Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО
статья на тему

Медведева Оксана Владимировна

Возможности использование ИКТ в образовательном процессе постепенно расширяются благодаря укреплению материальной базы учреждения, оснащение подготовительных групп стационарными экранами, появление интерактивной доски, электронного пианино, создание отдельного рабочего места с ПК для педагогов в методическом кабинете и др. Кроме того, педагоги постоянно повышают свои ИКТ-компетенции на курсах повышения квалификации НИРО, интернет-образовательных порталах, вебинарах и семинарах.

Использование ИКТ в проектной деятельности позволяет вовлечь в образовательный процесс всех участников, сделать его более увлекательным, эффективным и продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_o.v._medvedeva_o.v._mbdou_no115.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Ольга Викторовна – заместитель заведующего МБДОУ

 детский сад комбинированного вида №115,

Медведева Оксана Владимировна – старший воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида №115

Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО

В отличие от школьного образования, дошкольное рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с ребенком и его семьей. Самым важным в нашей деятельности является укрепление и сохранение здоровья, коррекция недостатков психического и физического развития воспитанников, создание эмоционально-комфортных условий для развития и социализации каждого ребенка.

К организации различных видов деятельности, в том числе образовательной, по реализации ООП дошкольного образования, к объединению детско-родительского и педагогического сообществ применяется системный подход. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы включения и работы со всеми участниками образовательного процесса. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является такая форма как проектная деятельность. Мы разрабатываем и реализуем как долгосрочные, так и краткосрочные проекты различного уровня: внутригрупповые и межгрупповые мини-проекты, общесадовские, проекты муниципального, регионального и федерального уровней. Разрабатываются они творческой группой, а в реализации принимают участие все участники образовательных отношений, в том числе и неорганизованные дети микрорайона, их родители, выпускники нашего детского сада. Современная ситуация требует от нас использования как традиционных, так и инновационных форм работы. Использование современных информационных технологий широко и разнообразно применяется в проектной деятельности.

Целью многих проектов является объединение детско-родительского и педагогического сообществ, формирование здорового образа жизни у детей и их родителей, что соответствует стратегии развития государства в настоящее время.

Наш детский сад посещают дети, как с нормой развития, так и дети с особыми образовательными потребностями. Это и дети с ограниченными возможностями здоровья, и дети с тяжелыми нарушениями (ДЦП, аттический спектр и др.). Все дети должны развиваться вместе и получать равные стартовые возможности, жить полноценной жизнью, что реализуется благодаря организации в ДОУ групп комбинированной направленности.

Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов на современном этапе является успешная интеграция их в жизнь общества, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию. В рамках одного из наших проектов «Движение с радостью» совместно с НРООИ «Инватур» при участии привлеченных специалистов Факультета адаптивной физкультуры филиала Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного дела были определены критерии, по которым необходимо отслеживать динамику изменений в развитии детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, были организованы систематические игровые спортивные занятия с воспитанниками с использованием современной игровой консоли. Целью использования современных информационных технологий и интерактивных форм работы стало не только развлечение воспитанников, но и поддержание их физической формы, реабилитация детей-инвалидов. Программное обеспечение, имитирующее спортивные игры (настольный теннис, большой теннис, бокс, футбол, стрельба из лука и другие виды летнего и зимнего спорта), в отличие от компьютерных аналогичных симуляторов, в комплекте с выносными беспроводными датчиками, расположенными в спортивных аксессуарах, предусматривает возможность использования технологии в дошкольном образовательном учреждении во время занятий физической культурой. Целью использования такого оборудование является стимулирование и привлечение воспитанников к здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие координации движений и стимулирование двигательной мышечной активности, корректировка эмоционально-волевой сферы ребенка. По результатам проекта были разработаны рекомендации по использованию компьютерных технологий при разработке программ социальной реабилитации детей-инвалидов в коррекционных школах, в дошкольных и в общеобразовательных учреждениях города.

Одной из основных задач в рамках проекта стало создание в учреждении, использующем в своей работе инклюзивные подходы в образовании, условий участия детей с ограниченными возможностями в общих мероприятиях, стимулирующих их к занятиям физической культурой и спортом, создание устойчивого интереса к систематическим занятиям и основ здорового образа жизни. Еще одной задачей является формирование позитивного общественного мнения в отношении развития адаптивного спорта.

Данный проект муниципального уровня прошел успешно, был одобрен Департаментом образования г. Нижнего Новгорода, была отмечена положительная динамика в развитии воспитанников, получена высокая оценка со стороны Министерства социальной политики и Министерства образования Нижегородской области. Наивысшую оценку результатов работы в рамках проекта мы получили от родителей воспитанников, которые больше других были заинтересованы в положительных результатах и были первыми, кто их заметил.

