Презентация программы "Прялица"
презентация на тему

Воронова Валентина Александровна

Преобразования, происходящие в современном обществе, затронули сферу культуры и образования, обнажив проблемы воспитания. На пути их решения важнейшей задачей становится соответствие содержания, форм и методов воспитания принципу природосообразности как главному критерию его основательности и действенности. Природосообразность в воспитании детей, особенно дошкольников, характер мышления которых определяется как образное, наиболее естественно, органично реализуется на основе самого природного средства — фольклора.

Русский фольклор – это источник национального богатства, залог сохранения традиций народной культуры. Именно поэтому важно знакомить детей с русским народным творчеством, передавая из поколения в поколение красоту и самобытность нашей культуры.

Детский фольклор - «область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка....». В народной культуре детский фольклор представлен довольно самостоятельно. Он имеет свою специфику, заключающуюся в его функциональности, жанровой системе. Каждое произведение детского фольклора эмоционально-образными средствами способствует развитию ребенка и сохранению его душевного и физического здоровья, способствует его социализации в среде взрослых и детей.

Работа по программе «Прялица» более углубленно знакомит детей старшего дошкольного возраста с произведениями фольклора и их исполнением, способствует воспитанию любви к родной природе, к растительному и животному миру, формирует умение видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. Через посредство простых попевок, произведений детского фольклора и более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок дети готовятся к исполнению более сложных произведений песенного репертуара фольклора: игровых, шуточных, лирических песен. И уже как вершина творческих достижений – это участие детей в постановке фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно там дети применяют все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнение игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах.

Занятия по данной программе способствуют формированию культурно-ценностных ориентаций и приобщению старших дошкольников в практической деятельности ко всем составляющим фольклора: народному словесному творчеству, играм, хороводам, танцам, песням.

Значимость разработки данной программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных организаций (в соответствии с нормой закона «Об образовании в РФ», ст.48 п.1 «Обязанности и ответственность педагогических работников»).

Программа «Прялица»  реализуется  в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» , составлена на основе парциальных программ «Гармония» К.В. Тарасовой (Программа по развитию музыкальности детей. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста), «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной (Программа по ритмической пластике для детей. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста) и учитывает специфику национальных, социокультурных  условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОУ. Но, главное отличие программы заключается в более углубленном изучении традиций и музыки  русского народа Оренбургского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 169_prezentatsiya_pryalitsa.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация программы по художественно-эстетическому развитию детей «ПРЯЛИЦА» (образовательная деятельность «МУЗЫКА») Подготовительная к школе группа Музыкальный руководитель МБДОУ № 169 г. Оренбурга Воронова В.А.

Слайд 2

Особенности программы В современной отечественной и зарубежной педагогической науке и практике происходят переосмысление концептуальных подходов к воспитанию и образованию дошкольников, понимание роли преемственности в их социальной адаптации. Поэтому очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, передавая из поколения в поколение красоту и самобытность нашей культуры. Русский фольклор – это источник национального богатства, залог сохранения традиций народной культуры. А детский фольклор - «область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка....». Работа по программе « Прялица » более углубленно знакомит детей старшего дошкольного возраста с произведениями фольклора и их исполнением, способствует воспитанию любви к родной природе, к растительному и животному миру, формирует умение видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней

Слайд 3

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - Закон «Об образовании в Российской Федерации»; - национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.; - ФГОС ДО; - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях; - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 169» г. Оренбурга.

Слайд 4

ЦЕЛЬ: формирование общей культуры детей средствами русской народной музыки в процессе приобщения к традициям и культуре родного края.

Слайд 5

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса: Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка Обеспечение равных возможностей и вариативности использования образовательного материала для полноценного развития каждого дошкольника в соответствии с его интересами и наклонностями Использование различных видов детского фольклора, его интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса Творческая организация образовательного процесса Обеспечение повышения компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей и привлечение семьи к участию в фольклорных праздниках и развлечениях

Слайд 6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В основе содержания работы по программе « Прялица » - четыре основных компонента, которые должны учитываться при использовании основ фольклора в музыкальной деятельности детей: - эмоциональный, - познавательный, - деятельностный , - социально-личностный. В плане указаны тематика, цели, музыкальный и речевой материал для проведения образовательной деятельности. Занятия по программе « Прялица » – подгрупповые, проводятся два раза в неделю, детям дается возможность освоения материала в индивидуальном темпе. Проводится 66 занятий в год, длительностью 30 минут.

