Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
статья на тему
Подборка дидактических игр по сенсорному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_didakticheskie_igry.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Мы начинаем знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Осуществляется сенсорное развитие в разных видах деятельности – в предметной игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Упражняясь в самостоятельной игре со специально подобранными игрушками и пособиями, различными не только по цвету, величине, форме, но и по назначению и способам использования, дети знакомятся с реальными свойствами многих вещей. Одной из наиболее эффективных форм считается игровая деятельность ребенка. Игра – это основной вид деятельности детей, в которой они получают из окружающего мира впечатления и знания. В ней ярко проявляется особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Одним из важных видов игр, для эффективного обучения сенсорным эталонам, являются дидактические игры. Ребенка в дидактических играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя для себя, он незаметно решает дидактическую задачу. В играх дети лучше осознают и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет.
Дидактические игры по сенсорному развитию детей.
Игра « Закончи образ»
Ход игры: берутся прищепки и крепятся к основе, дополняя образ недостающими деталями.
Игра «Посади шарик в лунку»
Ход игры: необходимо найди лунку для каждого шарика, шарику будет хорошо только в лунке своего цвета
Игра «Гусеницы»
Ход игры: игра соревнование, на шнурок одеваются бусинки, одного или разных цветов, в зависимости от задания воспитателя, чья гусеница получиться больше.
Игра «Находка»
Ход игры: необходимо найди мелкие игрушки в семенах фасоли. Игра проводится под пристальным контролем воспитателя.
Игра «Ваза с цветами»
Ход игры: Соотношение цвета цветков по цвету вазы.
Игра «Волшебные шары»
Ход игры: Соотнести цвет ленты к цвету шарика.
Игра «Почини юбочку»
Ход игры: Найти заплатки для юбки по цвету и геометрической форме.
Игра « Волшебный цветок»
Ход игры: Соединить лепестки к пуговицам по цвету пуговиц.
Игра «Цветок»
Ход игры: С помощью осязания определяются разные по фактуре поверхности. Использование чудесного мешочка.
Игра «Заплети косичку солнышку»
Ход игры: Соотношение цвета бантика к цвету лучика.
Игра «Кто что ест»
Ход игры: Называем что за животное нарисовано на коробочке, чем оно питается, открываем коробочку и смотрим, что лежит внутри.
Игра «Наряди елочку»
Ход игры: Вешаем на елочку по заданию воспитателя игрушки разные по цвету, форме, величине.
Игра «Из чего сварить компот и суп»
Ход игры: На картине изображены банка и кастрюля, отдельно ложатся картинки из фруктов и овощей. Ребенок должен угадать, из каких овощей можно сварить суп, и из каких фруктов компот.
Игра «Чайный сервиз»
Ход игры: Подобрать необходимую чашечку к блюдцу, соотнося нарисованные геометрические фигуры.
Подобранный нами комплекс игровых приемов, нацелен на организацию процесса обучения детей раннего дошкольного возраста сенсорным эталонам. Регулярное использование на занятиях игровых приемов, расширяет кругозор ребенка, способствует более успешному сенсорному развитию, позволяет детям успешно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности, активнее использовать знания в повседневной жизни.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Данный материал поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для развития сенсорного воспитания детей и развитию мелкой моторики рук....
Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)
Использование в работе дидактического пособия «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада...
«Пальчики играют – малыша развивают» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)
Изготовление дидактического материала для пальчиковых игр...
Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений...
Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Предлагаю Вам игры, которые помогут развить тактильные способности, умение соотносить геометрические фигуры с формой конкретных объектов, умение классифицировать, выкладывать объекты в порядке возраст...
Обобщение опыта работы на тему «Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» сообщение Савидовой Надежды Юрьевнывоспитателя группы общеразвивающей направленности от 2- до 3- лет...
Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста....