Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
консультация по логопедии

Комарова Марина Александровна

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

  • Познакомить участников тренинга с методами и приёмами, применяемыми в ООД с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логоритмика62.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение № 2

Тренинг для воспитателей

«Использование логоритмики

 в повседневной жизни детского сада».

Подготовили учителя-логопеды:

Аверина О.Г.

Комарова М.А.

Москва, г.о. Троицк 2018г.

Цель мастер-класса:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

  • Познакомить участников тренинга с методами и приёмами, применяемыми в ООД с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

  1. Сообщение: «Что такое логоритмика»
  2. Практическая часть:

        В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. У этих детей наблюдается так же и отставание психомоторного развития по различным параметрам: по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты) и степени сформированности двигательных навыков (отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость).

Одну из эффективных  форм работы с детьми по исправлению нарушения речи и представляют логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.

           Логоритмика - физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.  

            Логоритмические  занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.

Цель - логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой или   развитие речи, посредством движения

   Задачи :

*Оздоровительные: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций; развивать дыхание. 

*Образовательные: формировать умения и навыки; развивать ритмическую выразительность; развивать воображение и ассоциативно - образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки.

*Воспитательные: воспитывать и развивать чувство ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; нравственно-эстетические и этические чувства.

*Коррекционные: - укрепление мышц органов артикуляторного аппарата; развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

        Направления работы:

  • развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, координации движений, мимики, развитие произвольного внимания.

•  коррекция речевых нарушений: развитие правильного дыхания, формирование фонематического слуха, коррекция   звукопроизношения, грамматики и связной речи.

      К методическим приемам относятся: показ  упражнений, совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. И при неоднократном повторении дети запоминают стихотворения и движения. В зависимости от  лексической темы, выбранной для изучения, подбираются соответствующие  упражнения.

    В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки , речевые и музыкальные игры. 

             Тематика игровых упражнений может быть различна, например: «Осенний лес», «Лесные звери», «В гости в сказку», «Зима», «В гости к елочке», «В снежное царство», «Наша армия», «Космонавты», «Весна» и т.д.

     Так как в нашем дошкольном отделении отсутствуют группы компенсирующей направленности, мы используем на своих занятиях элементы логоритмики и предлагаем Вам включать их в свои занятия и режимные моменты.

    Такие как:

  • утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;
  •  проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок во время умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;
  • речевые игры перед едой;
  •  логоритмические паузы на занятиях;
  • динамические паузы между занятиями;
  • физкультурные и музыкальные занятия с использованием речевого материала;
  •  бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
  • подвижные игры (на прогулке);
  •  игры малой подвижности (в группе) и всевозможные логоритмические досуги.

      Мы считаем, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим речевые проблемы. Практика показывает, что регулярные занятия с элементами логоритмики способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида  нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой и учит общению со сверстниками.

2.Практическая часть.

   Коллеги, я предлагаю вам выполнить несколько упражнений с элементами логоритмики.

А начнем мы с коммуникативного танца, который поможет нам расслабиться и получить удовольствие от общения и занятия.

Коммуникативный танец "Здравствуй друг!"

 Собрались мы все  вокруг,

 Слева  друг и справа друг,

 По дорожке мы пойдём

 И себе дружка  найдём.

  Зашагали ножки, прямо по дорожке,

  Весело  гуляли, друга повстречали.

  Здравствуй, здравствуй, милый  друг.

 Посмотри,ты вокруг.

  Ты мне просто  улыбнись, крепко обнимись.

  1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

Цель: развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти

Слова песенки

Движения

Пау-паучина, паутину сшил.

 

Вдруг закапал дождик,

Паутину смыл.

Вот и солнце встало,

Стало припекать.

Пау – паучина трудится опять.

-Поочередно соединять большой палец левой руки с мизинцем правой руки и наоборот под музыку.

-Постучать указательным пальцем правой руки по левой ладошке .

-Скрестить руки над головой и широко раскрыть пальцы – «солнышко»

--Поочередно соединять большой палец левой руки с мизинцем правой руки и наоборот под музыку.

 

2.Музыкальные и музыкально – ритмические игры  и фонопедические упражнения;

- цель: Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. (Музыкальный руководители)

3. Ритмические упражнения

-И. Галянт «Ножки» (логоритмические игры с палочками)

Ножки, ножки, вы шагали? Шагают палочками по столу или полу

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы скакали?

Мы скакали, мы скакали. Поднимают обе палочки вверх, потом опускают

Ножки, ножки, танцевали?

Танцевали, танцевали стучат палочками

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали. Положить палочки

Ножки,ножки. Отдыхали?

Отдыхали, отдыхали. Катают палочки по столу, полу, прижимая ладонью.

    -  Выдели слово!
  Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. 

  Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

Нужно произнести фразу из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво» по-разному, делая ударение на 1, 2, 3 и 4 слово

4.Упражнения на развитие мимических мышц

      -  Игра «Кривое зеркало» 

Цель: развитие мимической мускулатуры. Дети повторяют за педагогом движения в обратном порядке. Пример: педагог поднимает брови – дети опускают.

                        Педагог улыбается – дети хмурятся.

                        Педагог вытягивает губы вперед – дети поджимают губы.

                        Педагог поднимает голову вверх – дети опускают голову. (исполнение  с педагогами)

            -Игра « Подарок»
   Цель: выразить мимикой и общими движениями свои эмоции.
   Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
   Описание игровой ситуации:
   Вам на День рождения сделали подарок. Откройте коробку  и изобразите, что вы чувствуете, увидев подарок
 (радость, огорчение, обиду, злость и т.д.) . Остальные угадывают, какие эмоции Вы испытываете.

5. Развитие слухового внимания

Ребенок звонит в колокольчик, когда услышит звук Л:

П-Т-О-Л-С-Щ-Л-Л,  ТА-ЛА-МО-ДЫ-ЛУ, РОГ-ДОМ-ЛАК-КИТ-ЛАПА-ЖУК-ЛЫЖИ

6. Развитие слоговой структуры слова

-отхлопывание слов в ладоши (ма-ши-на, гру-ша)

-отстукивание  слов мячом

- «Кнопочки», выложить столько фишек, сколько слогов в слове.

  1. Релаксация

 Цель: Развитие регуляции мышечного тонуса, дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение - расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение. Технология релаксации способствует положительной динамике: у детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

       На фоне тихой спокойной музыки педагог произносит:

Музыка играет – глазки наши закрывает….

Глазки закрываются – чудо совершается… (повторить несколько раз)

         Вдох и выдох – хорошо! (свободное дыхание, пауза)

Наши руки отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…

Наши ноги отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…

         Ветерок погладил ручки…. Ветерок погладил ножки…

         Нашу шею не забыл…всех погладил…. Полюбил….

     Таким образом, логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Для того, чтобы жизнь детей в группе стала ярче, разнообразнее, следует добиваться самого естественного и непринужденного включения музыки в повседневную детскую деятельность....

Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада

Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации. ...

Мастер -класс "Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"

         В  ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Цель мое...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель мастер-класса: Повышение уровня  профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:- познакомить участников маст...

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....