материала можно постепенно, шаг за шагом знакомить их со статьями Конвенции ООН о правах ребёнка.
Исходя из психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, не рекомендуется изучать в ДОУ все права из Конвенции ООН о правах ребёнка. Поэтому целесообразно выбрать около 10 статей и проводить эту работу исключительно с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятия по развитию у детей основ правового сознания оптимально проводить ни чаще одного раза в месяц, и выстраивать их так, чтобы дети могли поставить себя в воображаемую ситуацию и проиграть возможные варианты поиска помощи и защиты (самозащиты).
Закрепление знаний детей о своих правах находит отражение на занятиях по другим разделам программы: развитие речи, изодеятельность, конструирование.
Для достижения той или иной цели используются разнообразные формы работы: беседы, рассказы из личного опыта, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, различные виды театрализованной деятельности, технические средства обучения.
Программа работы по ознакомлению детей дошкольного возраста
с Конвенцией о правах ребёнка
Статья Конвенции | Формы и методы работы | Сроки | Цели |
Статья 7. Ребёнок имеет право на имя при рождении и гражданство. | Фронтальная НОД «Я и моё имя»; Рисование «Мой портрет»; Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой?» Рассматривание документов (паспорт, свидетельство о рождении) «Человек и его тело», «Страна», «Мой город». | Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает. Дать понятие о том, что такое отчество, фамилия. Воспитать чувство патриотизма. | |
Статья 9. Ребёнок имеет право жить вместе с родителями. | Фронтальная НОД «Моя семья»; Рисование «Моя семья»; Худ.лит-ра: знакомство с пословицами и поговорками о семье. Беседа: «Кто придёт тебе на помощь?» | Закрепить представления о семье; Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи и ближайшими родственниками; Воспитывать чуткое отношение к близким. | |
Статья 28. Ребёнок имеет право на образование. | Беседы: «Как важно быть грамотным»(Тема: «Библиотека», «Книги», «Школа»). Откуда люди получают информацию. Худ.лит-ра: энциклопедические словари. | Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека. Развитие любознательности. | |
Статья 21. Право ребёнка на услуги системы здравоохранения (лечение, восстановление здоровья). | Беседа: «Кто и как заботится о твоём здоровье?» Разговор о правильном питании. Чайковский «Болезнь куклы». Экскурсия в медицинский кабинет. Лекс.темы:«Профессии», «Продукты питания». | Формирование представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью. | |
Статья 31. Ребёнок имеет право на отдых. | Беседа о том, какие бывают праздники. Составление рассказа по картине: «День 8-го марта», «Сегодня у мамы День рождения», «День Победы». Посещение театрализованных представлений (календарные праздники). | Дать представление о том, что отдых необходим для здоровья. Ввести в активный словарь детей понятия: активный отдых, путешествия, подвижные игры. ОБЖ-сохранение здоровья путём обеспечения условий на отдыхе. | |
Статья 12. Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды. | Беседа о том, кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Почему? Худ.лит-ра: В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», Поделка «Подарок другу». Игра-драматизация «Узнай себя». | Совершенствовать навык речевого общения, уметь выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей. | |
Статья 16. Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную жизнь. | Фронтальная НОД «Мы растём» Худ.лит-ра: Сказка «Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин» Нар.сказка «Лиса, заяц и петух». | Учить анализировать конфликтные ситуации, формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. Закрепление ассоциации с понятием «друг». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208050-1361360344.jpg)
Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.
Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495. Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208050-1361360344.jpg)
Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.
Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495. Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770811-1458505936.jpg)
Консультация для воспитателей «Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка».
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-777663-1474826069.jpg)
ПРОЕКТ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка»
Актуальность: социальный запрос общества на решение проблем охраны прав ребенка;потребность педагогов в методической поддержке в работе по темеТИП проекта – долгосрочный творческийСРОК...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-694089-1491822944.jpg)
«Комплексно-тематический план по проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста произвольной возрастной группы с родным краем»
Проектная деятельность в подготовительной группе по теме : "Ознакомление дошкольников с родным краем"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1008314-1519544744.jpg)
ННОД в подготовительной группе по ознакомлению с Конвенцией о правах ребёнка
Детям-инвалидам - особую заботу...