Конспект по правовому воспитанию в подготовительной группе "Мои права"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 128 «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направленности по познавательно-речевому развитию воспитанников»

Конспект  по правовому воспитанию в подготовительной  группе

«Мои права»

Воспитатель: Лукьянова А.Т.

Цель:

Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

Задачи:

- Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;

- Дать представление о важности права на имя;

- Закрепить знания о правах детей

- Активизировать словарь: имя, фамилия, отчество;

- Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;

- Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Материал: коробка, лепестки цветка, картинки по теме.

Ход занятия:

Воспит: Дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек. Давайте с  

               ним познакомимся. Маленького человечка зовут ……..

               Он к нам пришел из другой группы.  Ребята, давайте расскажем  

               …… о важном документе, в котором записаны все права детей.  

               Скажите, как называется этот главный международный документ    

               детей?

Дети: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».

Воспит: Почему это международный документ?

Дети: Потому что этот документ подписали люди всей планеты.

Воспитат: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы?

Дети: Право на имя, право на учебу, право на лечение, право отдых, право на  

            семью.

Воспит: Молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь ….. пойдет в свою группу и   расскажет своим друзьям о правах детей.

(ребенок уходит)

Воспит:  Давайте с вами вспомним такое право на имя.

Дети: ответы

Воспит: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена?

Дети: Ответы

Воспит: Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу  

               вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно  

               относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы

               дети их росли сильными, крепкими, добрыми. Вот и имена они  

               давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир

               (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, -  

                все это древнерусские имена.

                По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как  

                обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.    

               Вот, например, к одному человеку обратились Дима, а к другому    

              Анастасия Александровна. Что же вы скажете про Диму и про  

               Анастасию Александровну? Кто они?

Дети: Дима - это мальчик, а Анастасия Александровна - это женщина.

Воспит: Правильно. Если ребенка позвали Семен, а другого Диана. Что  

              можно сказать про этих детей?

Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Воспит: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или  

               мальчик, мужчина или женщина. Ребята, скажите, к кому можно  

                обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспит: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к

               кому обращаются по имени и отчеству?

Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям, к воспитателю.

Воспит: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете

              тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких,

               друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и  

               фамилию своих родных, знакомых, друзей.

               А вам нравятся ваши имена?

Дети: ответы

Воспит: Ребята, может быть, кто-нибудь из вас    знает, почему именно так  

               назвали вас ваши родители?

Дети: ответы

Воспит: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Дети: ответы

(фотографии на доске)

Воспит: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами  

               растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково:  

                Аллочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже

                воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе.  

               Моя дочка называет меня «мама». Муж и друзья зовут Алла. А в

                детском саду я для всех Альбина Тихоновна.  Когда станете    

                взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество  

               образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?

Дети: ответы

Воспит:  Попробуйте  отгадать загадки про сказочные имена:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

Воспит: А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая

                Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

                 Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли

                 поступил Незнайка.

(Отрывок о том, как Незнайка стал    поэтом.)

Воспит: У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные

               имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы

               думаете, почему их так звали?

Дети: Знайку так назвали, потому что он много знал.

          Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он    

            всегда торопится.

Воспитат: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Дети: ответы

Воспит: А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Дети: Ответы

Воспит: Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и  

               обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать, такие дразнилки  

               и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

                   А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Волшебный клубок».

               Давайте с вами  станем в круг и будем, передают клубок, при этом  

                называть друг друга ласковыми именами или просто ласковыми  

                словами

(дети садятся  за столы)

( стук в дверь, входит почтальон)

Почтальон:  Кто-то бросил мне в окошко,
                       
Посмотрите, – письмецо.
                     
Может, это лучик солнца, 
                       
Что щекочет мне лицо?
                       
Может, это воробьишко,
                       
Пролетая, обронил?
                       
Может, кот письмо, как мышку
                         
На окошко заманил?
Воспит:  От кого же это письмо?

Почтальон: Адресовано детям  группы «Непоседы», детский сад № 128. Обратный адрес «Сказочная страна Детства».

Воспит: Спасибо почтальон.

( почтальон уходит)

Воспит: Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
Ваша Красная Шапочка».
Воспит:  Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать  

               заветные лепестки с правами всех детей?
Дети: ответы
Воспитатель: Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо    

                          знать эти права. Вы уверены в себе? 
                         
Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
                       
Посмотрите, тут волшебная коробочка, загляну-ка я в него,      

                          может она нам подскажет, как найти лепестки?
( Воспитатель достает из коробки карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на  доске)
Воспит:  Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети: Право на имя.
Воспит: А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
Дети: ответы
Воспит:  Какой документ вы получаете при рождении?
Дети: Свидетельство о рождении

(показать свидетельство о рождении)
( Воспитатель достает из коробки цветок синего цвета и читает)

 Воспит:  Лепесток синего цвета находится, под синим кубиком

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).

