Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки"
методическая разработка на тему

Терентьева Лилия Геннадьевна

Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки". Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.

 Задачи:

 1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.

 2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.

 Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

         План проведения мастер класса.

 I. Обоснование темы.

 II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

 III. Совместное моделирование.

 IV. Рефлексия.

 Организация мастер-класса

 Первый этап. Обоснование темы.

 Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.

 Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.

 Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

 Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

 Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

         Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

         Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

         Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

         Упражнение «Мозговой штурм».

 У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)

 Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название  сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)

 Слова 1 подгруппе.

  1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);

Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);

  1. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);

Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);

  1. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);

Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);

         Слова 2 подгруппе.

  1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);

Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);

  1. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);

Фома, Ёма, лиса. («Фома»);

  1. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);

Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);

         Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

         Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.

 - Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

         Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

  1. Опасные контакты с незнакомцами.

(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

  1. Один дома.

(«Кот, петух и лиса»)

  1. Пожарная безопасность.

(«Кошкин дом», «Фома»)

  1. Безопасность на воде.

(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович» )

  1. Безопасность в лесу.

(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)

         Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.

 Вопросы к участникам.

 Мастер: Скажите:

1.команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

 Емеля. Буратино. Пьеро.

2.команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?

Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.

1. - От чего подешевела лисья шкура?

От линьки, от голода, от березовых прутьев.

2.  - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

 Гвоздем. Шилом. Веретеном.

 1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?

 Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

 2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?

Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.

 1.  - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?

Баран, лошадь, кот, бычок.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

 Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

 1.  - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

 Сообщила, что с козленочком что-то случилось.

 Позвала ее ласковым голосом.

 Предложила угощение.

2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?

Голубь, орел, ворон.

Мастер: Из предложенных найдите те  приметы, по которым в коми  сказке «Медвежьи няньки»  старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес?  (совы радовались, кричали, волки выли,  медведи ревели, т.к. Ема-баба беду людям готовит).

Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)

 Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

 Мастер: Молодцы.

         Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Мышь и сорока

Коми народная сказка

Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:
- Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.
Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.
Пришла мышь домой, стучится:
- Сестрица-сорока, открой!
Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки.
Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:
Мышь плывёт-качается:
Лодка у неё - сорочья грудина,
Весло - бобровый хвост,
Шест - выдрин хвост,
Парус-соболий хвост.
Под крутым бережком подгребёт,
Под песчаным бережком - подтолкнёт.
Идёт навстречу заяц, говорит:
- Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
- Не возьму, лодка у меня маленькая.
- Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою...
- Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее - сорочья грудина,
Весло - бобровый хвост,
Шест - выдрин хвост,
Парус - соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком - подтолкнет.
Повстречалась им лиса, говорит:
- Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
- Не возьму, лодка у меня маленькая.
- Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою...
- Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее - сорочья грудина,
Весло-бобровый хвост,
Шест - выдрин хвост,
Парус - соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком - подтолкнет.
Повстречался им медведь, говорит:
- Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
- Не возьму, лодка у меня маленькая.
- Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.
- Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.
- Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!

«Мышь, лапоть и пузырь»

(коми народная сказка)

Жили-поживали, горя не знали три приятеля – мышь, лапоть и пузырь. Мышь зернышки промышляла, день и ночь хлопотала, все хозяйство на ней держалось. Лапоть лежебока был – все спит да спит и отдохнуть-то ему некогда. А пузырь вовсе пустопорожний – он бы только хохотал да пересмешничал.

Покуда хозяйство ладилось, потуда и лад был меж тремя приятелями..

Но вот голодное время настало, да еще избенка вовсе обветшала, того и гляди обвалится, всех придавит.

- Пойдемте-ка в лес, - говорит мышь. – Парма-матушка и приютит нас и прокормит.

Лапоть только вздыхает – лень ему. А пузырю все одно, лишь бы смешно было.

Но делать нечего, все же отправились приятели в лес. А до него добраться – надо ручей перейти. Он хоть и не широк, да быстротечен, утонуть можно.

- Надо мосток мостить, - говорит мышь.

- Мне лень, - зевает лапоть.

А пузырь все хи-хи и ха-ха.

Что тут скажешь? Побегала мышь, поискала, ничего, кроме ржаной соломины, не нашла. Перекинула ее с берега на берег – готова переправа.

- Давай, пузырь, ступай первым.

Тот посмеивается: - Ступай сама, я не спешу.

- А мне бы вздремнуть да всхрапнуть, - вздыхает лапоть.

Куда деваться? Пошла мышь по соломинке. На середке она прогнулась, мышка – бултых в воду, еле успела на другой берег выскочить. Пузырю чудно все это видеть. Он до того хохотал, что лопнул. И не стало его, пустосмеха. А лапоть на берегу пластом лежит.

_ - Давай сюда! – зовет его мышь. – Тут жить можно, всего полно.

- Ну тебя, - бормочет лапоть спросонку. – Никуда я не хочу, мне и тут хорошо спать.

- Ах ты, лодырь этакий, - разозлилась мышь. – Никуда ты не годишься, разве что шалаш из тебя выйдет.

Сказала да подумала. Подумала да сделала. Хороший домик из лаптя получился. Мышка потом семьей обзавелась, детишки у нее пошли. В ленивом лапте всем места хватило.

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

         Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.

Четвертый этап. Рефлексия.

 Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.

         Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Мастер - класс для воспитателей «Математическая сказка»

Конспект обучающего занятия для воспитателей по обучению работы на интерактивной доске....

Мастер - класс. Развивающее панно: "Зимняя сказка"

Мастер - класс "Зимняя сказка" -  для развития у детей фантазии, речи и  мелкой моторики....

Мастер-класс для родителей «Создадим сказку» (тестопластика)

Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материа...

МАСТЕР-КЛАСС «По следам любимой сказки»

МАСТЕР-КЛАСС«По следам любимой сказки» О.В. Павлова,воспитатель 1 квалификационной категориизаместитель по методической работе Аскарова А.Ю.слайд№2  слова президента «Язык, история, культура...

Мастер класс для педагогов «Кинезиологические сказки на примере русской народной сказки «Колобок»

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. В переводе на русский язык «кинезиология» обознача...