Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме
Полезная информация. Эссе о том, почему я выбрала профессию педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_2.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Воспитывать…самая трудная вещь. Думаешь: ну, всё теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
М.Ю.Лермонтов
Не буду начинать я с громких слов,
Случайно можем мы и ошибиться.
Ведь выбор наш профессии таков,
Которым, мы вполне могли б гордиться.
Не буду говорить о том, что со школьной скамьи мечтала посвятить себя детям. Нет, мне это и в голову не приходило. Хотела стать товароведом! Но выбор профессии определили мои родители. Правильно говорят: со стороны виднее.
Я постоянно была окружена детьми, они хотели играть со мной, просили, чтобы я им почитала, спела или просто поболтать, доверяя свои секреты.
Ещё в далёком детстве мы играли в поиск кладов и сокровищ, которые сами же и прятали, в Шерлока Холмса (потому что я любила фильм и пересматривала его по нескольку раз), в пиратов (потому что нравилось быть отважной с шляпой из подушки на голове и шпагой из камыша ), в археологов (по многу часов что-то откапывая, а потом носились с предметом своего «открытия»), в школу, в детский сад, в больницу (потому что я очень рано начала читать, а родители выписывали много газет и журналов, и самым любимым чтивом был журнал «Здоровье»). Наверное, всё это сыграло немаловажную роль в моём становлении личности. Но я умела заинтересовать так, что меня постоянно окружали и выбирали ведущим в игре. Мне нравилась роль этакого «профессора», потому что детям вокруг было интересно со мной. Если играли в школу, то учительницей была я, ведь у меня было преимущество – я знала буквы и умела читать. Если в детский сад, опять я в роли воспитателя, хотя сама в садик не ходила. В больницу – я, конечно же, врач (с моим-то багажом знаний). Археолог – опять я, у кого ещё такое безразмерное терпение копаться в земле несколько часов кряду, отыскивая скелеты и всякие побрякушки и заставить это делать всех остальных, но так что они этого даже не подозревали. Это всё было ещё в детстве.
Но ничего не изменилось и с приходом юности. Как всегда меня окружали дети. Они ждали моего возвращения из школы, чтобы я помогла кому-то выполнить домашнее задание, с кем-то выучить стишок, сыграть и спеть песенку (Бог даровал мне в некоторой степени и музыкальные способности). А спортивные игры на улице: всякие эстафеты, догонялки, игры с мячиками, волейбол и бадминтон. И никогда не было обиженных, ведь всем доставалась своя доля внимания. Я всегда старалась привить свой интерес к окружающему миру всем, кто меня окружал. Если мне интересно было наблюдать за лягушкой, то это становилось интересным для всех, и целая ватага ребятишек, затаив дыхание, шли по лягушачьим следам. Так уж получилось в моей жизни, что я очень люблю животных, особенно собак. Мне хотелось, чтобы у меня была собака, но мои родители были против того, чтобы в квартире жила собака. Тогда мне пришлось остановить свой выбор на черепахе. Черепахи имеют свойство плодиться, и вот у меня уже целая черепашья семейка. Когда я раздала маленьких черепашат всем детям нашего двора, восторгу не было предела, а моё положение ещё более укрепилось. Если у кого-то из детей был день рождения, то вся ответственность за организацию праздника ложилась на мои плечи, причём инициативу я брала в свои руки сама. Даже не знаю, как мне это удавалось, но я постоянно была в центре детского внимания. Вот это всё и определило выбор профессии, вернее я-то думала о другом, а родители настояли на поступлении в педагогический институт.
