Рабочая программа для старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Луговская Надежда Александровна

Рабочая программа по развитию детей старшего возраста составлена в соответствии с ФГОС на основе ООП детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «ЧЕБУРАШКА»

ПРИНЯТО                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом МДОБУ № 3                                                                          Заведующая МДОБУ № 3

Протокол № 1 от ___.____.2014 года                                                                                  ____________Ковалева Е.В.

                                                                                                                                                           __.________2014 г.

                                                                                                                                           

Рабочая программа

старшей группы

(в соответствии с ФГОС ДО)

на 2014-2015 учебный год

                                      Автор:

                                                                            воспитатель первой квалификационной категории

                                                                               Луговская Н.А.

           

2014 год

Содержание.

I. Целевой раздел:

  • Пояснительная записка……………………………………………………………………………………...........3-4

Обязательная часть:

  • Цели и задачи……………………………………………………………………………………………….…......5-6
  • Возрастные особенности……………………………………………………………………………………......7-10
  • Принципы и подходы в организации образовательного процесса …………………………….……..………..11
  • Ожидаемые результаты ………………………………………………………………………………………...12-14

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности:

  • Климатические, демографические, национально-культурные особенности……..…………………………15-16

II. Содержательный раздел:

     Обязательная часть:

  • Особенности организации образовательного процесса в группе………………………………...…………..…17
  • Содержание психолого-педагогической работы……………………………………………………………….....18
  • Задачи по 5 образовательным областям………………………………………………………………………..19-20
  • Календарно-тематическое планирование в старшей группе……………………………………………….....21-28

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности:

  • Региональная модель перспективного планирования ……………………………………………………………29
  • Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем……………………………………………..30-32

III. Организационный раздел:

       Обязательная часть:

  • Учебный план реализации ООП ДОУ в старшей группе…..…...……………………………………………....….33

 Часть, формируемая участниками образовательной деятельности:

  • Режим дня……………………………………………………...……………………………………………………34-35
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • (Развивающие образовательные ситуации на игровой основе) в старшей группе..............................................36-37
  • Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день ……………………………………38-39
  • Работа с родителями………………………………………………………………………………………...….   40-46
  • Коррекционно-развивающая работа…………………………………………………………………………….47-48
  • Предметно-развивающая среда группы……………………………………………………………… ……….  .…..49
  • Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет…………………………………….50-51
  • Программно-методические обеспечение………………………………………………………………………..........52

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с ООП муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада № 3, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому.

В  образовательной работе с детьми используем парциальные программы:

  • Основы безопасности детей дошкольного возраста./Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб.: Детство-пресс, 2004;
  • «Я - человек». Программа социального развития ребенка.  – С.А. Козлова. М.: Школьная Пресса, 2005;
  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
  • Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. Л.В. Куцакова. М.: Сфера, 2006
  • С.Н. Николаева «Мы». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика-синтез, 2010.

Обучение ведется на русском языке.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании».

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

1.Обязательная часть.

Цели и задачи реализации рабочей программы старшей группы сформированы  на основе анализа:

  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;;
  • характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • образовательных запросов родителей, социума

Цель и задачи.

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Возрастные особенности.

Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

 Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми  общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Ожидаемые результаты.

  1. Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

  1. Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.

  1. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.

  1. Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

  1. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

  1. Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

  1. Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

  1. Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.

  1. Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном селе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

  1. Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

1.Часть, формируемая участниками образовательной деятельности.

1) Климатические особенности:

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Приморский  край находится на Дальнем Востоке России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

Основными чертами климата являются: Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное. Осень как правило тёплая, сухая, с ясной погодой. Летом преобладают южные ветра с Тихого океана, а зимой северные, приносящие холодную, но ясную погоду.

В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных(14) (44 %, из неполных18 (56 %). Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим ( 32%) и средним профессиональным ( 68%) образованием.

3) Национально – культурные особенности: основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Весь контингент воспитанников проживает в условиях села.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с родным селом. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Моя  малая Родина» 1 раз в месяц.

Содержательный раздел.

  1. Обязательная часть.

Особенности организации образовательного процесса в группе.

1) Социально-коммуникативное развитие – Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины, самообслуживание и элементарный бытовой труд (поручения, дежурство, игры, беседы, хозяйственно-бытовой труд. Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические и др.

2) Познавательное развитие – а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: РЭМП, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.

3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.

4) Художественно-эстетическое развитие –

а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра.

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю .

5) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники  и досуги.

Содержание психолого-педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей старшей группы: 

Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. Дети знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

Задачи по 5 образовательным областям.

  1. Социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  2. Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  3. Речевое развитие - Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  4. Художественно-эстетическое развитие - Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  1. Физическое развитие - включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.

Тематическая неделя

Примерное содержание образовательной  программы

Старшая группа

Сентябрь

1

Сегодня– дошколята, завтра– школьники.

Познакомить детей с осенним праздником – Днем знаний; формировать знания о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам; воспитывать уважение к труду педагога.

2

Осенняя пора, очей очарованье.

Учить детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдения; расширять представления о явлениях живой и неживой природы; воспитывать эстетическое отношение к природному миру.

3

Труд людей осенью.

Закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике; расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

4

Земля – наш общий дом.

Сформировать у детей понятие, что наша планета – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; расширить знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе, явлениях природы, разнообразии видов растений и животных разных природных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе (листопад, сокодвижение, зимняя спячка и т.д.); закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе, сохранять её.

Октябрь

1

Мое село.

Закрепить и расширить знания детей о родном селе: название села, символы, основные достопримечательности (места отдыха, памятник, Дом культуры); познакомить с историей возникновения города, его названия, с названиями главных улиц; воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь к нему, желание сделать его еще красивее; учить ориентироваться в пределах ближайшего к ДОУ микрорайона и составлять простейшие картосхемы, планы.

2

Родная страна.

Расширить знания детей о родной стране, представления о том, что Россия – огромная многонациональная страна; формировать интерес к малой Родине; познакомить со столицей России, с гербом, флагом и гимном РФ; воспитывать патриотические чувства.

3

Мир предметов и техники.

Расширить знания детей о предметах и технике, способах их использования; учить устанавливать связи между назначением предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет; поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию.

4

Труд взрослых. Профессии.

Развивать у детей интерес к разным профессиям, знания о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; формировать отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов); создавать условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий; воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к труду и его результатам.

.

Ноябрь

1

Семья и семейные традиции.

Расширить представления детей о семье и родственных связях; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям; воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.

2

Наши добрые дела.

Формировать у детей ценностные представления о добре и зле; обучать способам и формам выражения доброты друг к другу, родным, окружающим людям, животным, природе; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарищей, высказывать свое мнение), навыки культурного общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание и умение работать сообща,  оказывать друг другу помощь.

3

Поздняя осень. 

Расширить знания детей о характерных признаках поздней осени, об изменениях в жизни растений, животных, птиц; вызвать желание и воспитывать умение любоваться красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушания художественных текстов, практического взаимодействия с миром природы.

4

Мир комнатных растений.

Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними; учить описывать растения, отмечая существенные признаки; воспитывать стремление беречь растения, ухаживать за ними.

Декабрь

1

Зимушка-зима.

Расширить и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой; воспитывать бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

2

Будь осторожен!

Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, познакомить с универсальными способами (алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций, учить обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения; способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам безопасного поведения.

3

Готовимся к новогоднему празднику.

Расширять знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях Нового года в нашей стране и других странах; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию; развивать интерес к сотрудничеству; закрепить навыки совместной деятельности (принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата); воспитывать желание порадовать близких, изготовить для них подарки.

4

Зимние чудеса.

Учить детей видеть и эмоционально воспринимать красоту зимней природы, многообразие природного мира; развивать интерес к новогоднему празднику, его торжественности и уникальности; стимулировать проявления детской любознательности, стремления к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов; помочь систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.

Январь

1

Неделя игры.