Слайд 7

Программой предусмотрено проведение: тематических – 42; доминантных – 20; интегрированных – 4 («В осенний день у Каравая», «Что Мороз нам принес?», «Уральские мастера» - 2 занятия) праздников – 3 (Ярмарка «Праздник урожая», «Святая водица, чтоб всем удивиться», «Праздник жаворонков»). Занятие строится по блокам. Ритмическая разминка. Развитие чувства ритма, музицирование . Слушание музыки. Распевание, пение. Разучивание элементов народных танцев. Пляски, игры, хороводы, игровой танец

Слайд 8

Связь с другими образовательными областями СОЦИАЛЬНО--КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Формирование представления о музыкальной культуре и о народном музыкальном искусстве; развитие навыков фольклорной игровой деятельности; формирование гендерной , семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к русскому народу. Развитие свободного общения о народной музыке с взрослыми и сверстниками; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). Формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Расширение фольклорного кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами народного музыкального искусства, народных промыслов, творчества РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений о русском фольклоре, характеристики народных музыкальных произведений; практическое овладение детьми нормами речи, обогащение «образного словаря».

Слайд 9

Самостоятельная деятельность детей: -предоставлять детям возможность самостоятельно слушать народную музыку, играть в разнообразные игры; -развивать умение импровизации несложных сюжетов русских народных песен, сказок. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с народными музыкальными игрушками; -способствовать желанию детей выступать перед родителями и сверстниками.

Слайд 10

Прогнозируемый результат: - К концу года дети смогут: внимательно слушать народные музыкальные произведения различной тематики от начала до конца, эмоционально откликаться на них выражая свои мысли, чувства, впечатления; знать содержание сказок, былин, примет, пословиц; знать историю русского костюма; узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте; узнавать героев в произведениях изобразительного искусства; замечать изменения в динамике и силе звучания музыки; узнавать предметы русского народного прикладного искусства, играть в народные игры, игрушки; петь народные песни, не отставая и не опережая друг друга; выполнять народные танцевальные движения, двигаться под музыку с предметами: в подгруппе, с партнером; доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам; эмоционально и положительно откликаются на красоту природы; взаимодействовать со сверстниками, используя различные способы на основе правил народной музыкальной игры; использовать фольклор в повседневной жизни; иметь навыки работы с тканью, глиной, тестом, берестой; различать, называть, владеть способами игры на детских музыкальных инструментах; использовать способы творческих действий в песенной, двигательной, инструментальной народных импровизациях.

Слайд 12

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕДАГОГАМИ Проведение открытых фольклорных занятий, досугов с последующим обсуждением Индивидуальные и подгрупповые консультации (по 3-5 человек) Практические занятия с коллегами по разучиванию фольклорного репертуара Ознакомление с новой музыкально-методической литературой Выступления на педсоветах с докладами, тематическими сообщениями

Слайд 13

Осенняя ярмарка

Слайд 14

Зеленая Троица

Слайд 15

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ : h t t p : / / w w w . b a y v i l l a g e b a n d b o o s t e r s . o r g / R e s o u r c e s / P i c t u r e s / C o n d u c t o r % 2 0 1 5 . j p g h t t p : / / w w w . m r 7 . r u / n e t c a t _ f i l e s / 7 5 7 / 5 6 2 / p e n i e _ b . j p g h t t p : / / p i a n o l o g . r u / r e s / i m a g e / o r i g i n a l / 3 6 . j p g h t t p : / / n e w s . s a m a r a t o d a y . r u / e d i t / u p l o a d e d 1 / 1 7 1 4 3 0 _ 8 . j p g h t t p : / / w w w . r u s - d a n c e . r u / I m a g e s / r e p / 1 1 / r e p 1 6 _ 1 . j p g h t t p : / / r m i l e s . f i l e s . w o r d p r e s s . c o m / 2 0 1 0 / 0 2 / o r c h e s t r a . j p g h t t p : / / a l l f r e e d . r u / u p l o a d s / p o s t s / 1 1 1 1 / 5 9 2 1 1 2 2 7 1 0 0 6 8 4 _ 1 . j p g h t t p : / / i m g - 2 0 0 7 - 1 1 . p h o t o s i g h t . r u / 1 1 / 2 4 0 5 0 4 0 . j p g h t t p : / / c s 9 6 9 7 . v k o n t a k t e . r u / u 1 5 5 1 1 1 8 / 1 0 6 6 8 7 1 6 6 / x _ 7 a 7 c 0 f 0 f . j p g

Слайд 16

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...