Воспит: Давайте выполним  другое задание.
(
 на доску вешаются картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ)
Воспит: Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
Воспит: Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Дети: ответы
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми, 
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия..
Воспит: Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
Дети: Россияне.

Воспит:  Значит, вы все имеете, живя в России право на гражданство.
               
 Вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители  

                  сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них  

                  тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку. 
(Достает из коробки подсказку цветок красного цвета, читает)

Воспит:  Лепесток красного цвета находится под красным кубиком.

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).

Воспит: Вот третье задание

(показать букварь и книги)
Воспит: Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами  

            сейчас?
Дети: О праве на образование.
Воспит:  Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Дети: ответы
Воспит: А вы в детском саду, чем занимаетесь?

Дети: ответы
Воспит: А теперь самое сложное задание, если и с ним справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
Давайте поиграем. Игра « Вставьте слово»
(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит…
 (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
(Дети садятся)

Воспит:  Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили? 
Дети: право на образование

Воспит:  Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
( воспитатель достает из коробки красный цветок подсказку, читает)

Воспит: Лепесток оранжевого цвета находится под конструктором.

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).
(На  доску размещается картинка право на жизнь)

Воспит: На этой картинке изображено, что каждый ребенок имеет право на жизнь. Ребята, а кто подарил вам жизнь?
Дети:  Мама.
Воспит: Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Воспит: Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны. 

Воспит:  Вот вы и заработали еще одну подсказку розового цвета.
( воспитатель достает из коробки цветок розового  цвета подсказку, читает)

Воспит: Лепесток розового цвета находится на дереве. 

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).
(воспитатель размещает на доску картинку с доктором Айболитом)
Воспит: Что это за сказочный персонаж?
Дети: ответы
Воспит: Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей? 
Дети: Ветеринар.
Воспит: О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети: О праве на медицинское обслуживание.
Воспит:  Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Дети: ответы
Воспит: Вот вы и заработали еще одну подсказку желтого  цвета.
( воспитатель достает из коробки цветок желтого  цвета подсказку, читает)

Воспит: Лепесток желтого цвета находится в книжном уголке. 

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).

(На  доску крепится картинка с изображениям семьи)
Воспит: Как вы думаете это, какое право?

Дети: право на семью
Воспит: А для чего человеку нужна семья?
Дети: ответы
Воспит: Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума. 

Семья сильна, когда над ней крыша одна

В семье любовь да совет, так и нужды нет. 

Дружная семья не знает печали.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье и каша гуще.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Воспит: Вот вы и заработали еще одну подсказку  зеленого цвета.
( воспитатель достает из коробки цветок зеленого  цвета подсказку, читает)

Воспит: Лепесток зеленого цвета находится на подоконнике. 

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).

 ( на доску крепится дом)
Воспит: Как вы думаете, почему на доске прикреплен дом? О каком праве он напоминает?  О праве на имуществе.  А что это означает право на имущество

Дети: ответы

Воспит: Как люди должны относиться к своему дому?

Дети: ответы

( воспитатель достает из коробки цветок голубого  цвета подсказку, читает)

Воспит: Лепесток голубого цвета находится на диване. 

(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на  доску).

Воспит: Вот мы с вами и собрали весь цветок. Мы его отправим Красной шапочке в страну Детства. И там воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
Воспит: Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети: В конвенции о правах ребенка.
Воспит: Для чего же нужны вам эти права? 
Дети: Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок

Воспит: Занятие закончим стихотворением
Ребенок:
читает стих

Закон пошел бродить по белу свету.

У него особые приметы:

Кодекс, Декларация и право,

Конституция и разные уставы.

Их знать должны студенты,

Учителя и президенты.

Все должны их исполнять

И прав друг друга не лишать.

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагаем все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Все дети на Земли имеют права

На чистый воздух и веселый смех.

Хочу, чтобы Российская держава

От террористов защищала всех.

Чтоб творческой работы всем хватало

И мамочка поменьше уставала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

открытое занятие по правовому воспитанию на тему: "Право на медицинское обслуживание"

Задачи:1. Познакомить детей с содержанием статьи международной конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.2. Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье...

Педсовет по правовому воспитанию "Дети их права"

В материале содержится подробное описание педсовета по правовому воспитанию дошкольников, проходивший в нашем ДОУ (март, 2011г.). Педсовет был проведён как открытое мероприятие для секции городского м...

Комплексное занятие по правовому воспитанию дошкольников «О правах - играя»

Комплексное  занятие по правовому воспитанию  дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧЕНИЯ)Цели:  - знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами п...

Правовое воспитание детей "О правах – играя"

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать другдругу. Дети начинают осознавать права сначала с пода...

Проект по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников "Есть права у всех детишек!"

В данном проекте разработана комплексная систематическая работа по правовому просвещению старших дошкольников, которая позволяет качественно повысить представления детей о правовой культуре, закрепить...

Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"

Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...