Арт-терапевтические игры и упражнения
план-конспект занятия на тему

В статье описывается проведение игры-мастерской "Традник", которую можно использовать в работе с детьми, родителями, педагогами. Также предложены упражнения "Рисование субдоминантной рукой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-masterskaya.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon risovanie_subdominatnoy_rukoy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-МАСТЕРСКАЯ   «ТРАДНИК»

Как правило, эта мастерская проводится в преддверии какого-нибудь праздника: Нового года, 8 Марта, окончания учебного года.

Необычное слово традник взято в качестве названия игры, поскольку в последнее время слово праздник чаще ассоциируется с праздностью, бездельем. А в этой игре-мастерской результатом является вполне конкретный продукт - небольшой подарок-сувенир, изготовленный руками самих участников. Нам представляется, что в слове «традник» удачно встретились слова традиция и радостный труд.

Для успешного проведения и завершения игры от участников потребуются аккуратность и собранность, тщательность и неспешность, бережное и уважительное отношение к труду своих одноклассников.

Для игры понадобятся:

- листы белой плотной бумаги размером с открытку в количестве, равном -числу участников;

-  небольшие   листочки  (4x8   см)   писчей  бумаги   в количестве   4 х К,   где  К  -  количество  участников;

- каждому   участнику  по  одному   тетрадному  листочку для черновых записей и по ручке;

- комплекты фломастеров или наборы цветных карандашей на  каждую группу  (гуашь и акварель для этой игры не подойдут);

- нарядная коробка, мешок или шляпа, куда могли бы поместиться все изготовленные открытки для последующей лотереи.

Участники делятся на группы и рассаживаются за столами так, чтобы каждому было удобно рисовать, писать, передавать что-либо внутри группы. Сами группы по возможности максимально удалены друг от друга. Желательно, чтобы во всех группах число участников было равным -от четырех до шести,

Ход   игры-мастерской

1. Ведущий   уточняет   с   участниками   смысл   слова традник и договаривается о том, что сегодня все вместе, и каждый отдельно будут мастерить небольшой подарок - поздравительную открытку.

Когда эта игра идет впервые, ведущий непременно обращает внимание детей на ее название, поскольку такого слова в русском языке нет. Ребятам предлагается назвать слова, созвучные, похожие на слово «травник». Как правило, большинство этих слов вполне согласуются с основным смыслом игры - радостным трудом в преддверии традиционного праздника.

На столах каждой группы лежат листы - заготовки для будущих открыток. Важно обратить внимание ребят на то, что нужно постараться работать с этими заготовками очень аккуратно, так как количество их ограничено, и работа будет идти, что называется, «с первой попытки».

2.  Каждому участнику предлагается взять по открытке,   на   которой   пока   ничего  нет,   и   нарисовать  на  ней елочку - любую, какую захочется. Главное условие - мы создаем красивую открытку, которую любому будет приятно получить в подарок.

Времени на каждый шаг отводится немного, обычно от двух до пяти минут. Организатор следит за тем, как идет дело, и чтобы в предложенный интервал времени уложились все участники.

После того как елочку нарисуют все, каждый член группы передает свою открытку по часовой стрелке соседу слева.

Важно, чтобы акт передачи осуществлялся всеми участниками одновременно. Только после того, как у каждого в руках окажется новая открытка, можно предлагать следующее задание.

3. Работа над открыткой продолжается новым мастером.   Теперь   предлагается   елочку   украсить   гирляндой, выполненной  с  помощью  фломастеров   или  карандашей. Когда   все   с   этим   справятся,   по   команде   ведущего открытки передаются внутри группы соседям слева.

4. Теперь  эту елочку  предлагается  украсить какой-нибудь елочной игрушкой, по завершении чего передать соседу.

5.  На   этом   этапе   участникам   предлагается   нарисовать снег или снежинки и передать соседу.

Необходимость в этом возникает в том случае, если у большинства участников на открытке осталось очень много свободного пространства.

6.  Наконец  участникам   предлагается   положить   под нарисованную елку свой подарок. А чтобы нельзя было сразу  угадать,   что   это,   подарок   изображается   красиво упакованным  в  коробку  или  яркую  бумагу,   непременно перевязанную красивой ленточкой с бантом. По команде ведущего открытки передаются соседу слева.

На этом изобразительная часть оформления открыток завершается. Количество таких этапов определяется числом участников в группе, но любая последовательность этапов должна завершиться рисунком подарка, который будет положен под елку. Лучше, если после этого шага открытка вернется к тому, кто её начинал (автору елочки).