В рамках этой деятельности мы проводили мероприятия не только по истории Олимпийских игр, но и по истории паралимпийского спорта. Здесь очень помогли ИКТ, которые позволили продемонстрировать детям видеоролики с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья.

Следующим шагом на пути развития инклюзивных подходов стало участие детского сада во Всероссийском проекте «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам». Проект реализовывался с целью создания условий в ДОУ для эффективной организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ. В ходе проекта проходили интересные мастер классы для педагогов, родительские собрания, совместные мероприятия для детей и заключительный гала-концерт. В нашем детском саду педагогами старших и подготовительных групп была апробирована и дополнена, разработанная Аналитическим научно-методическим центром «Развития и коррекция» г. Москва, методика проведения «Уроков доброты» для дошкольников старшего возраста. Под руководством методической службы педагоги ДОУ научились рассказывать детям о людях, имеющих различные нарушения и ограниченные возможности здоровья, в доступной игровой форме. Работа педагогического коллектива была отмечена благодарностью за творческий неформальный подход к реализации проекта Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция».

Благодаря сотрудничеству Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в России и департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода был реализован совместный проект «Учимся жить вместе», в рамках которого были отремонтированы и оборудованы элементами безбарьерной среды помещения бассейна и подходы к нему. Это позволило привлечь к занятиям плаванию детей с серьезными нарушениями развития, которые ранее не могли заниматься в нем.

В нашем учреждении также реализуется проект по социальной адаптации «Солнышку навстречу», целью которого является создание благоприятных условий для адаптации в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению адаптивных возможностей, необходимых для дальнейшего развития. Разработка данного проекта была обусловлена актуальностью создания адаптивной среды в ДОУ, включением детей, не посещающих дошкольное учреждение, в общий контекст возрастного развития в условиях общественного воспитания, озабоченностью большинства родителей эмоциональным комфортом и физическим состоянием ребенка с приходом в детский сад. Участниками данного проекта стали семьи, воспитывающие детей раннего возраста (неорганизованные дети микрорайона), воспитанники ясельных групп и их родители, заведующий, старший воспитатель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели групп для детей раннего возраста.

В детском саду проводятся различные мини-проекты спортивной и интеллектуальной развивающей направленности с участием родителей (законных представителей), например «Бабушкины руки», «Обучение с развлечением», «Моя мамочка лучшая самая!», «Папы разные нужны, папы всякие важны!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мой любимый город» и многие другие.

По итогам каждого проекта проводятся заключительные мероприятия в форме концертов, праздников, гала-концертов, выставок-галерей, передвижных экспозиций, презентаций, на которых очень ярко видны все результаты работы. Наиболее запоминающимися стали праздники микрорайона «Самолетики счастья» и «Да здравствуют дети на всей планете!», которые вызвали бурный восторг всех участников, и их решено было сделать в ДОУ традиционным.

Еще одним направлением в работе ДОО является воспитание экологической культуры. В рамках этого проекта в 2013-2014 уч. году наш детский сад принимал активное участие в Проекте ГБУ НО «Экология региона» при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в рамках которого проводились открытые занятия в ДОУ, в соответствии с п. 5.2 областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 гг.», в целях формирования культуры обращения с отходами у детей дошкольного возраста на тему «Воспитание культуры обращения с отходами у детей дошкольного возраста». ИКТ использовалось как в подготовительной работе, так и на самих занятиях, демонстрировались презентации и видеоролики, например, «Мы – хозяева Земли», «Какой бывает мусор» и др.

Так как современные условия требуют и от детей знаний компьютера и современной техники, то наш проект «Компьютер и дети» становится все более актуальным. В рамках данного проекта проводятся как индивидуальные занятия, так и подгрупповые. Дети знакомятся с разнообразием современной компьютерной техники, ее устройством и назначением, получают практические навыки работы с компьютером, интерактивной доской, стилусами различной конфигурации и т.д.

Уже традиционным стал проект Областной детской библиотеки «День чтения круглый год», в рамках которого расширятся кругозор детей, обогащается словарный запас, пополняется багаж знаний. В рамках этого проекта и в воспитательной работе по духовно-нравственному и нравственно патриотическому воспитанию мы используем возможности компьютера для приобщения к истокам русской культуры, даем представление о появлении письменности, книг и т.д. В этом году мы совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем Н.А. Добролюбова разработали выездной музейный культурно-образовательный проект «Азбука музея» или «Музей в «ЧЕМОДАНЕ», в рамках которого сотрудниками музея проводятся выездные встречи с использованием ИКТ (презентации, виртуальные экскурсии).

