Доклад “Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей”.
методическая разработка по окружающему миру на тему
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_ekologo-esteticheskogo_vospitaniya_detey.docx | 61.53 КБ |
Предварительный просмотр:
“Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей”.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородные почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относится к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного предмета, называвшегося «Ознакомление детей с природой». Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которое составляет их непосредственное окружение в этот период жизни».
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Вот почему, определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме экологического воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.
Научить детей видеть красивое — дело сложное. Если взрослый сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро замечают положительное и подражают взрослому. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, её познание.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от его эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания».
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой – либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её спровоцировало.
Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с бережным отношением к ней. Наш опыт свидетельствует: многие дети знают, что природу нужно беречь, но лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение.
Так, например, познание природы возможно при непосредственном общении с ней, которое происходит, как правило, на экскурсиях, во время прогулок. Необходимо помочь ребёнку приоткрыть завесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частице природы. И начинать эту работу надо с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют в себе те или иные признаки эстетического совершенства. Например: организуя экскурсию на тему «Осенние изменения в природе», надо выбрать сначала такие деревья и кустарники, у которых золотое убранство осени наиболее ярко выражено. К примеру, клён отличается удивительным разноцветием – от зелёно–жёлтого до багрово-красного. Весной на экскурсии в природу можно показать детям ажурность кроны берёзы, стройность тополя; летом подчеркнуть зеркальную гладь реки, лёгкость полёта стрекозы, голубизну неба и т.д.
Средствами развития эстетических чувств у детей является и прослушивание музыкальных произведений, посвящённых природным явлениям, сезонам и рассматривание картин великих художников-пейзажистов, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе.
Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившееся, умножить красоту, передать её другим (нарисовать, слепить, сочинить сказку и т.д.).
Большие возможности в эколого-эстетических чувствах по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т.С. Комарова). Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При продумывание их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятие предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как участник.
Однако, весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои задачи (развивать умение помочь товарищу, объяснить – с детской точки зрения – виденье проблемы, воспринимать и оценивать прекрасное, формировать детское творчество, способность самостоятельно или совместно с другими детьми находить решение заданной или возникшей проблемы и многое-многое другое).
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры-это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Дидактические игры
Математические Словесные Игры-путешествия Эмоциональные
Интеллектуальные
Сенсорные
Настольно- Игры-предложения Регулятивные
Речевые печатные
Музыкальные
С предметами и Игры-поручения Творческие
Природоведческие игрушками
Игры-загадки Социальные
При ознакомлении
С окружающим Игры-беседы
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Т.С. Комарова отметила, что игры, направленные на эколого-эстетическое воспитание, могут быть сгруппированы следующим образом:
- Игры по ознакомлению с флорой и фауной;
- Игры по ознакомлению с окружающей средой (не живой природой);
- Игры по ознакомлению с деятельностью человека.
Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.
Дидактические игры экологического содержания
-О многообразии и разнообразии -для развития эстетического
природных объектов восприятия природы
-о взаимосвязи в природе -для формирования нравственно-
-о человеке как части природы оценочного опыта поведения
-о культуре поведения в природе в природе
Чтобы игра успешно прошла и цель была достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим красочным наглядным материалом, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задания той или иной игры. Большие размеры наглядного материала позволяют хорошо его рассмотреть, реализовать свою игровую задачу.
В своей работе я использую игры:
1.”Кто, где живёт?”
2.”Что происходит в природе?”
3.”Валеология, или здоровый малыш”.
4.”Кто как устроен?”
5.”Сравни и подбери”.
6.”Воздух, земля, вода” (экологические цепочки).
7.”Хлеб - всему голова”.
8.”Детям о времени” (времена года, месяцы, дни недели, части суток).
9.”Береги живое”.
10.”Разноцветный мир”.
11.”Времена года”.
12.”У сказки в гостях”.
13.”Угодай на ощупь”.
А также же дидактические материалы по ознакомлению с окружающим миром:
1.Деревья в картинках.
2.Домашние животное.
3.Дикие животные.
4.Детёныши диких животных.
5.Осень, зима, лето, весна (Св. Вохринцева).
6.Овощи, фрукты.
7.Грибы.
Мир человека:
-Я и моё тело.
-Гигиена и здоровье.
-Я и мои чувства (эмоции).
Уроки экологии в стихах.
Плакаты:
-Деревья.
-Фрукты. Ягоды.
-Домашние животные.
-Дикие животные.
-Насекомые.
-Птицы.
Д/материал “Азбука здоровья”.
Например:
«У сказки в гостях».
Цель: Формировать умение придумывать и составлять по серии картинок и фигурок фланелеграфе «мультфильмы» с участием животного и растительного мира, развивать детское творчество, учить составлять рисунки к знакомым сказкам, формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.
«Грибная полянка».
Цель: Закрепить знания о дарах природы (о съедобных и не съедобных грибах), выяснить в каких именно местах растут грибы; формировать умение находить съедобные грибы по дид. картине, видеть красоту осеннего леса, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
«Простой домик животного».
Цель: Закреплять знания об особенностях жизни диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение правильно подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.
Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку), который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился, кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.
По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.
Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.
В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).
Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто, где живёт?». Дети должны по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).
Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно-печатные и развивающие игры позволяют не только узнавать животных по внешнему признаку, но и знакомится с местом их обитания, дети учатся правильно относится к природному окружению.
Детям очень нравятся игры, которые напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал (шишки, семена), не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике (лепка, аппликация). Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
Для реализации целей экологического воспитания в практике я использую такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много – это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит».
С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Этот персонаж может быть включён в разнообразные игры с детьми любой возрастной группы. Совершая игровые действия врача-специалиста, Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию – делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здоровья.
Ещё одна важная особенность Айболита – давать рекомендации, назначать лечение пациентам, например, осматривая ранней весной комнатные растения, доктор прописывает им «лекарства» от истощения (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и прочие, т.е, то что действительно необходимо сделать с нми весной.
Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности.
В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы, как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами.
Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обобщает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процессе познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.
Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно-печатных игр.
Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативность в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.
Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.
С введением в практику новых игровых приёмов и видов деятельности, конечный результат стал более высоким и эффективным. Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где?». Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался широкий круг представлений о природе. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого ( у животных – движение, питание, у растений – рост).
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Используемая литература.
- «Дошкольная педагогика» февраль 2008. Г.Н. Казарчук» «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19-24.
- С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М: «Академия», 1999г.
- С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
- Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. ТЦ Учитель, Воронеж 2002г.
- Н.Н. Кондратьева. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996г.
- С.Н. Николаева. Программа «Юный эколог и условия её реализации в детском саду, Издательство «Мозаика-синтез».
- Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. Москва 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....
консультация для родителей "Игра как средство эколого - эстетического воспитания"
Консультация для родителей«Игра как средство эколого — эстетического воспитания»Экологическое воспитание — сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традици...
Игра как средство эколого-эстетического воспитания
С помощью игр у детей воспитывается любовь к природе, определённое душевное состояние, восприятие её красоты, понимания и познания....
Дидактическая игра как средство эколого-эстетического воспитания.
Научить детей видеть красивое — дело сложное. Если взрослый сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям....
ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...
Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»
Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»...