Обобщенный педагогический опыт
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Очень полезный метериал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт воспитателя тема:   14.07.2015г.

 «Инновационная  система ТРИЗ в процессе работы                          со  сказкой

со старшими  дошкольниками».

Чеботаева  Галина  Николаевна,

воспитатель МДОУ детский сад № 6

«Медвежонок» город Ртищево

Саратовской области.

                                                                  «Если  мы  хотим научить думать,

то прежде мы должны научить придумывать».

Дж. Родари.

  Когда речь заходит о том, что кто-то очень способен, даже талантлив, а вот другие – ну совсем.. часто в беседах мы привычно киваем головой. Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца. И тут же звучит объяснение: «Одному дано, а другому – нет». И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет.  Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня. Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся  знания. Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Практически все они представляют набор отдельных упражнений и заданий, не выстроенных в целостную систему, и, по существу, проводят тренинг, делая основной акцент на выполнение заданий типа: «Придумай, составь, найди различия и т.д Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь творчество должно давать яркий, необычный и новый результат. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, сочиняют. Прививая детям  вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества.

Мы, педагоги, уже давно ищем эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, познавательной, коммуникативной и т.д. и пришли к мнению, что воображение активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности, одним из которых является восприятие сказки, решение сказочных задач, самостоятельное сочинение сказок.

Ни для кого не секрет, что там, где есть дети-дошкольники, там есть и сказки. И дети их очень любят. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное. Осмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, испытывает чувство гордости от того, что он что-то создает.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, создает зримое и ощутимое сказочное окружение, позволяет вживаться в переживания сказочных героев. Но часто ошибочным оказывается представление, что у всех детей богатое воображение. Воображение, как и любой другой дар природы, следует лелеять и развивать. Только тогда оно даст достойные результаты. Как же это сделать?

На наш взгляд, можно выстроить систему работы с детьми дошкольного возраста по активизации воображения и по обучению обобщенным способам мышления. Эта специальная работа может быть построена посредством применения методов технологии ТРИЗ.

  • ТРИЗ в применении к дошкольникам – это полный отказ от стереотипов.
  • ТРИЗ позволяет снять технологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
  • Таким образом, главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности.
  • Технология ТРИЗ поможет изменить процесс обучения: методы ТРИЗ придадут занятиям развивающий характер, помогут поддержать у детей интерес к познавательной деятельности, активизируют их творческий потенциал.
  • Словесное творчество, как известно, - наиболее сложный вид творческой деятельности. Оно обогащает ребенка новыми переживаниями, развивает мысль, делает ее более логичной, образной, дает толчок воображению, развивает память. Л. С. Выготский предлагал развивать и стимулировать детское словесное (литературное) творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей.
  • Используя методы и приёмы ТРИЗ в работе со сказкой, можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

В наших методичках часто звучит фраза: «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески.

  • А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они даже не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
  • Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить всё», и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.

Сказка «Колобок» всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти?

Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы», т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни.

Роль педагога, работающего по ТРИЗ, состоит в том, чтобы наряду с традиционными методами и приёмами работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов) активно использовать сказочный материал нетрадиционно, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его в разных видах деятельности, создавать предпосылки для решения сказочных задач, сочинения ребёнком оригинальных концовок хорошо знакомых сказок, для сочинения собственной сказки, развивая при этом познавательную активность, формируя креативность как качество личности дошкольника.

Для решения данных задач можно использовать дидактические игры, проблемные ситуации, ситуационные задачи, представленные ниже.

  • «Из сказки задачку».

Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.

Пример. Сказка «Волк и семеро козлят».

Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

  • «Сказка продолжается».

Цель. Путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

Пример. Репку вытащили, а как ее делили? Кто им мешал при этом? Кто больше всего трудился для этого?

  • «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Цель. Побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди».

Новая ситуация. На пути девочки встречается волк...

  • «Перевирание сказки»

Цель. Воспитывать чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развивать умение сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).

Пример. Сказка. «Красная Шапочка» (Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т.д.)

Сказка. «Колобок» (Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр...)

«Старая сказка, но по-новому».

Цель. Развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов, т.е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.

