"Ребенок познает мир природы".
проект (старшая группа) по теме

Шошорина Нина Геннадьевна

 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

                 ТИП ПРОЕКТА

             По доминирующей в проектной деятельности: познавательно – исследовательский, творческий;

             По содержанию: экологическое воспитание;

             По числу участников проекта: дети, воспитатели, родители;

             По времени проведения: учебный год;

·             По характеру контактов: в рамках детского сада.

 

            

           АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Воспитание не станет экологическим если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_proektnoy_deyatelnosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы... Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и. рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.

 Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания и т.д.).

 В процессе приобщения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так, в движениях, танцах, интонациях ребенок отображает свое отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. Только в сочетании этих двух сфер – познание действительности и выражение отношении к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т. е. умения присваивать и использовать исторически накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.

 Детей 3–5 лет целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т. д. Ребенку данного возраста важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний. Развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний о ее объектах, а представления об основных закономерностях природы. В младшем дошкольном возрасте – это сменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы.

 Для того чтобы научить малыша выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ним можно начинать уже в 3 года. В этом возрасте мы развиваем у детей представления об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (учим различать день и ночь, состояние погоды – солнечно или пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки – снег, дождь; выделять свойства воды, песка), а также знакомим с объектами живой природы (комнатными и дикорастущими растениями; дикими и домашними животными).

 При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому прежде всего нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например, гуляя с ребенком, Вы обращаете его внимание на состояние погоды («Посмотри, какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки... И нам с тобой весело гулять»). Если пошел дождь, можно предложить ребенку подставить свои ладошки, и таким образом он почувствует, холодный дождь (осенью) или теплый (летом).

 Особенность детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтение книг, игры, простейшие опыты, беседы и т.п.). Привлечь внимание ребенка к тем или иным средствам и способам познания окружающего может любой сказочный персонаж, например старичок-лесовичок. Вам не составит большого труда сделать его из крупной еловой шишки (туловище), грецкого ореха (голова), тонких изогнутых веточек деревьев (руки и ноги), кусочков пластилина для скрепления частей и обозначения глаз, носа, рта. Этот персонаж будет приходить в гости к ребенку и приглашать его на прогулку в парк или лес; приносить разнообразный природный материал (плоды, семена, камушки, ветки деревьев, ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы), из которого получаются чудесные поделки. Если вы, уважаемые родители, ненадолго «вернетесь» в свое детство, то, несомненно, вспомните, как делали бусы из ягод рябины, причудливых человечков из желудей и шиповника, забавных зверюшек из початков кукурузы, орехов и семян деревьев, кукол из пучков соломы. А какую радость и гордость за свои достижения вы испытывали, когда дарили мамам и папам сделанные своими руками игрушки!

 Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие ребенка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов, например, грецкие орехи круглые, светло-коричневые, твердые, с шершавой поверхностью; кукурузный початок овальный, желтый, с блестящими зернами и т. д. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка: он рассматривает сделанный вами образец поделки или рисунок игрушки, анализирует, из каких частей она состоит и из чего ее можно сделать, продумывает, какой дополнительный материал (пластилин, спички, нитки, проволока) потребуется. Не забудьте вместе с лесовичком искренне похвалить малыша, полюбоваться пусть и сделанной с вашей помощью игрушкой. Это вызовет у него желание выполнять новые, более сложные поделки, поможет преодолеть трудности, будет способствовать развитию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

 Что еще доступно пониманию ребенка трех лет в области природы? Очевидно, это представления о растениях и животных ближайшего окружения. Знакомясь с растениями парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых растений (у деревьев толстые и прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Прочтите ребенку небольшие стихотворения, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

"Познаем мир природы с помощью игры" (краткосрочный проект в старшей группе)

Краткосрочный проект в старшей группе: информационная карта проекта и игры экологического содержания с детьми...

«Ребенок познает мир природы через проектную деятельность»

Значение проектной деятельности в познавательном развитиии ребенка-дошкольника. Разнообразие проектов и их содержания...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»

Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...

Играя, вместе познаем мир природы

Методическое пособие для педагогов по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе...