НОД "Воздух - невидимка", подгот. группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конструктор проектирования НОД
Образовательная область: интеграция образовательных областей – коммуникация, экология, познание | ||
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) | ||
Тема НОД: Воздух - невидимка | ||
Цель: Показать свойства воздуха при помощи опытно-экспериментальной деятельности. | ||
Задачи непосредственно образовательной деятельности: *обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер). *развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности. *коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей. *воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе. | ||
Оборудование:Стаканчики с водой и соломинками, веер на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, мыльные пузыри, дудочки. | ||
Предварительная работа:
| ||
Этап НОД | Содержание. Действия педагога | Действия детей. Результат |
Вступление Организационный момент | Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку: Невидимка озорной Живёт рядышком с тобой, Он невидим и неслышим, И куда мы ни пойдём, Невидимку мы найдём. | Дети стоят свободно. Дети: Воздух. Отгадывают загадку. Дети делают предположения о предстоящей теме занятия. |
АУТОТРЕНИНГ | Упр. «Цветочная поляна». Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себе, что ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Мы с вами оказались на лесной полянке, поют птицы, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат? Сделайте глубокий вздох и скажите «АХ». | Релаксация Дети сидят на ковре с закрытыми глазами. |
Актуализация знаний, выход на проблему, мотивация. | Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать? Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде. Воспитатель: А почему мы его не видим? Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно. Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. | Мотивация познавательной деятельности. Дети делятся на 3 группы и садятся на рабочие места. |
Основная часть. Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности детей через проблемное учебное задание. | Опыт 1. «В стакане есть воздух и он невидим» Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. «Человек не может жить без воздуха» Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? ( плохо) Какой вывод можно сделать? Вывод: Человек не может жить без воздуха. Опыт 3: «Что в пакете?» Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух? Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, очки, лампочка) | Дети проводят опыты. Формирование самостоятельности детей, умения добывать новые знания самим. Повышение исследовательских, коммуникативных умений детей, желание самопознания, повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора. Открытие «нового знания» |
Пальчиковая гимнастика | Пальчиковая гимнастика «Ветер» Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные Ветер листики считал: движения ладонями.) Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику Вот кленовый на обеих руках.) Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.) | При проведении пальчиковой более быстрыми темпами формируется речь ребенка. Упражнения пальчиковой гимнастики готовят кисть руки к письму. Повышается работоспособность коры головного мозга. |
Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности детей через проблемное учебное задание. | Опыт 4. «Воздух – упругий» Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы). Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч. Опыт 5. «Воздух находится везде». Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха. Вывод: В почве есть воздух. Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков. Вывод: В камне есть воздух. | Дети проводят опыты. Формирование самостоятельности детей, умения добывать новые знания самим. Повышение исследовательских, коммуникативных умений детей, желание самопознания, повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора. Открытие «нового знания» |
Смена вида деятельности | Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер) Воспитатель: Что такое ветер? Дети: Ветер – это движение воздуха. Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер». | При смене видов деятельности снимается психическое утомление, улучшается состояние психических процессов, работоспособность. |
Физминутка | Физминутка «Ветер» Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны Ветерок всё тише, тише, приседание Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках | Увеличивается двигательная активность детей, снимается утомление, статическое напряжение. Улучшается общее состояние ребенка, его работоспособность Динамические паузы благоприятно влияют на настроение детей. |
Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности детей через проблемное учебное задание. | Опыт 6. «Веер» А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером). Вывод: воздух чувствуем. Воспитатель: Где используется ветер человеком? Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы. Опыт 7 «Мы дышим воздухом». Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду. Что видим? – пузырьки. Что это значит? Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде. Опыт 8 «Дудочка» Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты. Нужно подуть в дудочку, и она заиграет. Звуки бывают только там, где есть воздух. Он дрожит и получаются звуки. Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух. Опыт 9 «Мыльные пузыри» Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики. Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий. Опыт 10 «Вкус и запах воздуха» Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет? Дети: Воздух запаха не имеет. Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? Дети: Воздух вкуса не имеет. Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха. | Дети проводят опыты. |
Формирование самостоятельности детей, умения добывать новые знания самим. Повышение исследовательских, коммуникативных умений детей, желание самопознания, повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора. Открытие «нового знания» | ||
Рефлексия | Какие свойства воздуха вы сегодня узнали? (Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать, нет запаха и вкуса) Где можно встретить воздух? Что нового вы узнали? Что было сложным? Почему? Какой опыт был самым интересным? Почему? Чей ответ был самым интересным и почему? Что больше всего вас впечатлило и почему? | Подведение итогов. Закрепление полученных знаний, дети анализируют что было самым сложным, что самым интересным и почему. |
Подготовила:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - музей «Воздух - невидимка» в группе образовательного учреждения
Формировать у дошкольников представления о музее. Расширять кругозор детей. Познакомить со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойств...
конспект занятия по ознакомлению с природой \'\'Воздух - невидимка\'\' старшая группа
Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.Задачи:Образоват...
мини - проект "Воздух - невидимка" старшая группа
Моей целью, в проведении данного проекта было с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. А так же обучать детей ис...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа
Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...
КОНСПЕКТ НОД по окружающему миру «Воздух-невидимка» (средняя группа)
Занятие по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада...