"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"
презентация на тему

Агишева Любовь Владимировна

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности - умения слушать и слышать, думать и рассуждать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурное подразделение МОУ «Вилегодская средняя общеобразовательная школа» детский сад «Колосок» Работу выполнила: Агишева Любовь Владимировна, воспитатель II кв. категории «Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры»

Слайд 2

Первичная диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников

Слайд 3

Ведущая идея, новизна, актуальность опыта Формирование логического мышления – фундамент для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте Развивающие игры Разработка приёмов использования развивающих игр с учетом индивидуальных возможностей детей Обществу нужны творческие, мыслящие личности

Слайд 4

Цель: подбор технологий и приемов для развития логического мышления дошкольников. Этапы работы: 1 этап – начальный (констатирующий), 2010-2011 уч. год 2 этап – формирующий (основной), 2011- 2012 уч. год 3 этап – контрольный (заключительный), 2011- 2012 уч. год

Слайд 5

Использовала идеи: доктора педагогических наук А.В. Белошистой, кандидата педагогических наук З.А. Михайловой, психолога Н.Н. Поддъякова, педагога-психолога Е.А. Носовой. Применяла технологии: игрового обучения С.А. Шмакова; личностно ориентированную технологию И.С. Якиманской; информационно-коммуникационную технологию; игровые технологии В.В. Воскобовича, А.З. Зака, Б.П. Никитина, М. Драко, З. Дьенеша.

Слайд 6

Диапазон опыта 1. Разработка системы непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для старшей и подготовительной группы с использованием развивающих игр. 2. Создание предметно-развивающей среды , которая включает в себя разные развивающие игры с правилами их использования, наглядный материал (схемы, карты, модели и др.). 3. Создание партнёрских отношений с родителями воспитанников.

Слайд 7

Принципы работы дифференцированный «от простого подход к сложному» Приёмы работы *приглашение сказочного героя, одобрение правильного действия и результата *остановка игровой деятельности прежде, чем этого захотят дети; использование разных видов логических задач и упражнений, физкультминуток *решение заданий в усложнении, создание ситуаций восхищения продуктом деятельности детей, ситуации взаимопомощи

Слайд 8

I этап Игры и задания З.А. Михайловой, задания из детских журналов «Веселые картинки», «Мурзилка» и др. Главный приём: о бязательное использование проблемного вопроса «Почему?» Результат: активизация познавательного интереса детей; осознание детьми необходимости достичь определённой цели.

Слайд 9

Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов к игровым технологиям Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, А.З. Зака, М. Драк о. Применяла приёмы : «Создание ситуации удивления» Проблемная беседа «Не прямая подсказка, а наводящий вопрос Результат: Дети составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным) и по замыслу без ошибок. II этап

Слайд 10

Игры А.З.Зака Коллективный разбор типового упражнения «Упрощённое задание» «Разные виды полей» Приёмы:

Слайд 11

Приёмы: * Большое внимание уделяю отстающим детям. *Постоянно поощряю все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то новое, научиться новому. * Исключаю отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий. *Сравниваю результаты ребёнка только с его собственными. *Применяю приём соревновательности. Как помочь ребенку справиться с трудной задачей?

Слайд 12

III этап Игры из игровых технологий Б.П. Никитина, А.З. Зака, В.В. Воскобовича и др . в усложнении . Приёмы : «Не спешить с подсказкой» «Наращивания фигуры» или «Отсечение ненужного» «Волшебные превращения узоров» «Составим описательный рассказ или сказку» «Составь и зарисуй свой узор» «Тетрадь поощрений» . Результат: дети приучаются мыслить самостоятельно, тренируется усидчивость и воля, развиваются творческие способности.

Слайд 13

Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников

Слайд 14

Родительские собрания Семинары-практикумы, Открытые занятия, математические досуги, развлечения Работа с педагогическим коллективом и родителями Уровень заинтересованности родителей в использовании развивающих игр как способа развития логического мышления дошкольников

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Слайд 1.

Стандарт дошкольного образования даёт педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств, как любознательность и активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности - умения слушать и слышать, думать, рассуждать.

Современное общество также требует от каждой личности умения мыслить. Это умение определяется развитостью логических приёмов мышления.

Слайд 2.

На основании исследования целей и задач современного дошкольного образования и проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в развитии логического мышления воспитанников.

Слайд 3.

