Эмоциональное развитие детей раннего возраста
материал на тему

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области «Киселевский дом ребенка Теремок»

 

Опыт работы: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста

в игровой деятельности»

                                                                      Составитель:

                                                                      Воспитатель 1 категории

                                                                      Щукина Светлана Геннадьевна

Киселевский городской округ, 2015 год

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области «Киселевский дом ребенка Теремок»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ

На 2014-2015 уч.год

Щукиной Светланы Геннадьевны

Образование

Пед. стаж

Стаж в данном учреждении

Категория

Дата обучения на курсах

Дата последней аттестации

Дата

предполагаемой

аттестации

       

ТЕМА: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста

в игровой деятельности»

                               

Начало работы над темой: сентябрь 2014г.

Предполагаемая дата окончания работы: апрель2015г.

Цель: исследование эмоционального развития детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить какую роль играют эмоции в жизни детей.

3.Понаблюдать  за малышами в процессе просмотра ими кукольного

спектакля, увидеть их эмоционально-поведенческую реакцию в разных ситуациях.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования: май 2015 год

Месяц

 Направления работы

Способы    достижения

Сентябрь,

ноябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы.

Декабрь-апрель

Увидеть и зафиксировать эмоционально-поведенческую реакцию детей в разных условиях.

Проведение занятий, прогулки, просмотры кукольных спектаклей, совместные игры.

Май

Подведение итогов,

систематизировать информацию, полученную на основном этапе.

Ознакомление с собранным материалом педагогов на педагогическом совете

Изучение литературы по теме:

«Эмоциональное развитие детей раннего возраста

в игровой деятельности»

Автор

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

Данилина Т.А.

В мире детских эмоций.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

Ежкова Н.С.

Эмоциональный компонент образования.

А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны.

Галигузова Л.Н.

Педагогика раннего возраста.

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познавательному миру.

Изотова Е.И.

Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика.

Нарушения психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.

Картушина М.Ю.

Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет.

Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.

Косякова О.О.

Психология раннего и дошкольного детства.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии.

Немов Р.С.

Психология: Учебник.

В любой эмоциональной реакции или состоянии обязательно присутствует моторный компонент.

Смирнова Е.О.

Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста.

Для ребенка, начиная с двух лет, наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость, одобрение, поощрение.

Сорокина Н.Ф.

Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.

Шадриков В.Д.

Введение в психологию: эмоции и чувства.

Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительн.

Практическая реализация темы по самообразованию:

«Эмоциональное развитие детей раннего возраста

в игровой деятельности»

Форма

(открытое занятие, сообщение, мастер – класс, статья, проект)

Место

Дата

Сообщение

Педагогический совет

Май 2015 года

Введение

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и  выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Цель: исследование эмоционального развития детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить какую роль играют эмоции в жизни детей.

3.Понаблюдать  за малышами в процессе просмотра ими кукольного

спектакля, увидеть их эмоционально-поведенческую реакцию в разных ситуациях.

Актуальность данной работы заключается в том, что развитию  эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», … когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в которой участвует ребенок. Это актуально и в наши дни. Нарушения психо-эмоционального развития, запаздывание в  формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств. Следствием всего этого является то, что детям тяжело наладить отношения с окружающим социумом, а также усложняется процесс их вхождения в новую действительность. Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию. Можно предположить, что наблюдение за внешней эмоционально-поведенческой реакцией детей 2-3 лет, при просмотре ими  кукольного театра даёт возможность увидеть наиболее яркое проявление  положительных эмоциональных переживаний, которые являются  показателем развития эмоциональной сферы ребенка.

Общая характеристика эмоций

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познавательному миру.

Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание.

Действительно, практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство.

Эмоции – это переживания личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей.

 «Под эмоциями, отмечал Р.С. Немов, можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека...».

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличие от восприятий, которые обозначают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство; в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностным «я»».

Между эмоциями и чувствами трудно провести границу.

Обычно под эмоциями понимают более элементарные переживания, а под чувствами – сложные целостные образования.

Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей, а чувства – социальных потребностей личности.

По интенсивности, длительности протекания, степени волевой регуляции эмоций выделяют: настроение, страсти и аффекты.

Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями, выступающими фоном для всех остальных элементов психической деятельности (радость, тоска).

Страсть – это эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и стойкостью, составляющее сущность внутренней жизни  человека на ее определенном этапе.

Аффект – это эмоциональное состояние, стремительно развивающееся и непродолжительное, характеризующееся действиями и поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние, оцепенение).

У. Джемс (1901) писал: «Разнообразие эмоций бесконечно велико. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки этих эмоций могут быть названы наиболее грубыми формами      эмоций, будучи тесно связаны с относительно сильным телесным              возбуждением. Более утонченными эмоциями являются моральные,            интеллектуальные и эстетические чувствования…

Объекты эмоций, обстоятельства, связанные с ними, и разнообразные виды эмоций можно описывать без конца. Бесчисленные оттенки каждой из них незаметно переходят одни в другой и отчасти отмечаются в языке синонимов, как, например, ненависть, апатия, вражда, злоба,… Результатом множества работ является то, что чисто описательная литература по данному вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет собой самый скучный отдел психологии».

В качестве базовых эмоций Б. Спиноза выделил три: удовольствие,   неудовольствие и желание. В. Вундт в качестве основных форм чувств выделял три пары различных противоположностей: удовольствие–неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разряжение. У. Макдауголл писал, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства – удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием успеха как полного, так и частичного, страдание – следствием и знаком неуспеха и фрустрации».

Рассматривая проблему развития эмоций, Уотсон утверждает наличие у ребенка трех врожденных эмоций: страха, гнева и любви.

К. Изард в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования:

1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе-страдание; 5) гнев;

6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина.

Эмоции являются фундаментальными, поскольку  каждая из них имеет:

а) специфический внутренне детерминированный нервный субстрат;

б) характерные мнемические или нервно-мышечные комплексы;

в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое

качество».

Рассмотрим перечисленные основные эмоции, учитывая, что за определенными переживаниями закрепились характерные моторные реакции. В любой эмоциональной реакции или состоянии обязательно присутствует моторный компонент.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Эту позитивную эмоцию человек переживает чаще других эмоций. В первые месяцы жизни ребенка интерес носит стихийный и непроизвольный характер, и лишь позже, углубившись, интерес может стать потребностью.

Радость – реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного.

Способность к эмоции радости индивидуальна и частично генетически обусловлена. Одни люди рождаются с более высоким порогом эмоции радости, другие наоборот.

Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция.

Удивление порождается резким изменением стимуляции, и оно кратковременно. Ситуации, вызывающие удивление, вызывают затем негативно или позитивно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций: удивление – радость – интерес или удивление – стыд – страх.

Дистресс проявляется в печали, страдании, горе. Отрицательные эмоции можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Об этом ребенок сообщает плачем, гримасой неудовольствия.  Опекая ребенка в такой момент, взрослый способствует снижению плача.  Ребенок очень рано может сопереживать опекающим его взрослым, а произвольно имитировать грустное настроение способен уже в 4 года.

Отвращение. Выражение «отвращения» в первом простейшем смысле имеет отношение к еде и означает что-то отвратительное на вкус.

В младенческом возрасте реакция отвращения возникает в результате горькой, испорченной или плохой на вкус и запах пищи. По мере взросления человек научается чувствовать отвращение к различным объектам  окружающего мира и даже с 5 лет отвращение к себе.

Гнев выражается у человека в том, что лицо краснеет, вены на шее, на лбу надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие широко раскрывают глаза. Мускулы напряжены и человек готов к мгновенному действию.  Значение гнева в том, что он мобилизует энергию человека, вселяет чувство уверенности, благодаря чему повышается способность к самозащите.

Презрение достаточно хорошо выражает себя мимически. Выражая презрение, человек становится выше, он выпрямляется, откидывает голову назад и смотрит на объект своего презрения как бы сверху вниз.  Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Презрение может возникать в межличностном общении. Презрение лежит в основе различных предрассудков таких как, расовые, этнические, религиозные, классово-социальные.