Поступить оказалось очень легко, потому что экзамены были в основном письменные, а вот писать я любила. В начале своей студенческой жизни я писала короткие очерки и рассказы из своей детской жизни, о детях, о приключениях, о том, как стоя на крыше дома, читала стихи звёздам, о воре-соседе (что, кстати, сослужило хорошую службу милиции), о животных, о далёких путешествиях. После окончания второго курса нас отправили проходить практику в летнем лагере. Двадцать пять дней! Меня переполняли эмоции, энергия била ключом, фантазии не было предела. Мне не спалось даже ночью, постоянно хотелось что-то придумывать интересное и увлекательное, чтобы детям не было скучно. Каждый день был наполнен конкурсами, соревнованиями, поисками, постоянным движением. Из лагеря уезжала счастливая всем содеянным, но обиженная, что не могу остаться на вторую смену (ведь практику должны были пройти все студенты). И тогда я нашла себе новое применение. Соседка по этажу работала воспитателем в садике и частенько просила что-то нарисовать или сделать своими руками. Принося ей в садик выполненную работу, подолгу задерживалась там, сначала наблюдая, а потом и действуя. Скоро наведя контакты с малышнёй, я уже приходила туда, как к себе домой. Все воспитатели в один голос звали меня работать в детский сад. Но в институте у меня немного другая специализация, я училась на учителя начальных классов. Благополучно закончив институт, а вернее университет (за время моей учебы там, он получил новый статус), по распределению пошла работать в школу. Со школой мне повезло. И вот я уже учитель! Это была школа с углублённым изучением английского языка, то есть дети начинали изучать иностранный язык со второго класса. А с восьмого класса на английском преподавались три предмета: география, биология и литература. У нашей школы была договорённость с одной из американских школ в штате Флорида по обмену учениками. Наши дети ездили к ним на месячное обучение, а американские дети приезжали к нам. И вот, когда я проработала уже достаточное количество лет в школе, и мой самый первый выпуск достиг девятого класса, мне было предложено отправиться в заграничное путешествие с детьми. Как можно было отказаться, конечно, еду – был мой ответ директору. Так, мне посчастливилось понаблюдать за воспитанием и обучением детей в Америке, в частности и в детских садах.
В школе было работать очень интересно, всегда само собой получалось находить общий язык с родителями. Часто ли взрослые люди с теплотой вспоминают своих учителей? Случается, что учитель не только организует работу детского коллектива в целом, но и налаживает личные взаимоотношения детей между собой. Внешность учителя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если учитель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Учитель так захватывает ребенка, что он не только помнит его, но даже став взрослым, старается привести в его класс своих детей. Наверное, поэтому бывшие ученики не забывают меня, пишут письма, поздравляют с днём рождения и с праздниками (благо есть сейчас много социальных сетей), хоть и раскидало их по всему миру.
Школа помогла выйти замуж. Как же это случилось? А вот так: я очень любила (да и сейчас люблю) путешествовать и мы почти каждый выходной день проводили вместе с детьми и их родителями. Ходили в театр, вернее в разные театры: кукольный, юного зрителя, драматический, народный. Были постоянными зрителями в цирке. Парки аттракционов, ботанический сад, бульвар, выставки, музеи были местами нашего постоянного посещения. Но самым любимым местом времяпровождения был парк «ДЖД» - детской железной дороги. Маленький, но самый настоящий вокзал, с кассами, со скамейками для ожидания, фонарями, перроном вызывали у детей самый неподдельный восторг. Ну, а что уж говорить о самом настоящем маленьком паровозе, тянущем миниатюрные вагончики! Это было что-то! Когда мы планировали такой поход, дети буквально «умирали» от нетерпения. Мы запасались бутербродами, мячами, ракетками и воланами, ковриками-подстилками и отправлялись в этот чудо-парк. Там, волю покатавшись на поезде, мы находили себе уютную полянку и располагались. Ещё там было футбольное поле, где очень часто играли в футбол иностранные студенты из разных стран мира. Вот где мы учились дружелюбию, уважению к другим нациям и народам, общаясь и играя с ними. Там я встретила человека, который впоследствии стал моим мужем. У нас двое детей – два мальчика, которых я тоже всегда учила в первую очередь уважать других людей, их чувства, мнение, самостоятельность.
