Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки"
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки". Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.
Задачи:
1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.
2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.
Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.
План проведения мастер класса.
I. Обоснование темы.
II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
III. Совместное моделирование.
IV. Рефлексия.
Организация мастер-класса
Первый этап. Обоснование темы.
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.
Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.
Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.
Упражнение «Мозговой штурм».
У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)
Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)
Слова 1 подгруппе.
- Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);
Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);
- Заяц, лиса, мука. («Колобок»);
Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);
- Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);
Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);
Слова 2 подгруппе.
- Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);
Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);
- Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);
Фома, Ёма, лиса. («Фома»);
- Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);
Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);
Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.
Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.
- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?
Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.
- Опасные контакты с незнакомцами.
(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)
- Один дома.
(«Кот, петух и лиса»)
- Пожарная безопасность.
(«Кошкин дом», «Фома»)
- Безопасность на воде.
(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович» )
- Безопасность в лесу.
(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)
Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.
Вопросы к участникам.
Мастер: Скажите:
1.команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?
Емеля. Буратино. Пьеро.
2.команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?
Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.
1. - От чего подешевела лисья шкура?
От линьки, от голода, от березовых прутьев.
2. - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?
Гвоздем. Шилом. Веретеном.
1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?
Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.
2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?
Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.
1. - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?
Баран, лошадь, кот, бычок.
2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?
Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.
1. - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?
Сообщила, что с козленочком что-то случилось.
Позвала ее ласковым голосом.
Предложила угощение.
2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?
Голубь, орел, ворон.
Мастер: Из предложенных найдите те приметы, по которым в коми сказке «Медвежьи няньки» старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес? (совы радовались, кричали, волки выли, медведи ревели, т.к. Ема-баба беду людям готовит).
Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)
Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).
Мастер: Молодцы.
Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).
Мышь и сорока
Коми народная сказка
Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:
- Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.
Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.
Пришла мышь домой, стучится:
- Сестрица-сорока, открой!
Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки.
Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:
Мышь плывёт-качается:
Лодка у неё - сорочья грудина,
Весло - бобровый хвост,
Шест - выдрин хвост,
Парус-соболий хвост.
Под крутым бережком подгребёт,
Под песчаным бережком - подтолкнёт.
Идёт навстречу заяц, говорит:
- Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
- Не возьму, лодка у меня маленькая.
- Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою...
- Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее - сорочья грудина,
Весло - бобровый хвост,
Шест - выдрин хвост,
Парус - соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком - подтолкнет.
Повстречалась им лиса, говорит:
- Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
- Не возьму, лодка у меня маленькая.
- Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою...
- Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее - сорочья грудина,
Весло-бобровый хвост,
Шест - выдрин хвост,
Парус - соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком - подтолкнет.
Повстречался им медведь, говорит:
- Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
- Не возьму, лодка у меня маленькая.
- Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.
- Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.
- Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!
«Мышь, лапоть и пузырь»
(коми народная сказка)
Жили-поживали, горя не знали три приятеля – мышь, лапоть и пузырь. Мышь зернышки промышляла, день и ночь хлопотала, все хозяйство на ней держалось. Лапоть лежебока был – все спит да спит и отдохнуть-то ему некогда. А пузырь вовсе пустопорожний – он бы только хохотал да пересмешничал.
Покуда хозяйство ладилось, потуда и лад был меж тремя приятелями..
Но вот голодное время настало, да еще избенка вовсе обветшала, того и гляди обвалится, всех придавит.
- Пойдемте-ка в лес, - говорит мышь. – Парма-матушка и приютит нас и прокормит.
Лапоть только вздыхает – лень ему. А пузырю все одно, лишь бы смешно было.
Но делать нечего, все же отправились приятели в лес. А до него добраться – надо ручей перейти. Он хоть и не широк, да быстротечен, утонуть можно.
- Надо мосток мостить, - говорит мышь.
- Мне лень, - зевает лапоть.
А пузырь все хи-хи и ха-ха.
Что тут скажешь? Побегала мышь, поискала, ничего, кроме ржаной соломины, не нашла. Перекинула ее с берега на берег – готова переправа.
- Давай, пузырь, ступай первым.
Тот посмеивается: - Ступай сама, я не спешу.
- А мне бы вздремнуть да всхрапнуть, - вздыхает лапоть.
Куда деваться? Пошла мышь по соломинке. На середке она прогнулась, мышка – бултых в воду, еле успела на другой берег выскочить. Пузырю чудно все это видеть. Он до того хохотал, что лопнул. И не стало его, пустосмеха. А лапоть на берегу пластом лежит.
_ - Давай сюда! – зовет его мышь. – Тут жить можно, всего полно.
- Ну тебя, - бормочет лапоть спросонку. – Никуда я не хочу, мне и тут хорошо спать.
- Ах ты, лодырь этакий, - разозлилась мышь. – Никуда ты не годишься, разве что шалаш из тебя выйдет.
Сказала да подумала. Подумала да сделала. Хороший домик из лаптя получился. Мышка потом семьей обзавелась, детишки у нее пошли. В ленивом лапте всем места хватило.
Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).
Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.
Четвертый этап. Рефлексия.
Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».
Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....
Мастер - класс для воспитателей «Математическая сказка»
Конспект обучающего занятия для воспитателей по обучению работы на интерактивной доске....
Мастер - класс. Развивающее панно: "Зимняя сказка"
Мастер - класс "Зимняя сказка" - для развития у детей фантазии, речи и мелкой моторики....
Мастер- класс для родителей «Зимняя сказка» ( нетрадиционные техники рисования)
Конспект мастер-класса для родителей...
Мастер-класс для родителей «Создадим сказку» (тестопластика)
Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материа...
МАСТЕР-КЛАСС «По следам любимой сказки»
МАСТЕР-КЛАСС«По следам любимой сказки» О.В. Павлова,воспитатель 1 квалификационной категориизаместитель по методической работе Аскарова А.Ю.слайд№2 слова президента «Язык, история, культура...
Мастер класс для педагогов «Кинезиологические сказки на примере русской народной сказки «Колобок»
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. В переводе на русский язык «кинезиология» обознача...