Актуальность опыта, ведущая идея и новизна. Навыки, умения«действовать в уме», приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте.Одним из доступных и увлекательных средств развития интеллектуальных способностей дошкольников являются развивающие игры. Поэтому, ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования логического мышления, а новизна опыта- в разработке приемов использования развивающих игр для развития логического мышленияс учетом индивидуальных возможностей детей.

Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, мыслящие личности.

Поэтому я считаю, что данный педагогический опыт может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов, родителями старших дошкольников, небезразличных к развитию своих детей и семейному благополучию.

Слайд 4.

Цель педагогического опыта: подбор оптимальных технологий и приемов в организации образовательно–воспитательного процесса для развития логического мышления старших дошкольников. Задачи (исследовать источники информации по теме, обогатить предметно-развивающую среду, повысить интерес педагогов и педагогическую компетентность родителей в использовании моего опыта) реализовались через этапы работы: 1 этап – констатирующий предполагал обнаружение проблемы и планирование работы на текущий год. 2 этап – формирующий, был направлен на развитие у детей элементов логического мышления посредством развивающих игр.3 этап – контрольный, накотором диагностика доказала успешность выбраннойтехнологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Слайд 5.

В основе опыта лежат педагогические идеи А.В. Белошистой, З.А. Михайловой, Поддъякова и Е.А. Носовой; а также игровые технологии: Шмакова, И.С. Якиманской; информационно-коммуникационная технология; игровые технологии В.В. Воскобовича, А.З. Зака, Б.П. Никитина, М. Драко, З. Дьенеша, Кюизенера.

Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. К старшему дошкольному возрасту начинает формироваться третий вид мышления детей - словесно-логическое(наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое  на слайде).

Слайд 6.

Диапазон опыта представлен разработкой непосредственно-образовательной деятельности с использованием развивающих игр; обогащением предметно-развивающей средыподборкой развивающих игр, схем, моделей, созданием партнёрских отношений с родителями.

Слайд 7.

Результаты первичного обследования позволили применить дифференцированный подход в подборе развивающих игр, предупреждая возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Поэтому и развивающие игры использовала по принципу «от простого к сложному» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников.

В работе соблюдала правила и приёмы: для поддержания хорошего настроения детей применяла приёмы: приглашение сказочного героя, одобрение правильного действия и результата; для предупреждения утомляемости применяла приёмы: остановка игровой деятельности прежде, чем этого захотят дети; использование разных видов логических задач и упражнений, физкультминуток; чтобы настроить детей на то, что в игре мы растём и развиваемся, становимся дружнее и лучше применяла приёмы: решение заданий в усложнении, создание ситуаций восхищения продуктом деятельности детей, ситуации взаимопомощи.

Слайд 8.

На первом этапе формирования логического мышления старших дошкольников использовала игры и задания Михайловой, из детских журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», в виде чертежей, рисунков, различных иллюстраций. Главный приём этого периода: «Обязательное использование проблемного вопроса «Почему?»» (1.Какая фигура здесь лишняя и почему? 2.Почему выбрали эту дорожку выхода из лабиринта?...). Результат - Дети выполняли такие задания с большим желанием. Систематическое участие в решении умственных задач стимулировало познавательные интересы детей.Решающую роль в этом играла постепенно осознаваемая детьми необходимость достигнуть определённой цели.

Слайд 9.

На втором этапе вводила игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов к игровым технологиям Никитина, Дьенеша, Воскобовича, Зака, Драко. Дети составляли по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики Никитина», «Палочки Кюизенера»… Для появления интереса к этим играм использовала приём «Создание ситуации удивления», рассказывая историю происхождения игры, формируя видение разнообразных продуктов в результате использования материалов игры. Знакомство с правилами игры проводилось в форме проблемной беседы с вопросами: из чего состоит игровой материал, на что из окружающего мира похожи его части, что можно создать из них, попробуете сами? Когда не получалось, вместе формулировали правила игры (рассмотреть свойства частей-фигур, научиться создавать продукт по образцу-картинке, силуэту, устным рекомендациям педагога, использовать все предложенные части игрового набора). Сначала составляли из частей набора новые геометрические фигуры: квадраты, четырехугольники по образцу и замыслу. Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» дети поначалу допускали ошибки в соединении фигур. Тогда использовался приём «Не прямая подсказка, а наводящий вопрос». Результат - Постепенно дети стали составлять фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным) и по замыслу без ошибок.

Слайд 10.