Обогащать игровой опыт каждого ребенка посредством участия в сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх-экспериментированиях, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях; создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, для развития навыков сотрудничества со сверстниками в игре.

2

Неделя творчества.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира; развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, эмоционально-ценностные ориентации, познавательную активность, кругозор; приобщать к художественной культуре.

3

Неделя познания. Зимушка хрустальная.

Расширять знания детей о зиме, о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы; учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы; развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление, речь, кругозор; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Февраль

1

Друзья спорта.

Расширить знания детей о различных видах спорта; формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься спортом; познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения, с символами и ритуалами Олимпийских игр.

2

Юные путешественники.

Продолжать знакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать элементарные знания по географии; расширить знания о реках, морях, океанах, жителях морского дна и континентах, природно-климатических зонах; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому, стремление к познанию, интерес к окружающему миру.

3

Защитники Отечества.

Расширять знания детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, у девочек – уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

4

Народная культура и традиции.

Расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.

Март

1

Женский праздник.

Активизировать знания детей о празднике 8 Марта; развивать гендерные представления; воспитывать доброе, внимательное отношение к женщинам, любовь и заботу о маме, бабушке; вызвать желание оказывать помощь женщинам.

2

Уроки вежливости и этикета.

Расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в театре, музее, кафе).

3

Весна пришла.

Расширить знания детей о времени года – весне; поддерживать проявление интереса к природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов; развивать умение ориентироваться во времени и сезонах, используя различные календари (погоды, природы, года); воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

4

Неделя книги.

Познакомить детей с содержанием деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, процессом создания книг, правилами обращения с книгами; развивать интерес к книге, представления о многообразии жанров литературы и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); воспитывать любовь к книге; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

Апрель

1

Неделя здоровья.

Формировать знания детей об организме человека, о здоровье и его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики, охраны и укреплении здоровья; способствовать становлению у детей устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, потребности в здоровьесберегающем и безопасном поведении.

2

Космические просторы.

Дать детям знания о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, звезд; учить самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию, делать маленькие «открытия», включаться в поисковую деятельность, используя разные способы: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения.

3

Юный гражданин.

Дать детям понятие, что каждый человек, ребенок обладает равными правами, раскрыть содержание прав человека, детей; формировать начала гражданственности; развивать толерантность, чувство свободы, справедливости, гражданские чувства.

4

Дорожная азбука.

Дать детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; учить соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте и на дороге.

Май

1

9 Мая.

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне и её героях; познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

2

Искусство и культура.

Формировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в ходе посещения музеев, экскурсий к разным объектам искусства; познакомить с разными видами искусства; подвести к пониманию ценности искусства и культуры; развивать эстетические интересы, предпочтения, желание познать искусство, интерес к посещению музеев, галерей, театров.

3

Опыты и эксперименты.

Учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми; развивать интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения.

4

Экологическая тропа.

Расширять знания детей о растениях и животных, птицах, насекомых, обитателях водоемов; развивать интерес к природе; воспитывать стремление оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным правилам поведения в природе.

Региональная модель перспективного планирования («Я-концепция» личности)

2.Часть, формируемая участниками образовательной деятельности.

Региональный компонент программы «Моя Родина»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Рассказ воспитателя «О Дне освобождения Приморского края  от японских милитаристов».

Рисование «Лето»

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, село ее часть.

«Морские приключения»

«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

День села

Рисование «День рождения села»

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Проект « С какого дерева шишка»

Сюжетно-ролевая игра «МЧС», «Путешествие по морю».

 Изготовление атрибутов для игры.

Рассказ воспитателя «О символике родного края».

 «Уссурийский тигр»-

видео

Рассматривание карты России, местоположение Приморского края

 

Лепка «Животные тайги»

Ноябрь

Беседа «Чем славится

наше село» (на основе наглядного материала).

Экскурсия на площадь

«Поищем ответы» (что из чего сделано?)

Д/и «Что из чего сделано?»