Потом так получилось в нашей жизни, что пришлось решиться на дальний переезд, в другую страну – Россию. Здесь в школу я не попала, но зато мне повезло ещё больше – я попала в вечную страну детства – Пушкарский детский сад. Я стала ВОСПИТАТЕЛЕМ! И кто же я теперь? Наверное, у каждого всплывает свой образ воспитателя или учителя – домомучительницы из «Малыша и Карлсона», Снежаны Денисовны из «Нашей Раши», учителя истории из «Большой перемены», Мери Поппинс и т.д.
Воспитатель в детском садике. Кто он? А точнее, кто я? Давайте порассуждаем.
Воспитатель чем-то похож на коллекционера, собирателя, сарьевщика, филателиста. Только собирает он не антиквариат или редкие марки и картины, а всё, что на его взгляд может пригодиться в работе: старые коробки от конфет или обуви, фольгу от шоколадок, фантики, семена лимона, мандарина, тыквы, клёна, картинки из журналов, лак для ногтей, яйца из киндер-сюрпризов, шарики от дезодоранта, камушки, ракушки, жёлуди, шишки, палочки от чупа-чупсов и мороженого, флаконы от шампуня, красивые пакетики, пуговицы, бусинки и массу всего, что обычный человек запросто выбросит в мусорное ведро и даже не посмотрит.
Воспитатель похож на сценариста, режиссёра, продюсера, копирайтера, актёра, аниматора, суфлёра. Только пишет он не сценарии фильмов, не рецензии на статьи, а сценарии всевозможных праздников, которые только существуют, и проводит их в саду. Собирает для этого информацию в интернете, шарит на полках в библиотеке, в старых и потёртых журналах, пользуется специальной литературой, старыми наработками, воспоминаниями из собственного детства. Конкурсы, призы, подарки, игры, оформление зала, организация игрового пространства, выполнение воспитательных целей и задач, методические наработки, планы преследуют воспитателя ежедневно и наступают на пятки даже в выходные и праздничные дни.
Воспитатель похож на следопыта, детектива, частного сыщика, разведчика, сапёра, минёра, дипломата. Он способен где угодно отыскать потерявшуюся варежку, игрушку, носок и вообще любую вещь. Он знает кто, когда, сколько раз ходил в туалет. В невнятных рассказах детей о причинах ссоры, умудряется после секундного раздумья установить причину и следствие, восстановить справедливость и мир на земле. Тактично и тонко сообщит родителю о том, на что стоит обратить внимание в воспитании собственного чада.
Воспитатель похож на художника, дизайнера, садовода, оформителя. Ему постоянно надо обогащать развивающую среду и оборудование в игровой, придумывать и украшать раздевалку, спальню; шить костюмы, соответствующие лучшим трендам модных домов от кутюрье; создавать и рисовать декорации, не уступающие по грандиозности декорациям Большого театра, чтобы украсить музыкальный зал в праздники; постоянно заботиться о вверенном ему участке, чтобы каждая клумба и каждый камень были расположены по фен-шую; чтобы на огородной грядке росли только культурные растения, соответствующие возрасту детей.
Итак, мы приходим к выводу, что воспитатель это не одна профессия, это целая дюжина профессий, объединённых в одном человеке, но все они находятся под одним знаком «Любовь к детям». Вот я и ответила на свой вопрос «Кто я?» Я горжусь своей профессией, как написала в своих стихах. Горжусь своими родителями, которые правильно предопределили мой выбор. Горжусь тем, что живу на этой земле и несу детям постоянное ощущение радости, возможность пребывать в мире сказки и фантазии, отдаю детям самое дорогое: свою энергию, свои знания, а главное, свою любовь. И награда мне за это - детские глаза, их доверчивость, их пытливость, их жажда и желание постигать мир именно со мной.
Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть!
Всего себя без сожаления он должен детям подарить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...