Мы надеемся продолжение данного сотрудничества, разрабатываем собственные темы, расширяем тематику. Кроме того современные технологии позволяют знакомить детей не только с Нижегородскими музеями, но и с любыми другими, так как почти все музеи на современном этапе имеют виртуальные формы. Это в первую очередь важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так не во всех музеях есть возможность создания безбарьерной среды (в силу тех или иных обстоятельств). Виртуальные музеи позволяют приближать/удалять интересующие объекты, перемещаться в 3-D пространстве, уменьшать/увеличивать масштаб (вплоть до увеличения мазка на картине, трещинки на мебели т.д.). Немаловажен и тот факт, что интерфейс большинства из них доступен даже дошкольнику.

При использовании таких форм очень важно подобрать объекты интересные как для мальчиков, так и для девочек, например путешествуя по виртуальному пространству Московского кремля мальчикам будут интересны кабинет президента и портреты военных чинов прошлых веков, а девочкам убранство залов, портреты Императриц и т.д. Но и тем, и другим будет интересно, например, посмотреть на вид московского кремля с высоты птичьего полета (что, кстати сказать, в реальности мало кому доступно).

В современной сети Интернет очень ярко представлены и образовательные сайты непосредственно для детей (школьников, дошкольников), например «Детям. Президент России гражданам школьного возраста», где в доступной форме с использование мультипликационных персонажей дана информация об истории России, армии, Победе, президенте и т.д. Материалы представлен визуальным рядом, аудиодорожками, которые в сочетании дают полное погружение в тему.

Самыми важными для воспитания подрастающего поколения мы считаем проекты, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., «65-летие Великой Победы» и «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Мы используем в данном проекте и традиционные формы работы (беседы, ЧХЛ, продуктивная деятельность и т.д.), но немаловажную роль в понимании детьми важных моментов истории играет аудио-визуальное воздействие средствами ИКТ (видеоролики, видеофрагменты).

В работе с детьми используются как традиционные презентации о тех или иных событиях, героях и др., так и современные формы - «виртуальный музей», «виртуальная экскурсия», которые позволяют дать воспитанникам более широкое представление о важном событии в истории нашей страны.

Для использования данной формы работы, чаще всего, необходимо подключение к сети Интернет, что в некоторых детских садах может являться препятствием, так как в современной экономической ситуации не все имеют в наличии локальную сеть или wi-fi. Эту проблему может решить использование usb-модема.

В данный проект родители (законные представители) включаются с наибольшей активностью и желанием. По запросу родителей проводились индивидуальные консультации по вопросам изучения истории семьи, даны рекомендации по созданию альбомов и презентаций  с использованием возможностей всемирной компьютерной сети. Это и обращение к сайтам «Мемориал», «Подвиг народа» и др., которые помогают и родителям и детям узнать больше о предках, героях и истории тех лет. Результатом стало сплочение всех участников образовательных отношений в подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы, многим семьям удалось найти неизвестные ранее факты, создать альбомы и ширмы, которые, в последующем могут стать семейными альбомами, реликвиями. Кроме того, вдохновило на созданию интересных композиций и поделок к выставке к Дню Победы.

Родители могут ознакомиться с планами проектов, ходом их реализации и посмотреть фото отчеты по итогам проектов на сайте учреждения. Так же могут оставлять отзывы и вопросы, делать запрос на консультации.

Возможности использование ИКТ в образовательном процессе постепенно расширяются благодаря укреплению материальной базы учреждения, оснащение подготовительных групп стационарными экранами, появление интерактивной доски, электронного пианино, создание отдельного рабочего места с ПК для педагогов в методическом кабинете и др. Кроме того, педагоги постоянно повышают свои ИКТ-компетенции на курсах повышения квалификации НИРО, интернет-образовательных порталах, вебинарах и семинарах.

Использование ИКТ в проектной деятельности позволяет вовлечь в образовательный процесс всех участников, сделать его более увлекательным, эффективным и продуктивным.

Желаем вам успехов и творчества в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Меодическая разработка. Педагогическая мастерская "Мечта юного василеостровца" с использованием игровых технологий проектной деятельности.

Данная методическая способствует обогощению знаний и опыта детей в пректной деятельности, воспитанию патриотизма, гордости за свою "малую" Родину....

Использование лэпбуков в проектной деятельности.

Консультация для педагогов дошкольного образования о применение лэпбуков на промежуточных и заключительных этапах проектов....

Использование театрализации в проектной деятельности

Использование театрализации в проектной деятельности...

Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

Использование ИКТ в проектной деятельности дошкольников.

Современный мир, в котором растет современный ребенок, значительно отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому...

Тема статьи: «Использование Лэпбука в проектной деятельности»

Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук»....

Выступление на тему: «Использование экспериментов в проектной деятельности детей дошкольного возраста»

Удивителен мир детства! Это время знакомства ребенка с окружающим миром, время первых исследований и открытий. Я считаю, что именно в экспериментальной деятельности дети получают возможность напрямую ...