Выполнение задания в предложенной последовательности ориентировано на группу из пяти участников. Если во всех или в большинстве групп находится, например, по шесть человек, то может появиться еще один этап: изобразить кого-то, кто сидит, стоит или скачет около елочки. Если в группах по четыре участника, то можно объединить этапы с изображением гирлянды и игрушки или опустить какой-то из этапов, кроме первого и последнего. В любом случае создание открытки нужно завершить изображением подарка.

7.  Участникам предлагается рассмотреть полученную открытку,   мысленно   «развязать   ленточку»   и   «посмотреть»,   что  лежит  в  подарочной  коробке.   Пофантазировать о том, что хотелось бы получить в подарок, и записать свои фантазии на тетрадном листочке для черновых записей. Представить, как было бы радостно, если бы это осуществилось.

Далее ребятам предлагается перечислить на этом листочке то, с чем для них вообще связано состояние радости, счастья. А затем продолжить свой список словами, выражающими то, с чем для них связаны надежды на наступающий Новый год.

Это могут быть и какие-то вполне реальные предметы, и что-то нематериальное: мир, здоровье, удача, хорошая погода.

8. Тем,   кто   желает,   предлагается   озвучить   всему классу идеи, с их точки зрения самые важные и наиболее интересные. Те, кому понравится какая-либо идея, смогут дополнить свои списки.

9. Теперь каждому участнику предлагается взять по четыре  небольших листочка-записочки и на  каждом из них записать по одному слову или словосочетанию, с которыми для них связаны радостные, счастливые ожидания и надежды в наступающем году. Четыре листка - четыре разных слова, выбранных этими участниками из множества, созданных ими на предыдущем этапе. Заполненные листочки складываются текстом вовнутрь,  причем каждый отдельно, но все одинаково, и кладут их на отдельный стол.

На этом этапе механизм игры и правила, действия участников аналогичны игре «Обмен».

10.  Ведущий   перемешивает   карточки   и   предлагает участникам по очереди подойти к столу и, не выбирая, взять любые четыре записки. Вернувшись на свое место, не разворачивая записки, участники должны убедиться только в правильности количества взятых карточек.

Когда у всех на руках будет по четыре записки, только тогда участникам предлагается развернуть их и посмотреть, что же им досталось.

11. Теперь наступает заключительный этап оформления открыток – оформление поздравительной надписи. При этом каждый работает с той открыткой, с которой начинал игру. Здесь важно, во-первых, найти обращение к пока не известному получателю этой открытки, причем такое, чтобы оно было приятным и подходящим любому присутствующему, учитывая, что в классе сидят и мальчики, и девочки: «Мой дружок!», «Мое солнышко!», «Дорогой друг!». Во-вторых, участникам предстоит придумать поздравления и пожелания, используя все четыре слова, которые достались каждому в записках.

Это наиболее сложный и продолжительный этап. Важно, чтобы ребята вначале попробовали сочинить поздравление на черновике с обязательным включением четырех полученных слов или словосочетаний, конечно дополнив и развив их по своему усмотрению, а затем, отредактировав и откорректировав текст поздравления во всех отношениях, перенесли бы его красиво и разборчиво на открытку.

Полностью оформленные открытки участники кладут в нарядную коробку, мешок или шляпу для будущего розыгрыша.

12.  Группы по очереди (очередность может быть определена любым игровым способом) подходят и вытягивают открытки. Если попалась своя открытка, то возможна ее замена.

13.  В завершение  каждому,  кто хочет, предлагается озвучить текст своей   открытки,   полученной   в   финале игры.

Обычно, если постарались все, это проходит весело и радостно.

Для весенних открыток, которые можно делать для мам, причем это станет результатом не только индивидуального труда, но труда целой группы учащихся, можно использовать другие реквизиты: цифру 8, солнце, какой-нибудь цветок, слова «март» или «Поздравляем маму!». Для открыток по случаю окончания учебного года - любые знаки, связанные со школой, летом, каникулами, успешным движением по ступенькам школьного образования.



Предварительный просмотр:

РИСОВАНИЕ СУБДОМИНАТНОЙ РУКОЙ

У этой руки не было уроков чистописания, опыта рисования. Она не может сразу выполнить все ваши указания. Она может служить открытым каналом для откровенных чувств, идущих прямо от сердца.

Рисование субдоминантой рукой – это прием, который используется при обучении в художественных школах, как способ расслабления учеников.

Рисовать субдоминантной рукой – это рисовать по-детски.

Это действенный способ исследовать мир своих эмоциональных ощущений, разложить все по полочкам.