Страх. Эмоция страха переживается людьми не так часто, и это может быть в различных ситуациях. Но общее заключается в том, что ситуации воспринимаются как угроза безопасности и спокойствия. Сильное чувство страха может перерасти в смертельный ужас, который приводит к обмороку или крику ужаса.

Стыд – самая тягостная социальная эмоция. Переживая это чувство, человек опускает или отворачивает голову, прячет глаза.  Чувство вины, также как и другие нравственные чувства, характерны только для человека, но у разных людей и народов причины для такого чувства различны и порой противоположны.

Чувство вины. Вина – осуждение своего поступка и самого себя. Для вины характерны раскаяние и снижение самооценки. Основной причиной вины является проступок, то есть нарушение внутреннего стандарта, аморальное действие или предательство. Человек может чувствовать себя виноватым и в тех случаях, когда на самом деле не совершил проступка, но мог поступить иначе.

Таким образом, мы видим, что как эмоциональное заражение, так и эмоциональное опосредование имеют некоторые преимущества и  недостатки. В связи с этим в психологии особое внимание уделяется  подражанию и идентификации (мотивационное подражание устойчивому  образу) как механизмам формирования эмоций в частности и поведения в целом. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Данный механизм предполагает «создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном плане. В воображении возникает переживание, которое постепенно распространяется на реальную действительность». Особую роль при эмоциональном  обуславливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это игра, восприятие произведений искусства, музыки, литературы, театра, кино и др. Идентификация с  ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях расширяет эмоциональный опыт субъекта. В том случае, если произведение построено таким образом, что его форма затрагивает переживания и опыт человека, то порог его рациональной оценки, критичности снижается. Это становится основой для присвоения эмоции по такому способу эмоционального заражения, как при совместном реальном переживании. Именно поэтому в современных подходах к руководству  формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой, театрализованной и музыкально-эстетической деятельности.

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей

Анализ основных систем развития эмоциональной сферы ребенка позволяет выделить несколько подходов. Наиболее разработанным можно считать подход, цель которого связана с обогащением эмоциональной сферы, стимулированием эстетических переживаний, развитием художественных, музыкальных, актерских способностей. Методы, разработанные в рамках этого подхода, в основном связаны с составлением целостных концепций и программ обучения и могут считаться педагогическими или психолого-педагогическими. Выделяются и собственно психологические методы, которые опираются на психологические концептуальные подходы. Следует отметить, что, решая вопрос эмоционального развития ребенка, представители данного подхода, как правило, стремятся расширить и его творческий потенциал.

Второй подход к совершенствованию эмоциональной сферы ребенка начал складываться сравнительно недавно. Цель данного подхода связана с разработкой методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также особенностей личности, складывающихся на основе негативных процессов. В целом, цель второго подхода можно обозначить как гармонизацию функционирования эмоциональной сферы ребенка.

Рассмотрим теперь взгляды на способы развития и обогащения эмоциональной сферы в отдельных системах и программах в рамках педагогических, психолого-педагогических и психологических методов.

Задачи и цели эмоционального воспитания и развития детей ставятся в комплексных базисных и вариативных образовательных программах. Причем в некоторых программах обогащение и развитие эмоциональной сферы – основная идея общего развития ребенка, в отдельных программах – составляющая его развития, роль которой оценивается более или менее высоко.

Особенности эмоциональной сферы в раннем возрасте

В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства, которые во многом определяют его поведение, придавая ему окраску и выразительность. Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста характеризуется рядом возрастных особенностей, таких как:

1.кратковременность эмоциональных реакций;

2.непосредственность выражения эмоций;

3.неустойчивость эмоциональных состояний;

4.лабильность эмоций;

5.интенсивность эмоциональных состояний;

6.низкий уровень способности адекватно воспринимать эмоции других людей;

7.отсутствие навыков эмоционального самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

Рассмотрим  подробнее каждую из этих особенностей.

На данном возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших эмоциональных переживаний. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено, что обуславливает возможность эмоционального реагирования детей только на непосредственно воспринимаемые события.

Эмоции ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка, с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека, что свидетельствует о дальнейшей социализации эмоций. Эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения все возрастающих потребностей детей.