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

«Панорама добрых дел».

Прогулка на площадь к новогодней елке.

Экскурсия в библиотеку.

Д/и «Угадай сказку»

Проект «Не рубите елочку».

Стихи о зиме, елочке.

Беседа «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии села).

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?»  (В.Осеева)

«Наши добрые дела»

Изготовление с детьми и родителями герба села.

История возникновения

села.

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир «Природа и человек».

Изготовление подарков  для Защитников Отечества.

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта.

Изготовление открытки «Ветка мимозы»

Целевая прогулка по близлежащим улицам села.

Поисковая деятельность «Птицы нашего села».

Изготовление альбома фотоколлажа

«Наше село».

Рисование «Где мы отдыхаем»

Экскурсия в библиотеку «Встреча с книгой».

Апрель

Беседа с детьми « Люди каких национальностей населяют наше село».

«Слушаем космос»

 «Путешествие по селу». (видео)

Сюжетно-ролевая игра

«Строители»

«Кем работают наши родители».

Экскурсия к памятнику погибшим воинам

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с участником ВОВ

«Вкусная и полезная пища».

С/р игра «Семья»

Беседа «Национальная одежда коренных народов».

Чтение сказки «Айога»

Викторина «Знаешь ли ты свое село?»

Июнь

День защиты детей.

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов».

Экскурсия в музей

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с заказником «Полтавский»

Август

Игровая обучающая ситуация «Школа для зайчиков».

Составление с детьми и родителями Красной книги Приморского края

Поисково –исследовательская дея-ть

-сбор природного материала

«Наша дружная семья» – детский сад».

Организационный раздел.

  1. Обязательная часть

Учебный план реализации ООП ДОУ в старшей группе по Программе «От рождения до школы»:

1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) .

2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ,  ФЭЭП, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД)

- б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование, ручной труд из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 25мин. (1 НОД) .

3) Речевое развитие – Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .

4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности:  НОД,ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Ежедневно в режимные моменты.

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .

в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Ежедневно в режимные моменты

5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД)

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .

6) Вариативная часть – кружок «Юные исследователи». Продолжительность и количество НОД  в неделю 25 мин. (1 НОД)

  1. Часть, формируемая участниками образовательной деятельности

Режим дня.

 Старшая группа

Холодный период

Дома: 

Подъем, утренний туалет

6.30 – 7.30

В детском саду:

Утренний прием, игры, общение

7.30 – 8.20

Утренняя гимнастика, подготовка к завтраку

8.20 - 8.40

Завтрак

8.40 – 8.55

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности

8.55 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (образовательные ситуации на игровой основе)

9.00 – 10.45

II завтрак

10.05 – 10.15

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, подготовка к обеду

10.45 – 12.20

Обед

12.20 – 12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50 – 15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику. Полдник.

15.00 – 16.00

Игры, досуги, общение и деятельность по интересам. Подготовка к прогулке.

15.15 – 16.40

Прогулка, игры, уход детей домой

16.40 – 18.00

Старшая группа

Теплый период

Дома: 

Подъем, утренний туалет

6.30 – 7.30

В детском саду:

Приём детей на участке, игры, утренняя гимнастика

7.30– 8.35

Гигиенические процедуры, завтрак

8.35 – 9.00

Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку

9.00 – 9.15

Непосредственная образовательная деятельность (на участке), тематические развлечения, физкультурные развлечения и праздники

9.15 – 10.05

Второй витаминизированный завтрак (соки, морсы, фрукты)

10.05 – 10.15

Прогулка. Игры, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, труд в природе, воздушные, солнечные процедуры, ходьба по дорожке «Здоровья», закаливающие процедуры, индивидуальная работа с детьми по развитию основных видов движений.

10.15 – 12.20

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

12.20 – 12.25

Подготовка к обеду, обед

12.25 -12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50 – 15.00

Подъём детей, гимнастика пробуждения, солевое закаливание, коррекционная гимнастика после дневного сна, водные процедуры

15.00 – 15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20 – 15.40

Подготовка к прогулке, чтение художественной литературы.