«Ваша внутренняя мудрость убедит и воодушевит вас гораздо сильнее, чем любые слова, Ваши чувства жизненно важны, они питают, как подземная река, всю вашу жизнь. Болезненные ощущения свидетельствуют о глубоких ранах, нанесенных вашему внутреннему миру, Это необходимо осознать и относиться к себе  с любовью и пониманием. Вы должны найти способ, как быть честным со своими чувствами. Помните: любовь живет глубже, чем боль. Когда вы несчастны, обратитесь к внутренней мудрости своего сердца. Позвольте в этом упражнении сосредоточиться на абсолютной любви, которая стоит за болью и страхом. Только подумайте: ответ у вас лежит под рукой.

Задачи: 

- помочь подружиться с собой. Дружба основана на любви, понимании, принятии, одобрении;

- создать внутри себя безопасную психическую обстановку, с тем,  чтобы вне зависимости от того, в каком направлении вы двигаетесь, вы могли оставаться сами собой.

Условия

  1. Создание безопасной обстановки (спокойная уединенная обстановка, музыка, свеча).
  2. Не прилагать много усилий. Сфокусировать свое внимание, раскрыть свое сердце, услышать послание и продолжать жить со слегка изменившимся сознанием. В большинстве случаев этого достаточно. Чтобы вновь задышать полной грудью.

Упражнение «Освобождение от беспокойства»

  1. Сядьте, глубоко вздохните, расслабьтесь.
  2. Почувствуйте, где в теле, находится источник переживаний.
  3. Взять карандаш в субдоминантную руку и представить, как страдание перетекает из того места, где оно сосредоточенно в твою руку, в карандаш, на бумагу. Дайте чувству беспокойства перейти на бумагу.
  4. Назовите свой рисунок.
  5. Дышите глубоко
  6. А теперь закройте глаза и переключитесь.  Вместо, того, чтобы чувствовать страдание, представьте себе, что стоите у самого края своего сердца и чувствуете любовь. Просто почувствуйте любовь.
  7. Теперь представьте, как любовь перетекает  в ту самую часть тела, где расположилась беспокоящая ситуация.
  8. Представьте, как эта любовь перетекает от вашего  сердца в руку, в карандаш и на бумагу.
  9. Дайте название этому рисунку.

Упражнение  «Принятие себя»

Многие люди считают, что не могут принять себя. Все люди,  так или иначе учатся, как раскрыть свое сердце, полюбить и принять себя безо всяких условий, просто такими, какие они есть. Принятие себя – это один из самых больших уроков жизни. Проблема в том, что перед нами стоит условие: мы должны оценить себя, если мы успешны – то принимаем себя, если нет – то не стоит.

  1. Сядьте, глубоко вздохните, расслабьтесь.
  2. Выберите проблему или беспокоящий вас вопрос. Напишите эту проблему на бумаге.
  3. Нарисуйте что-нибудь субдоминантной рукой, что отражает ваши чувства, связанные с этой проблемой.
  4. Переместите эту проблему к себе в сердце и почувствуйте, как ваше сердце принимает проблему такой, какая она есть. Запомните, что вы чувствуете, когда принимаете проблему такой, какая она есть.
  5. Спросите, что мне нужно знать об этом?
  6. Просто слушайте.
  7. Напишите или нарисуйте что-нибудь, чтобы выразить, то, о чем говорит вам ваше сердце.
  8. Субдоминантной рукой напишите на своем листке «Я принимаю себя такой, какая я есть».
  9. Напишите на бумаге те чувства, которые пробуждаются в вас в ответ на это заявление.

Упражнение «Выражаем тревогу»

  1. Сядьте, глубоко вздохните, расслабьтесь.
  2. Найдите в себе ощущение тревоги. Где она локализуется: в животе, лице, голове.
  3. Субдоминантной рукой выплесните из себя тревогу и перенесите ее на бумагу.
  4. Спросите тревогу: «Что мне надо знать?»
  5. Нарисуйте или напишите то, что она должна вам ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терапевтические игры

Особенности терапевтических игр. Правила проведения.Пути проведения терапевтических игр....

Арт- терапевтические и психологические упражнения, игры, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Картотека арт-терапевтических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, ребенок обретает свою цельность, неповторимость и ин...

Сборник арт-терапевтических игр и упражнений для решения диагностических, коррекционных, развивающих и психотерапевтических задач для детей и взрослых

арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослымиусловия подбора техник и приемов арт-терапиимотивационные игры и упражненияарт-терапевтические игры, упражнения, этюды по развитию эмоциональной с...

Картотека арт-терапевтических игр и упражнений (изотерапия)

Картотека арт-терапевтических игр и упражнений (изотерапия), используемые педагогом-психологом в развивающей и коррекционной работе в дошкольном образовательном учреждении...

"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся  примеры игр и упражнений...

Картотека арт-терапевтических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Картотека арт-терапевтических игр и упражнений для детей дошкольного возраста...