Пример. Старая сказка «Крошечка-Хаврошечка». Сказка по-новому «Хаврошечка злая и ленивая».

Старая сказка «Красная Шапочка». Сказка по-новому «Злая Красная Шапочка и добрый волк».

  • «Решение противоречий в сказке»

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

  • Сказка «Репка»

Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?

  • «Сказки по аналогии с известными»

Цель. Научить детей сочинять аналогии, проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои решения.

Пример. Сказки «Кот, петух и лиса» и «Жихарка». Сказки «Лиса и заяц» и «Заюшкина избушка».

  • «Сказки по комическим рисункам»

Цель. Развивать навыки быстрого и четкого рисования, используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т.д.) – все персонажи нарисованы с помощью избранной формы.

Используется для создания комиксов и т.д., в результате получается смешная сказка.

  • «Сказки с новым концом»

Цель. Учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

Пример. Традиционная концовка сказки «Три медведя» – Маша убежала от медведей.

Возможный вариант: Маша помирилась с медведями, что было дальше?

«Моделирование сказок».

Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.

Цель. Продолжать учить детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.

Пример. Показываем детям три одинаковых (по величине и цвету), кружка, спрашиваем, о какой сказке пойдёт речь? Можно предположить, что эти кружки означают сказку «Три поросенка». Однако для этой сказки дети предложили использовать кружки одного размера, но разного цвета, утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры. Или тогда взять три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка, тогда, по мнению детей, речь пойдёт о сказке «Три медведя».

  • Игра «Маша и медведь»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

  • Игра «Красная Шапочка»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

  • Игра «Корзинки для козлят»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И, в конце концов, она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

  • Ситуативные задачи по сюжетам сказок.

Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка».)

Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок»)

Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора»)

Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди»)

Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много»)

Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко»)

Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка»)

Полюбив, она сделала невозможное. («Аленький цветочек»).

Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)

Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).

Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).

Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. С. Пушкин).

Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. («Три медведя»).

Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Опыт показывает, что в результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.



Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт воспитателя тема:   14.07.2015г.

 «Инновационная  система ТРИЗ в процессе работы                          со  сказкой

со старшими  дошкольниками».

Чеботаева  Галина  Николаевна,

воспитатель МДОУ детский сад № 6

«Медвежонок» город Ртищево

Саратовской области.

                                                                  «Если  мы  хотим научить думать,

то прежде мы должны научить придумывать».

Дж. Родари.

  Когда речь заходит о том, что кто-то очень способен, даже талантлив, а вот другие – ну совсем.. часто в беседах мы привычно киваем головой. Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца. И тут же звучит объяснение: «Одному дано, а другому – нет». И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет.  Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня. Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся  знания. Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Практически все они представляют набор отдельных упражнений и заданий, не выстроенных в целостную систему, и, по существу, проводят тренинг, делая основной акцент на выполнение заданий типа: «Придумай, составь, найди различия и т.д Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь творчество должно давать яркий, необычный и новый результат. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, сочиняют. Прививая детям  вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества.

Мы, педагоги, уже давно ищем эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, познавательной, коммуникативной и т.д. и пришли к мнению, что воображение активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности, одним из которых является восприятие сказки, решение сказочных задач, самостоятельное сочинение сказок.

Ни для кого не секрет, что там, где есть дети-дошкольники, там есть и сказки. И дети их очень любят. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное. Осмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, испытывает чувство гордости от того, что он что-то создает.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, создает зримое и ощутимое сказочное окружение, позволяет вживаться в переживания сказочных героев. Но часто ошибочным оказывается представление, что у всех детей богатое воображение. Воображение, как и любой другой дар природы, следует лелеять и развивать. Только тогда оно даст достойные результаты. Как же это сделать?

На наш взгляд, можно выстроить систему работы с детьми дошкольного возраста по активизации воображения и по обучению обобщенным способам мышления. Эта специальная работа может быть построена посредством применения методов технологии ТРИЗ.