15.40 -16.00

Прогулка. Игры, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, труд в природе, закаливающие процедуры, индивидуальная работа с детьми по развитию основных видов движений. Уход домой.

16.00 – 18.00

 

Непосредственно образовательная деятельность                                   

Дни недели

Образовательные ситуации

Время

Понедельник

1.  ОО «Социально-коммуникативное развитие» -

ФЦКМ

2. ОО  «Речевое развитие»                                                      

3. ОО «Художественно-эстетическое развитие» –

музыка

                   

9.00 - 9.25

9.35 - 10.00

9.40–10.00

Вторник

1.ОО «Познавательное развитие» - ФЭМП

2.ОО « Познавательное развитие» -конструирование

3.ОО «Физическое развитие» - на открытом воздухе

Кружок

9.00-9.25

9.35-10.10

11.45-12.10

16.00-16.25

Среда

1. ОО «Познавательное развитие» - ФЭЭП

2. ОО «Художественно-эстетическое развитие» – рисование

3. ОО «Физическое развитие»

9.00 - 9.25

9.35 – 10.00

10.10 – 10.35

Четверг

  1.  ОО  «Речевое развитие» - подготовка к обучению грамоте                                      

  2.ОО «Художественно-эстетическое развитие» – музыкальное развитие

   3. ОО «Художественно-эстетическое развитие» -лепка/аппликация

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.35

Пятница

 1. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Ознакомление с художественной литературой

 2. ОО «Художественно-эстетическое развитие» – рисование

  3.ОО «Физическое развитие»                      

 

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.35

Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально –

коммуникативное  развитие

  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Оценка эмоционального настроения группы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к НОД
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе
  • Эстетика быта
  • Тематические досуги в игровой форме
  • Работа в книжном уголке
  • Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)
  • Сюжетно – ролевые игры

Познавательное развитие

  • НОД по познавательному развитию
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
  •  Развивающие игры
  • Интеллектуальные досуги
  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • НОД по развитию речи
  • Чтение
  • Беседа
  • Театрализованные игры
  • Развивающие игры
  • Дидактические игры
  •  Словесные игры
  • чтение

Художественно-эстетическое развитие

  • НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
  • Эстетика быта
  • Экскурсии в природу
  • Посещение музеев
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Физическое развитие

  • Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
  • Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
  • Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
  • Специальные виды закаливания
  • Физкультминутки
  • НОД по физическому развитию
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Ритмическая гимнастика
  • Хореография
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Старшая группа, 2014-2015учебный год

(прилагается)

Работа с родителями.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

2014 – 2015 год

Месяцы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Индивидуальная работа

Ответственные

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет».

2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

3. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы».

4. Консультация «Всё о развитии детской речи».

5. Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет.

Психолога – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

Ознакомление родителей с правилами сбора грибов и опасностью их употребления в пищу.

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Повышение педагогической культуры родителей

Беседы по адаптации,  обновление группового инвентаря, участка.

Воспитатели.

Психолог  Воспитатели.

медсестра

Воспитатели,  родители.

Октябрь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».

3. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

4. Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!». Рисунки родителей и детей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.

Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого»

Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка».

 Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ

воспитатели

Ноябрь

1. Родительское собрание. Тема: «Знаете ли вы своего ребенка»

2. Консультация «Одежда детей в группе».

3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

4. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

6. Тестирование родителей. Тема: «Откуда опасность?».

Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.Познакомить с деятельностью детей в д/с.

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Обогащение педагогических знаний родителей.

Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Получение сведений о знаниях родителей по теме: «Откуда опасность?», анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме собрания.

Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения

Консультация «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

воспитатели

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

2. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром».

3. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье».

4.Трудовой десант -пошив костюмов для детей к Новому году.

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Повышение педагогической культуры родителей.

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.

Информирование родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания.

Беседа

«Здоровье ребёнка в наших руках».

Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

Воспитатели

                                                 медсестра

Январь

1. 1. Совместное родительское собрание (дети и родители)  на тему: «Безопасность ребенка – наша главная цель»

2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству».