Аффективные реакции проявляются на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек (крика или плача) могут быть неуспешные действия с предметами, отсутствие внимания к ребенку со стороны близких взрослых, ревность к брату или к сестре и т.п. В таких ситуациях ребенок быстрее успокаивается при спокойном реагировании взрослых на его поведение и предложениях взрослого заняться какой-либо новой деятельностью. Ребенка раннего возраста легко отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой.

Структуры сознания ребенка формируются постепенно, в ходе накопления социального личного опыта. Сознательная регуляция поведения у него снижена, поэтому эмоциям в основном принадлежит функция его регуляции. Оно еще наивно, синкретично и непосредственно. Ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать одни реакции за другие, что типично для поведения детей в старшем возрасте.

Ребенок спонтанен и импульсивен, а также неустойчив и лабилен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств. Выраженная неустойчивость эмоциональных состояний и переживаний есть следствие слабости психических процессов как регуляторной, так и отражательной природы. Возможно, подвижность эмоциональных реакций служит целью социальной адаптации по типу проб и ошибок. Восприятие и эмоциональная оценка окружающего ребенка мира еще крайне несовершенны и в известной степени мифологичны, так как малыш видит мир сообразно возможностям своей когнитивной системы и мышления. Все это приводит к тому, что ребенок воспринимает социальный и предметный мир не таким, каким он является на самом деле, а таким, каким ему хочется его видеть. Связано это во многом со слабо выраженной в раннем детстве способностью адекватно воспринимать эмоции других людей. Дети довольно долго плохо дифференцируют не только оттенки чувств, выражаемых через лицевую экспрессию и с помощью интонаций голоса, но не всегда точно определяют знак эмоции. Ведущим признаком является сила экспрессии, на которую ориентируется ребенок в два года и позднее.

В эмоциональном развитии в раннем возрасте, безусловно, важную роль играют несколько факторов: особенности функционирования нервной системы и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Поведение взрослого, его отношение к ребенку постоянно обуславливают активность его поведения и деятельности. Если взрослый внимателен к ребенку, расположен к нему, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то у ребенка доминирует хорошее эмоциональное самочувствие. Положительные эмоции выступают в качестве активизирующего механизма, который способствует осуществлению связи между различными анализаторами, что создает предпосылки к обучению.

Для ребенка, начиная с двух лет, наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость, одобрение, поощрение. Появление эмоциональной реакции на похвалу со стороны взрослого является основой для развития самолюбия и чувства гордости и собственного достоинства. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность, вызывает негативные эмоциональные состояния: ребенок может стать неуверенным, застенчивым, тревожным, плаксивым, агрессивным.

Общение со сверстниками, хотя только появляется и не является еще полноценным, способствует эмоциональному развитию ребенка, но не в той мере, что общение его с взрослыми. В отношении сверстников зарождаются новые эмоции и чувства: соперничество, элементы зависти, ревность и др. На втором  году жизни при приближении сверстника ребенок может ощущать беспокойство и прервать свои занятия, броситься под защиту близкого взрослого. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком. Дети эгоцентричны и при ущемлении своих интересов могут проявлять агрессивность по отношению друг к другу. Эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче в игре появляется позже, в дошкольном возрасте.

На протяжении раннего детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнение и обогащением (см. табл.).

Таблица

Закономерности изменений эмоциональной сферы

Содержание изменений

Предпосылки и условия    изменений

1

Расширение ряда

эмоциональных

модальностей(базовые-социальные)

Переход на новый уровень

взаимодействия с взрослыми и

сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта

2

Опознание эмоциональных состояний по выражению лица

Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения

игровой деятельности при условиях дифференцированности восприятия

различных эмоциональных состояний

3

Расширение и усложнение знаний об эмоциях

Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта

4

Формирование структуры представлений об эмоциях

Образование системы знаний об

эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы

выражения и последствия

определенного эмоционального

переживания

5

Вербальное обозначение эмоций

Формирование «словаря эмоций»,

обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений

Развитие эмоций происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний, что связано с общим развитием личности ребенка, появлением новых видов деятельности, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик (от врожденной органической потребности – до взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятия событий общественной жизни). Переживание неудовольствия детьми может проявляться в виде эмоций страха, гнева, печали, отвращения, а переживание удовольствия – как переживание радости, восторга, нежности, умиления. Развитие чувств у детей осуществляется как обобщение эмоций, направленных на определенные объекты. В сформированной системе эмоций и чувств эмоции являются проявлением переживаемого чувства.

