Конспект по правовому воспитанию в подготовительной группе "Мои права"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 128 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направленности по познавательно-речевому развитию воспитанников»
Конспект по правовому воспитанию в подготовительной группе
«Мои права»
Воспитатель: Лукьянова А.Т.
Цель:
Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;
Задачи:
- Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;
- Дать представление о важности права на имя;
- Закрепить знания о правах детей
- Активизировать словарь: имя, фамилия, отчество;
- Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
- Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Материал: коробка, лепестки цветка, картинки по теме.
Ход занятия:
Воспит: Дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек. Давайте с
ним познакомимся. Маленького человечка зовут ……..
Он к нам пришел из другой группы. Ребята, давайте расскажем
…… о важном документе, в котором записаны все права детей.
Скажите, как называется этот главный международный документ
детей?
Дети: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».
Воспит: Почему это международный документ?
Дети: Потому что этот документ подписали люди всей планеты.
Воспитат: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы?
Дети: Право на имя, право на учебу, право на лечение, право отдых, право на
семью.
Воспит: Молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь ….. пойдет в свою группу и расскажет своим друзьям о правах детей.
(ребенок уходит)
Воспит: Давайте с вами вспомним такое право на имя.
Дети: ответы
Воспит: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена?
Дети: Ответы
Воспит: Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу
вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно
относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы
дети их росли сильными, крепкими, добрыми. Вот и имена они
давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир
(любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, -
все это древнерусские имена.
По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как
обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Вот, например, к одному человеку обратились Дима, а к другому
Анастасия Александровна. Что же вы скажете про Диму и про
Анастасию Александровну? Кто они?
Дети: Дима - это мальчик, а Анастасия Александровна - это женщина.
Воспит: Правильно. Если ребенка позвали Семен, а другого Диана. Что
можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспит: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или
мальчик, мужчина или женщина. Ребята, скажите, к кому можно
обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспит: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к
кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям, к воспитателю.
Воспит: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете
тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких,
друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и
фамилию своих родных, знакомых, друзей.
А вам нравятся ваши имена?
Дети: ответы
Воспит: Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, почему именно так
назвали вас ваши родители?
Дети: ответы
Воспит: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: ответы
(фотографии на доске)
Воспит: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами
растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково:
Аллочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже
воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе.
Моя дочка называет меня «мама». Муж и друзья зовут Алла. А в
детском саду я для всех Альбина Тихоновна. Когда станете
взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество
образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?
Дети: ответы
Воспит: Попробуйте отгадать загадки про сказочные имена:
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)
5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Воспит: А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая
Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли
поступил Незнайка.
(Отрывок о том, как Незнайка стал поэтом.)
Воспит: У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные
имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы
думаете, почему их так звали?
Дети: Знайку так назвали, потому что он много знал.
Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он
всегда торопится.
Воспитат: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Дети: ответы
Воспит: А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?
Дети: Ответы
Воспит: Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и
обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать, такие дразнилки
и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.
А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Волшебный клубок».
Давайте с вами станем в круг и будем, передают клубок, при этом
называть друг друга ласковыми именами или просто ласковыми
словами
(дети садятся за столы)
( стук в дверь, входит почтальон)
Почтальон: Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
Воспит: От кого же это письмо?
Почтальон: Адресовано детям группы «Непоседы», детский сад № 128. Обратный адрес «Сказочная страна Детства».
Воспит: Спасибо почтальон.
( почтальон уходит)
Воспит: Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
Ваша Красная Шапочка».
Воспит: Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать
заветные лепестки с правами всех детей?
Дети: ответы
Воспитатель: Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо
знать эти права. Вы уверены в себе?
Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
Посмотрите, тут волшебная коробочка, загляну-ка я в него,
может она нам подскажет, как найти лепестки?
( Воспитатель достает из коробки карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на доске)
Воспит: Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети: Право на имя.
Воспит: А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
Дети: ответы
Воспит: Какой документ вы получаете при рождении?
Дети: Свидетельство о рождении
(показать свидетельство о рождении)
( Воспитатель достает из коробки цветок синего цвета и читает)
Воспит: Лепесток синего цвета находится, под синим кубиком
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
Воспит: Давайте выполним другое задание.
( на доску вешаются картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ)
Воспит: Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
Воспит: Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Дети: ответы
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия..
Воспит: Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
Дети: Россияне.
Воспит: Значит, вы все имеете, живя в России право на гражданство.
Вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители
сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них
тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из коробки подсказку цветок красного цвета, читает)
Воспит: Лепесток красного цвета находится под красным кубиком.
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
Воспит: Вот третье задание
(показать букварь и книги)
Воспит: Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами
сейчас?
Дети: О праве на образование.
Воспит: Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Дети: ответы
Воспит: А вы в детском саду, чем занимаетесь?
Дети: ответы
Воспит: А теперь самое сложное задание, если и с ним справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
Давайте поиграем. Игра « Вставьте слово»
(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
(Дети садятся)
Воспит: Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
Дети: право на образование
Воспит: Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
( воспитатель достает из коробки красный цветок подсказку, читает)
Воспит: Лепесток оранжевого цвета находится под конструктором.
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
(На доску размещается картинка право на жизнь)
Воспит: На этой картинке изображено, что каждый ребенок имеет право на жизнь. Ребята, а кто подарил вам жизнь?
Дети: Мама.
Воспит: Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Воспит: Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.
Воспит: Вот вы и заработали еще одну подсказку розового цвета.
( воспитатель достает из коробки цветок розового цвета подсказку, читает)
Воспит: Лепесток розового цвета находится на дереве.
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
(воспитатель размещает на доску картинку с доктором Айболитом)
Воспит: Что это за сказочный персонаж?
Дети: ответы
Воспит: Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?
Дети: Ветеринар.
Воспит: О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети: О праве на медицинское обслуживание.
Воспит: Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Дети: ответы
Воспит: Вот вы и заработали еще одну подсказку желтого цвета.
( воспитатель достает из коробки цветок желтого цвета подсказку, читает)
Воспит: Лепесток желтого цвета находится в книжном уголке.
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
(На доску крепится картинка с изображениям семьи)
Воспит: Как вы думаете это, какое право?
Дети: право на семью
Воспит: А для чего человеку нужна семья?
Дети: ответы
Воспит: Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Дружная семья не знает печали.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье и каша гуще.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Воспит: Вот вы и заработали еще одну подсказку зеленого цвета.
( воспитатель достает из коробки цветок зеленого цвета подсказку, читает)
Воспит: Лепесток зеленого цвета находится на подоконнике.
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
( на доску крепится дом)
Воспит: Как вы думаете, почему на доске прикреплен дом? О каком праве он напоминает? О праве на имуществе. А что это означает право на имущество
Дети: ответы
Воспит: Как люди должны относиться к своему дому?
Дети: ответы
( воспитатель достает из коробки цветок голубого цвета подсказку, читает)
Воспит: Лепесток голубого цвета находится на диване.
(ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на доску).
Воспит: Вот мы с вами и собрали весь цветок. Мы его отправим Красной шапочке в страну Детства. И там воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
Воспит: Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети: В конвенции о правах ребенка.
Воспит: Для чего же нужны вам эти права?
Дети: Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок
Воспит: Занятие закончим стихотворением
Ребенок: читает стих
Закон пошел бродить по белу свету.
У него особые приметы:
Кодекс, Декларация и право,
Конституция и разные уставы.
Их знать должны студенты,
Учителя и президенты.
Все должны их исполнять
И прав друг друга не лишать.
Чтоб дети учились и развивались,
Чтобы права их не нарушались,
Мы учим закон, прилагаем все силы,
Ведь именно нам жить в России!
Все дети на Земли имеют права
На чистый воздух и веселый смех.
Хочу, чтобы Российская держава
От террористов защищала всех.
Чтоб творческой работы всем хватало
И мамочка поменьше уставала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
открытое занятие по правовому воспитанию на тему: "Право на медицинское обслуживание"
Задачи:1. Познакомить детей с содержанием статьи международной конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.2. Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье...
Педсовет по правовому воспитанию "Дети их права"
В материале содержится подробное описание педсовета по правовому воспитанию дошкольников, проходивший в нашем ДОУ (март, 2011г.). Педсовет был проведён как открытое мероприятие для секции городского м...
Комплексное занятие по правовому воспитанию дошкольников «О правах - играя»
Комплексное занятие по правовому воспитанию дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧЕНИЯ)Цели: - знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами п...
Правовое воспитание детей "О правах – играя"
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать другдругу. Дети начинают осознавать права сначала с пода...
Проект по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников "Есть права у всех детишек!"
В данном проекте разработана комплексная систематическая работа по правовому просвещению старших дошкольников, которая позволяет качественно повысить представления детей о правовой культуре, закрепить...
Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"
Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...