3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».

4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».

Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.

Повышение педагогической культуры родителей.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников. Ознакомление с задачами по сохранению здоровья и оздоровлению детей.

 Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

 Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?».

воспитатели

Февраль

1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».

2. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».

3. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».

4. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».

5. Поделки родителей и детей «Наши увлечения».

Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки.

Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «мама, папа, я – очень дружная семья».

Выставка детских рисунков и поделок.

Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

Беседа  «Основы нравственных отношений в семье».

Родители

воспитатели

Март

1. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».

2. Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».

4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и   навыков.

Повышение педагогической культуры родителей.

Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в  детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.

 Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах села».

 Консультация «Азбука дорожного движения».

Родители

воспитатели

Апрель

1.Родительское собрание. Тема: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».

2.Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников».

3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».

4.Трудовой десант

Участие родителей в уборке участка

  • Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении».

Активизация педагогических знаний родителей.

Памятка для родителей

воспитатель

Май

1.Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого занятия по математике   для родителей воспитанников.

2.Консультация  «Памятные места нашего села».

3. Информация «переход на летний режим работы»

4.Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве группы.

Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Формирование у детей и взрослых знаний и навыков безопасного поведения, умения применять правила в различных жизненных ситуациях.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Способствовать формированию коллектива группы.

Консультация «Развод родителей – это серьезно».

Консультация «Все о компьютерных играх».

Воспитатели

Коррекционно-развивающая работа(индивидуальная  работа)

Месяц

Содержание деятельности

Направление «Физическое развитие»

Направление «Социально-личностное развитие»

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

сентябрь

Спортивные упражнения:

«Пробеги-не задень»

«Кто быстрее»

«По узкой дорожке»

День знаний-экскурсия в школу.

С/р «Путешествие»

Беседа «Что я видел»

«Где я живу»

Рисование «Наше село»

Лепка «Фрукты и овощи»

октябрь

Спортивные  игры:

Эстафеты,футбол,

Баскетбол.

 «Моя семья»

С/р игра «Магазин»

«Больница»

«Мы такие разные (девочки и мальчики)»

«Мои помощники»

«Осень золотая» аппликация

«Яркие краски осени»-нетрадиционное  рисование

Лепка грибов

Животные тайги –рисование,лепка

Ноябрь

Подвижные игры: с

бегом,прыжками,лазаньем

 «Семейный портрет» (фото)

С/р «Семья»

Беседы:

« Мы играем с мамой»

«Я кто такой?»

«Поздняя осень» рисование,коллаж

«Моя мама лучшая на свете» подарок для мамы(аппликация,ручной труд)

Декабрь

Народные игры:

«Дударь», « Плетень»

Выставка «Новогодние игрушки»

Подготовка к утреннику

Беседы:

«Новый год дома»

«Наш питомец»

Изготовление игрушек на елку

Украшение группы к Новому году

Январь

Игры –эстафеты:

«Кто быстрее до флажка»

«Полоса препятствий»

«Рождество»

развлечение

Беседы:

«Что принес Дед Мороз»

Чтение стихов про НОВЫЙ год

«Как мы встречали Новый год» аппликация,рисование

«Зимние забавы» лепка

«Елочка-зеленая иголочка» ручной труд

Февраль

Зимние забавы:

«Крепость»

«Снежный городок»

Катание на санках

Подготовка к тематической НОД

С/р игры:

«Моряки»

«семья»

Рассматривание картин, иллюстраций

Чтение литературных произведений

«Военная техника» раскрашивание,рисование

«Подарок папе» аппликация

«Салют»  набрызг

«Зима в лесу»-коллаж

Март

Игры с бегом:

«Перебежки»

«Ловишки» (с мячом,с лентами)

 Подготовка к утреннику

 Выставка «Семейная матрешка»

Беседы:

«Что умеет моя мама»

Чтение «посидим в тишине»

Обсуждение

«Мамин помощник»

Подарок для мамы:

«Букет мимозы» объемная аппликация

«Моя мама»-портрет

«Весна» монотипия

«Цветик-семицветик»  барельеф

Апрель

Игры с метанием:

« Попади в кольцо»

«Не промахнись»

«Передай мяч»

 «День смеха»

С/р игра «Космонавты»

Развлечение  « Мы –космонавты»

Беседы:

«Я живу в…»

«Домашний адрес»

Чтение рассказов о детях

« Космос» набрызг

« Ракета»аппликация

«Весна» рисование

«Птицы» -лепка

Май

Спортивные игры:

«Футбол» , «Баскетбол»,

Бадминтон.

