НОД "Воздух - невидимка", подгот. группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Камчатная Светлана Николаевна

Проведение опытов с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh_-_nevidimka_podgot._gr.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктор проектирования НОД

Образовательная область: интеграция образовательных областей – коммуникация, экология, познание

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема НОД: Воздух - невидимка

Цель: Показать свойства воздуха при помощи опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи непосредственно образовательной деятельности:

*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Оборудование:Стаканчики с водой и соломинками, веер на каждого ребёнка,

целлофановый пакет, мячи, мыльные пузыри, дудочки.

Предварительная работа:

  • Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
  • Изготовление с детьми вееров из бумаги.
  • Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
  • Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Этап НОД

Содержание. Действия педагога

Действия детей. Результат

Вступление

Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Дети  стоят свободно.

Дети: Воздух. 

Отгадывают загадку. Дети делают предположения о предстоящей теме занятия.

АУТОТРЕНИНГ 

Упр. «Цветочная поляна».

Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себе, что ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Мы с вами оказались на лесной полянке, поют птицы, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите «АХ».

Релаксация

Дети сидят на ковре с закрытыми глазами.

Актуализация знаний, выход на проблему, мотивация.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?

Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.

Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Мотивация познавательной деятельности.

Дети делятся на 3 группы и садятся на рабочие места.

Основная часть.

Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности детей через проблемное учебное задание.

Опыт 1.  «В стакане есть воздух и он невидим»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 

Опыт 2. «Человек не может жить без воздуха»

Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? ( плохо) Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3:  «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное?  (Оконное стекло, очки, лампочка)

Дети проводят опыты.

Формирование самостоятельности детей, умения добывать новые знания самим.

Повышение

исследовательских,

коммуникативных умений детей, желание самопознания,

повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора.

Открытие «нового знания»

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Ветер»        

Ветер по лесу летал,                                         (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                                               движения ладонями.)

Вот дубовый,                                             (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                                                                      на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.   

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

При проведении пальчиковой

более быстрыми темпами формируется речь ребенка.

Упражнения пальчиковой гимнастики готовят кисть руки к письму.

Повышается работоспособность коры головного мозга.

Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности детей через проблемное учебное задание.

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Дети проводят опыты.

Формирование самостоятельности детей, умения добывать новые знания самим.

Повышение

исследовательских,

коммуникативных умений детей, желание самопознания,

повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора.

Открытие «нового знания»

Смена вида деятельности

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».

При смене видов деятельности снимается психическое утомление, улучшается состояние психических процессов, работоспособность.

Физминутка

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо

Закачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише,                                 приседание

Деревцо всё выше, выше,                               поднимание вверх на носочках

Увеличивается двигательная активность детей, снимается утомление, статическое напряжение.

Улучшается общее состояние ребенка, его работоспособность

Динамические паузы благоприятно влияют на настроение детей.

Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности детей через проблемное учебное задание.

Опыт 6. «Веер»

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель:  Где используется ветер человеком?

Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

 Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.

Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Опыт 8 «Дудочка»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Нужно подуть в дудочку, и она заиграет. Звуки бывают только там, где есть воздух. Он дрожит и получаются звуки.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 9 «Мыльные пузыри»

Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Опыт 10 «Вкус и запах воздуха»

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха.

Дети проводят опыты.

Формирование самостоятельности детей, умения добывать новые знания самим.

Повышение

исследовательских,

коммуникативных умений детей, желание самопознания,

повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора.

Открытие «нового знания»

Рефлексия

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

 (Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать, нет запаха и вкуса)

Где можно встретить воздух?

Что нового вы узнали?

Что было сложным? Почему?

Какой опыт был самым интересным? Почему?

Чей ответ был самым интересным и почему?

Что больше всего вас впечатлило и почему?

Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний, дети анализируют что было самым сложным, что самым интересным и почему.

Подготовила:

Камчатная Светлана Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - музей «Воздух - невидимка» в группе образовательного учреждения

Формировать у дошкольников представления о музее. Расширять кругозор детей. Познакомить  со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойств...

конспект занятия по ознакомлению с природой \'\'Воздух - невидимка\'\' старшая группа

Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.Задачи:Образоват...

мини - проект "Воздух - невидимка" старшая группа

Моей целью, в проведении данного проекта было с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. А так же обучать детей ис...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа

Задачи:  Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...

КОНСПЕКТ НОД по окружающему миру «Воздух-невидимка» (средняя группа)

Занятие по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада...