Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»
консультация
Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_priroda_kopirovanie_nxpowerlite.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский
Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин : она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения; экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт; в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.); Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности .
В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.
На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам: формированию понимания самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость; .
пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; усвоению основ экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
При проведении занятий по экологическому воспитанию детей могут применяться игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов , изображающих различные объекты природы — растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним .
На занятии, цель которого — закрепление представления детей о том, что лес — это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой персонажи рассказывают про лес и условия жизни в нем. С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация "Школа мудрой совы ".
Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон , Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах ; Карлсон — шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором используется этот персонаж, является уточнение и расширение представления детей о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в т. ч. пчел, собирающих нектар — цветочный сок — и перерабатывающих его в мед. В данном случае используется игровая ситуация " Карлсон идет на луг за медом". При изучении комнатных растений, воспитания бережного отношения к ним используется игровая обучающая ситуация " Карслон устраивает беспорядок среди комнатных растений», Айболит — доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры.
Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком , хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых), взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.
Данные герои являются средством, обеспечивающим решение дидактических задач, способствуют активизации познавательной деятельности детей. Например, герои попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих собственных глазах.
Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать
Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний
С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогулка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы).
. Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы — каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней .
Спасибо за внимание! « Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлински й
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»
В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля...
Консультация для педагогов «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Материал для воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов " Инерактивные игры как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста"
Влияние интерактивных игр на развитие словаря у старших дошкольников...
Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...
Консультация для педагогов. «Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей на прогулке»
Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. Движение - фундамент настоящего и будуще...