Моя педагогическая концепция
материал на тему

 Кошелева Елена Владимировна

Моя педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

 дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица) 

           В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит

актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества

дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных,

интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей

предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только

владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и

оперировать ими.       

        В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

      ФГОС предлагает «реализацию Программы в специфических формах для детей , прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…».

       Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать..."

         Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность.

          Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности.  Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения.  С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.

      Таким образом,   познавательно-исследовательская деятельность  актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

           Одной из годовых задач, стоящих перед коллективом ДОУ в 2014 – 2015 учебном году, является повышение  уровня  познавательной активности воспитанников, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством  организации познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми.

        В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

             Поэтому свою работу по познавательно-исследовательской деятельности я начала   с младшей группы  в игровой форме: на занятиях, в совместной с педагогом  и самостоятельной деятельности, и также в индивидуальной работе.

     За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Использую материалы  Дыбиной Ольги Витальевны и др. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,   О.В.Дыбиной игры-занятия для дошкольников «Из чего сделаны предметы».

         Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс.

          Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.  Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки.  В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

          Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми я стараюсь  не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

       Я перед собой поставила цель (слайд)— разглядеть и развить даже самые крошечные задатки ребёнка, совершенствовать умственную деятельность, заинтересовывать, придумывать что-то новое.

      Следующие педагогические задачи:    (слайд)

  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать , давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
  • Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.
  • Развивать познавательную инициативу дошкольников. Любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства с взрослым.

Организуя исследовательскую работу с детьми, я соблюдаю определённые правила, позволяющие мне успешно решать задачи исследовательского обучения.   (слайд)

Конечно же к этому процессу нужно подходить творчески, для этого:

  •  Учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций.
  •  Не сдерживаю инициативы детей.
  •  Не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  •  Не спешу вынесением оценочных суждений.
  •  Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

      Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в младшей группе и не только, весь коллектив детского сада постарался создать соответствующую предметно-развивающую среду. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки.  Так как   в  «СанПиН» от 15.05.2013 г. прописано: «Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещения не допускается»,   мы создали экологическую комнату:  в которую входят растения, живой уголок (рыбки. черепаха) материал для самостоятельного экспериментирования  и многое  другое.

       Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как во время совместной образовательной, так и в свободной самостоятельной деятельности.

       Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в тёплый и холодный период. Особое внимание уделяется тёплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно – закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

     Поэтому  как минимум один раз в месяц провожу экскурсии не только по детскому саду, но и по селу.

            Также знакомлю детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель),  птицами, комнатными растениями.

     Ещё предлагаю детям познавательные сказки и рассказы из своего опыта, можно рассказать об интересном эпизоде, который наблюдала по пути в детский сад,

в магазине, о тех местах, где бывала;  это могут быть  воспоминания

из своего детства и т. д

     Провожу всевозможные игры - эксперименты.

Например, в тазике с водой лежат разные по цвету шарики, которые надо выловить ситечком и разложить по цвету; миска, из которой нужно набрать воду кружкой и налить её в бутылку, пользуясь воронкой; пипетка для переливания воды из одной ёмкости в другую и т. д.

    Предлагаю детям слепить колобков, в процессе чего они получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

    Игры с водой  знакомят детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

    ( Слайд - фото   Мы проводим следующие упражнения «Как переливают воду из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Переливание воды через три воронки», «Тихая вода в центре круга», «Звенящая вода», «Вода принимает форму» и др.)

     Игра «Волшебные тени» знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.

     Игра «Разноцветные льдинки» дает представление о том, что лед - это замороженная вода.

       Провожу следующие различные  игры-экспериментирования

    ( Слайд - фото   «Теплая-холодная», «Пена», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Вылови шарик сачком», «Погладим песочек», «Забьем колышек», «Украсим горку», «Украсим полянку»)

       Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей

       В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной и др.

       В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

         Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала.

          Я стараюсь похвалить детей, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.

            В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования.

    ( Слайд - Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов: слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем) ; зрительных (спектр цветов, геометрические формы) ; тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий - шершавый) ; обонятельных.)

         Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка). Именно поэтому, стараюсь  привлечь родителей к совместному решению данных вопросов. Нацеливаю родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

          Таким образом, можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Осуществление всей этой работы способствует созданию фундамента умений и навыков детей в области познания окружающего, развития познавательных способностей, активности.

     Начав с младшей группы я буду и  дальше активно использовать познавательно- исследовательскую деятельность в своей работе.

для слайда

      "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Моя педагогическая концепция

«Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...

Моя педагогическая концепция

Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....