С/р «Магазин игрушек»

«Салон красоты»

Беседы:

«Деревья-наши друзья»

« Правила безопасности»

«Одуванчик» объемная аппликация

« Цветущий сад» рисование

«Салют Победы» рисование

« Лето»

Июнь

День защиты детей

Праздник

«Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья»

Предметно-развивающая среда группы.

В группе для развития и воспитания детей создана целесообразная, удобная, развивающая среда, настраивающая на  эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. Развивающая среда спланирована с учётом  возраста детей. Нам удалось создать условия соответствующие познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

        Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры.

        Для развития речи нами приобретены серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, карточки  (домашние и дикие животные, спорт, растения ,птицы, жители океана. народно-прикладное искусство и другие), различное  лото,дидактические игры, детская библиотека с подборкой книг по программе старшего возраста ,любимыми произведениями детей и  т.д.

        В патриотическом уголке имеется материал для старшего возраста: кукла  в русском национальном костюме, глобус, карта России, флаг и герб России  и Приморского края, портрет президента РФ).

        В группе создан уголок, где собрано огромное количество паззлов для развития мелкой моторики рук, мышления и внимания.

        Уголок театрализации с различными видами театров, ширмами, элементами костюмов.

        Математический уголок с  раздаточным материалом, комплектом цифр, занимательный и познавательный  математический материал.

        Экспериментальный уголок с природным материалом, сыпучими материалами, ёмкостями разной вместимости, календарём природы , опрыскивателями, комнатными растениями. Подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли.

        Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками- раскрасками, трафаретами, пластилином для лепки, детскими музыкальными инструментами, портретами детских писателей и композиторов.

        Для сюжетно-ролевых игр  в нашей группе имеются необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью  детей. «Семья», «Детский сад», «Строители», «Поликлиника», «Мини-маркет», «Библиотека».

        На участке детского сада имеется выносное спортивно-игровое оборудование для организации двигательной активности воспитанников.

        Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы и проводимых мероприятиях. Имеются уголки детского творчества, выставки работ детей для родителей.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.  

2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться  успехам других,  проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях  со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы,   представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Программно-методические обеспечение.

Основной программой МДОБУ является общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

А так же используются следующие парциальные программы и методические пособия:

 — Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» – С.Н. Николаева;

 — Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» – З.И. Береснева;

 — Методическое пособие «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» – Л.В. Гаврючина;

 — Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;

 — Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» Р.Б. Стёркина, О.Л. Князева;

 — «Я – человек». – С.А. Козлова;

 — Программа. Учебно-методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – О.Л. Князева, М.Д. Маханева;

 — Программа и методические рекомендации «Приобщение детей к художественной литературе» – В.В. Гербова;

 — Программа «Радость творчества» Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – О.А. Соломенникова;

 — Методическое пособие по краеведению «Путешествие по родному краю» – М.В.Маркина, как региональный компонент.

--- Конструирование и художественный труд  в детском саду. Программа и конспекты занятий. Л.В. Куцакова. М.: Сфера, 2006

 --- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада

М.: Просвещение, 1988

  ---Журова Л.Е.  Обучение грамоте в детском саду; Пособие для воспитателя дет. сада

М.: Просвещение, 1978

Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербо-ва.    М., 1984

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Автор Н.В.Лободина,

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,авторы-составители В.Н. Мезенцева,О.П.Власенко

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...

рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....

Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя старшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Программа по развитию детей старшей  группы  разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...