  • ТРИЗ в применении к дошкольникам – это полный отказ от стереотипов.
  • ТРИЗ позволяет снять технологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
  • Таким образом, главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности.
  • Технология ТРИЗ поможет изменить процесс обучения: методы ТРИЗ придадут занятиям развивающий характер, помогут поддержать у детей интерес к познавательной деятельности, активизируют их творческий потенциал.
  • Словесное творчество, как известно, - наиболее сложный вид творческой деятельности. Оно обогащает ребенка новыми переживаниями, развивает мысль, делает ее более логичной, образной, дает толчок воображению, развивает память. Л. С. Выготский предлагал развивать и стимулировать детское словесное (литературное) творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей.
  • Используя методы и приёмы ТРИЗ в работе со сказкой, можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

В наших методичках часто звучит фраза: «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески.

  • А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они даже не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
  • Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить всё», и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.

Сказка «Колобок» всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти?

Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы», т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни.

Роль педагога, работающего по ТРИЗ, состоит в том, чтобы наряду с традиционными методами и приёмами работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов) активно использовать сказочный материал нетрадиционно, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его в разных видах деятельности, создавать предпосылки для решения сказочных задач, сочинения ребёнком оригинальных концовок хорошо знакомых сказок, для сочинения собственной сказки, развивая при этом познавательную активность, формируя креативность как качество личности дошкольника.

Для решения данных задач можно использовать дидактические игры, проблемные ситуации, ситуационные задачи, представленные ниже.

  • «Из сказки задачку».

Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.

Пример. Сказка «Волк и семеро козлят».

Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

  • «Сказка продолжается».

Цель. Путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

Пример. Репку вытащили, а как ее делили? Кто им мешал при этом? Кто больше всего трудился для этого?

  • «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Цель. Побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди».

Новая ситуация. На пути девочки встречается волк...

  • «Перевирание сказки»

Цель. Воспитывать чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развивать умение сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).

Пример. Сказка. «Красная Шапочка» (Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т.д.)

Сказка. «Колобок» (Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр...)

«Старая сказка, но по-новому».

Цель. Развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов, т.е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.

Пример. Старая сказка «Крошечка-Хаврошечка». Сказка по-новому «Хаврошечка злая и ленивая».

Старая сказка «Красная Шапочка». Сказка по-новому «Злая Красная Шапочка и добрый волк».

  • «Решение противоречий в сказке»

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

  • Сказка «Репка»

Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?

  • «Сказки по аналогии с известными»

Цель. Научить детей сочинять аналогии, проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои решения.

Пример. Сказки «Кот, петух и лиса» и «Жихарка». Сказки «Лиса и заяц» и «Заюшкина избушка».

  • «Сказки по комическим рисункам»

Цель. Развивать навыки быстрого и четкого рисования, используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т.д.) – все персонажи нарисованы с помощью избранной формы.

Используется для создания комиксов и т.д., в результате получается смешная сказка.

  • «Сказки с новым концом»

Цель. Учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

Пример. Традиционная концовка сказки «Три медведя» – Маша убежала от медведей.

Возможный вариант: Маша помирилась с медведями, что было дальше?

«Моделирование сказок».

Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.

Цель. Продолжать учить детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.

Пример. Показываем детям три одинаковых (по величине и цвету), кружка, спрашиваем, о какой сказке пойдёт речь? Можно предположить, что эти кружки означают сказку «Три поросенка». Однако для этой сказки дети предложили использовать кружки одного размера, но разного цвета, утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры. Или тогда взять три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка, тогда, по мнению детей, речь пойдёт о сказке «Три медведя».

  • Игра «Маша и медведь»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

  • Игра «Красная Шапочка»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

  • Игра «Корзинки для козлят»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И, в конце концов, она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

  • Ситуативные задачи по сюжетам сказок.

Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка».)

Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок»)

Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора»)

Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди»)

Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много»)

Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко»)

Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка»)

Полюбив, она сделала невозможное. («Аленький цветочек»).

Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)

Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).

Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).

Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. С. Пушкин).

Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. («Три медведя»).

Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Опыт показывает, что в результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт

Тема опыта : "Развитие музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца"...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Обобщенный педагогический опыт

Обобщенный педагогический опыт...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя.

Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Обобщенный педагогический опыт

Наличие собственного инновационного опыта:1. Актуальность и перспективность 2. Концептуальность3. Наличие теоретической базы4. Ведущая педагогическая идея5. Оптимальность и эффективность средств6...