Дискуссия для воспитателей на тему: Музыка в жизни детского сада
консультация на тему

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_zhizni_detskogo_sada.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49»

Дискуссия для воспитателей

на тему:

Музыка в жизни детского сада

Музыкальный руководитель:

Белова Е.А.

Саранск 2013

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка. Встреча с музыкой подобна интимному, очень открытому общению с другим человеком. ребёнок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. По мнению педагогов, скрытая в музыке огромная сила обобщения делает этот опыт колоссальным. Кроме того, именно через музыку ребёнок учится выражать свои чувства.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие.

Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру её звучания во время движения, а также в повседневной жизни детского сада.

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё», - говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирается музыкальным руководителем, воспитателями и воспитателем-методистом.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

  • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.  Для того чтобы подобрать оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей, необходимо взаимодействие психолога и медицинского работника. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Примерное расписание звучания фоновой музыки

(время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)

Время звучания                             Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00                                        Радостно-спокойный

8.40 – 9.00                                        Уверенный, активный

12.20 – 12.40                                    Умиротворённый, нежный

15.00 – 15.15                                    Оптимистично-просветлённый, спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцом музыкальной культуры: Классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный перечень произведений может быть таков:

Примерный репертуар фоновой музыки

(для детей старшего дошкольного возраста)

Функция фоновой музыки                     Примерный репертуар

Релаксирующая                      К.Дебюсси «Облака»

(расслабляющая)                    А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета

                                                 К.-В. Глюк «Мелодия»

Тонизирующая                       Э. Григ «Утро»

(повышающая жизнен-          И.-С. Бах «Шутка»

ный тонус, настроение)         И. Штраус Вальс «Весенние голоса»

                                                 П. И. Чайковский «Времена года»

                                                 («Подснежник»)

Активизирующая                   В.- А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

(возбуждающая)                     (финал)

                                                 М. И. Глинка  «Камаринская»

                                                 В.- А. Моцарт «Турецкое рондо»

                                                 П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета

                                                 «Щелкунчик»)

Успокоивающая                     М. И. Глинка  «Жаворонок»

(умиротворяющая)                 А. К. Лядов «Музыкальная табакерка»

                                                 К. Сен-Санс «Лебедь»

                                                 Ф. Шуберт «Серенада»

Организующая                        И.- С. Бах «Ария»

(способствующая                    А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)

концентрации внимания        С. С. Прокофьев «Марш»

при организованной               Ф. Шуберт «Музыкальный момент»

 деятельности)

Неоценимую помощь в подборе музыкального материала оказывает программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.-А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга,

активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6. – 2007.
  2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В.  и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
  3. Михайлова М. А.  Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  4. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  5. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитатель - проводник музыки в повседневную жизнь детского сада

 О роли воспитателя в  развитии музыкальной деятельности с детьми в совместной деятельности. О факторах, способствующих развитию музыкального творчества детей....

Консультация для воспитателей Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспи...

Консультация для воспитателей Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка....

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...