Речь способствует осознанию ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений и создает предпосылки для управления ими. Однако в раннем возрасте слово еще не может вызвать у ребенка какого-либо эмоционального переживания, так как словесный сигнал еще не имеет соответствующего оценочного значения. Оно приобретается в случае дополнительного подкрепления слова определенным эмоциональным отношением взрослого (мимикой, жестами, интонацией, действиями).

К концу раннего возраста начинают развиваться высшие чувства. Ребенок становится способен переживать элементарные эстетические чувства. Дети начинают отличать некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного. Происходят изменения в познавательных чувствах: удивление сменяется элементарной любознательностью.

Таким образом, в раннем возрасте эмоциональные реакции характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении раннего детства происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной регуляции.

Возрастные особенности эмоциональной сферы детей 2-3 лет

Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе, в удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка. А. Джерсилд и Ф. Холмс показали, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).

Для детей раннего младшего возраста, как отмечают  А.В. Запорожец (1966), и А.А. Люблинская (1971), характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других (Леонтьев, 1975), а выражение эмоционального состояния  (экспрессия) соответствует его реальному протеканию (Якобсон, 1961).

Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее. В исследовании М. Радтке-Ярроу, матерей просили сделать вид, что они только что ушиблись. Дети в возрасте 21 месяца были озадачены и обеспокоены случившимся. Но уже через три месяца, т.е. к двум годам в аналогичной ситуации некоторые дети стали утешать мать. Отсюда К. Цан-Вакслер и др. считают, что сопереживать чужому горю, дети начинают выучиваться в возрасте между 18-м и 24-м месяцами. В этом же возрастном диапазоне появляется эмоция смущения, а за нею и стыд, гордость и вина.

В  2-3 года появляются социальные формы гнева - ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия.

По данным Ю.А. Макаренко (1976), уже в возрасте 2-3 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда. У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения (М.И. Лисина, 1980). Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству. В то же время Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина (1987) отмечают, что незаслуженная похвала вызывает у детей 2-3 лет смущение, неловкость. Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном отношении детей к сверстнику (Л.Н. Галигузова, 1980). Дети младшей ясельной группы, как правило, с улыбкой разглядывают друг друга, иногда наблюдаются проявления ласки. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.

У детей 2-3 лет связь между эмоциями и деятельностью весьма тесная. В этом возрасте ребенок очень живо реагирует на все происходящее. Но его эмоции кратковременны и неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей 2-3 лет еще не объединены в сложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим. Зная возрастные особенности эмоциональной сферы детей 2-3 лет, необходимо поддерживать в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывать разнообразные чувства, то есть способствовать их эмоциональному развитию.

Заключение

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление и речь.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями.

Список литературы

  1. Галигузова, Л. Н. Педагогика раннего возраста [Текст]: учебн. пособие для студентов ВУЗов / Л. Н. Галигузова – Москва: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
  2. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина – Москва: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
  3. Ежкова, Н. С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации [Текст]: журнал / Н. С. Ежова – Москва: 2006. - №6.
  4. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Изотова – Москва: Изд.центр «Академия», 2004.
  5. Картушина, М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина  – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  6. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: учебное пособие / О. О. Косякова  – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 415с.
  7. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов – Москва: Высшее образование, 2005.
  8. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста[Текст]: методическое пособие / Е. О. Смирнова – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. – 160с.
  9. Сорокина, Н. Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра [Текст]: методическое пособие / Н. Ф. Сорокина – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
  10. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст]: методическое пособие / В. Д. Шадрикова – Москва: Логос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

В этой статье говориться об особенностях и значимости  развития эмоциональной сферы малышей....

Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...

самообразование на тему "Социално-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

§Помочь детям раннего возраста и 2-ой мл. группы преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;§Познакомить детей с основными эмоциями, дать понятие о разделении эмоций на положительные и о...

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...