Более сложную развивающую игруА. Зака «Поиск девятого» предлагала для развития аналитических способностей детей. Все задания начинала с коллективного разбора типового упражнения, после чего дети самостоятельно выполняли аналогичные задачи на материале предложенных им рисунков. Для самостоятельной работы детей сначала использовался приём «Упрощённое задание». Давались таблицы с 2-мя столбиками и 3-мя строками. Путем рассуждений дети сами находили недостающие элементы, объясняя свой выбор.

Для того чтобы у детей не возникало стереотипное мышление при решении однотипных задач, использовался приём «Разные виды полей»: по типу элементов (геометрические фигуры, предметы, отдельные детали); по взаимному сочетанию элементов, образующих пару; по характеру повторяемости элементов в клетках и местонахождению свободной клетки. Все задания после выполнения проверялись и анализировались в индивидуальной беседе с ребёнком или, если задания были одинаковы, с использованием слайдов презентации. Приём использования информационно-коммуникационных технологий оживлял и ускорял процесс самоанализа и самоконтроля детей.

Слайд 11.

Чтобы помочь ребенку справиться с трудной задачей познания, применялись следующие приёмы:*Максимальное внимание уделяю отстающим детям. Новый материал с ними начинаю разбирать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).*Постоянно поощряю все усилия ребенка и его стремление узнать что-то новое, научиться новому.*Исключаю отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.*Сравниваю результаты ребенка только с его собственными. «Каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твердо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование уверенности в своих силах, что являетсяодной из главных характеристик свободной, творческой личности.*Применяю приём соревновательности, чтобы активизировать познавательный процесс и умственную деятельность детей.

Слайд 12.

На третьем этапе использовала игры из игровых технологий Никитина, Зака, Воскобовича в усложнении. Дети учились выкладывать узоры из кубиков. Составление нового узора – это творческая задача. Если в каком-то узоре ребенок «споткнётся», применялся приём «Не спешить с подсказкой». Пусть воспитанник приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Зато, когда узор получится, радости ребенка нет предела. Но бывало и так, что узоры никак «не идут». Как быть? Использовала приёмы, помогающие детям освоить столь сложную для них задачу, «Наращивания фигуры» или «Отсечение ненужного». Чаще дети поступали по первому варианту: к одному кубику «пристраивали» друг за другом остальные, постепенно выкладывая узор. Для поддержания интереса, активности детей использовала сказки и истории с превращениями одних узоров в другие. Например, послушав «Сказку о превращении бабочки», предлагала детям следующее задание в виде вопроса: «Попробуем сделать кокон, из которого затем получится красивая бабочка?» И началась плодотворная мыслительная деятельность детей. Ещё использовала приём составления описательного рассказаили сказки о предметах и фигурах, которых дети выложили сами или, работая в группе. Результат - Такими заданиями формировалось у детей умение общаться, развивалась речь. На выходные дни детям предлагала составить новые узоры дома. Дети, приносили в садик зарисовки новых фигур, выполненные родителями. Сколько гордости было у ребёнка, когда он выкладывал свой узор! Вот это удача! Такие удачи я оценивала с помощью добрых слов, награждений медальками, призами, занесением в «Тетрадь поощрений группы», написанием благодарности родителям. Система поощрения удач ребёнка активизировала их деятельность.

Слайд 13.

Наблюдая за развитием детей при многоразовом использовании логических операций, можно сделать выводы, что: *у детей заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию;*повысился интерес к развивающим играм;*возросла степень их активности и самостоятельности. Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников показала положительную динамику высокого и среднего уровня развития на заключительном этапе.

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием развивающих игр способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления.

Слайд 14.

Проведена работа с педагогическим коллективом и родителями по проблеме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Педагогический коллектив заинтересовался играми Никитина, Зака, Воскобовича и уже применяют их в практике педагогической деятельнояти.

Большую роль в развитии логики мышления детей сыграли партнёрские отношения с родителями воспитанников и педагогическое просвещение их по вопросам развития логики мышления детей с применением развивающих игр.

Слайд 15.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.

Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...

Консультация для родителей «Развитие логического мышления и математических представлений через развивающие игры»

Уважаемые Родители!В ГБОУ Школа 830 корпус 5 «Крепыш» реализуется Проект   по логико –математическому развитию дошкольников «Успех каждого ребенка». На наших за...

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзин...

Статья "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ (КНИЖКИ-ИГРУШКИ)"

в данной статье говорится о необходимости развития логического мышления у детей младшего дошкольного возраста. Акцентируется внимание читателей на использовании специальных игр (книжек-игрушек) в обуч...