Патриотическое воспитание в ДОУ
статья на тему
Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ в современнх условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_dou_i_godovye_zadachi.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в ДОУ
Автор – Гончарова М.С., старший воспитатель МБДОУ № 204 г. Кемерово
Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
Прежде чем начать работу в этом направлении, мы провели анкетирование педагогов с целью выяснить, какими знаниями располагают педагоги и в чем они испытывают затруднения в плане патриотического воспитания детей. Анкетирование показало, что знаний о средствах и методах такого воспитания у опрошенных недостаточно. Между тем пункт «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» был одним из главных пунктов годового плана работы нашего ДОУ. Чтобы снять проблему, разработали план работы с педагогическим коллективом, в который включили проведение следующих мероприятий:
1. Заседание педагогического совета с повесткой дня «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания». (Позже, уже непосредственно на этом заседании совета, познакомили педагогов с документами, которые нужно знать, чтобы вести работу по патриотическому воспитанию дошкольников.)
2. Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию».
3. Заседание МО «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности», на котором предполагалось обсудить темы «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания», «Формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников», «Народные традиции в изобразительно-прикладном искусстве», «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания».
4. Консультации по темам «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации» и «Ознакомление детей с родным городом как средство патриотического воспитания».
5. Родительское собрание с повесткой дня «Роль семьи в воспитании маленького гражданина».
Кроме того, был разработан тематический план мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей, в который вошли такие темы, как «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой район и город, в котором я живу», «Я и мое имя», «Наша Родина – Россия», «Наши защитники», «Милые мамы», «Этот День Победы…», «Кемерово – город мой».
Творческой группой воспитателей детского сада были составлены конспекты занятий по темам «Символы России», «Экскурсия на Красную горку», «Рассказ воспитателя о герое Советского Союза А.Леонове», «Путешествие по Кировскому району», «Наша Родина – Россия» и другие.
В нашем детском саду накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе нашей области, материал об истории возникновения города Кемерово, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего города и района, есть Красная Книга КО, собраны стихи кузбасских поэтов.
Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями города.
Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детсада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о зданиях на улицах города, о предприятиях Кемерово. По нашим советам в выходные дни родители водят детей к речке Томи, на набережной показывают малышам железную дорогу, поднимаются на Красную горку, чтобы оттуда бросить взгляд на город.
Мы вместе с детьми посетили музей в школе №82, где рассказали его юным экскурсантам о прошлом нашего города и его первостроителях. Увидели дети в школьном музее образцы полезных ископаемых, которые добываются в нашем районе, составили некоторое представление о местной флоре и фауне.
Были проведены у нас также экскурсии к памятникам нашим землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. На площади воспитатели рассказывали детям, кому поставлены эти памятники, рассказывали о доблести и мужестве наших земляков. Были у нас проведены тематические беседы с демонстрацией фотоснимков, плакатов и репродукций картин. Во время этих бесед мы побуждали детей делать выводы и заключения о том, что они узнали, давать нравственные оценки событиям, о которых шла речь. На занятиях все дети стремились отвечать на вопросы, дополняли рассказы товарищей.
Знакомя детей с прошлым города, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом даем воспитанникам задание на дом – узнать, где работают их родители. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Представление о созидательной силе труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно полезных делах. Если дети вместе с взрослыми сажали деревья в детском саду, участвовали в субботнике, приводя в порядок двор, то они скорее смогут ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, оттого, что поразило его воображение, оттого, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...