Дискуссия для воспитателей на тему: Музыка в жизни детского сада
консультация на тему
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_zhizni_detskogo_sada.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Дискуссия для воспитателей
на тему:
Музыка в жизни детского сада
Музыкальный руководитель:
Белова Е.А.
Саранск 2013
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка. Встреча с музыкой подобна интимному, очень открытому общению с другим человеком. ребёнок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. По мнению педагогов, скрытая в музыке огромная сила обобщения делает этот опыт колоссальным. Кроме того, именно через музыку ребёнок учится выражать свои чувства.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие.
Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру её звучания во время движения, а также в повседневной жизни детского сада.
«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё», - говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирается музыкальным руководителем, воспитателями и воспитателем-методистом.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Для того чтобы подобрать оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей, необходимо взаимодействие психолога и медицинского работника. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки
(время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)
Время звучания Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцом музыкальной культуры: Классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный перечень произведений может быть таков:
Примерный репертуар фоновой музыки
(для детей старшего дошкольного возраста)
Функция фоновой музыки Примерный репертуар
Релаксирующая К.Дебюсси «Облака»
(расслабляющая) А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета
К.-В. Глюк «Мелодия»
Тонизирующая Э. Григ «Утро»
(повышающая жизнен- И.-С. Бах «Шутка»
ный тонус, настроение) И. Штраус Вальс «Весенние голоса»
П. И. Чайковский «Времена года»
(«Подснежник»)
Активизирующая В.- А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
(возбуждающая) (финал)
М. И. Глинка «Камаринская»
В.- А. Моцарт «Турецкое рондо»
П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета
«Щелкунчик»)
Успокоивающая М. И. Глинка «Жаворонок»
(умиротворяющая) А. К. Лядов «Музыкальная табакерка»
К. Сен-Санс «Лебедь»
Ф. Шуберт «Серенада»
Организующая И.- С. Бах «Ария»
(способствующая А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)
концентрации внимания С. С. Прокофьев «Марш»
при организованной Ф. Шуберт «Музыкальный момент»
деятельности)
Неоценимую помощь в подборе музыкального материала оказывает программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.-А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга,
активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 6. – 2007.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
- Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитатель - проводник музыки в повседневную жизнь детского сада
О роли воспитателя в развитии музыкальной деятельности с детьми в совместной деятельности. О факторах, способствующих развитию музыкального творчества детей....
Консультация для воспитателей «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада»
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада...
Консультация для воспитателей Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспи...
Консультация для воспитателей Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка....
Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....
Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...
Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Консультация для воспитателей...