Игровая деятельность.
статья на тему

Марчукова Светлана Владимировна

Материал по основам формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

   С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.  Нормативно – правовые документы федерального уровня, в первую очередь,  Закон об образовании (от 29 декабря 2012 года  № 273 – ф3): «Об образовании в Российской Федерации»  и  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 года №11)  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных учреждений.

   Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности.

   Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста. В ней он сам учится тому, что он еще не умеет, в игре ребенок учится общаться со сверстниками, развиваются его нравственные качества.

   Игра является сквозным механизмом развития ребенка (п.2.7.ФГОС ДО),

 посредством  которой  реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Физическое развитие»,

 «Художественно – эстетическое развитие».

   Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в ФГОС ДО.  Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит  достичь формирование социально – нормативных характеристик (п.4.6.ФГОС  ДО):

  1. Ребенок овладевает основными  культурными способам деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в игре, в общении,  познавательно – исследовательской деятельности, в конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  2. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявлять свои чувства и эмоции.
  3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для выражения своих чувств и желаний.

Классификация игр детей дошкольного возраста

           ( по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой)

  1. Игры, возникающие по инициативе детей:

- самостоятельные игры (игра-эксперимент)

- самостоятельные сюжетные игры

  (сюжетно – отобразительные,  сюжетно – ролевые, режиссерские,  театрализованные).

  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

- обучающие игры (дидактические, подвижные игры)

- досуговые игры (игры – развлечения, интеллектуальные, театрально – постановочные).

    3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций.

   Требования к проведению игры:        

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии:

  1. Взрослый может сам организовать игру, на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно – игровых материалов.
  2. Взрослый может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует в игре на равных с ними и может влиять на содержание и общий ход игры. В сюжетной игре взрослый может придумать сюжет, ввести в игру новый персонаж и т.д.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложения сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи. Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью,  на начальном  этапе сюжетно – ролевой  игры  это ролевые  высказывания  («Речевое развитие», «Социально – коммуникативное) ( п.2.6. ФГОС  ДО ).   По мере обогащения жизненного опыта, развитие звуковой и интонационной культуры речи, ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире. Специально обучать детей определенным игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

    Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

  1. Непрерывная непосредственно – образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  2. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр.
  3. Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самостоятельных детских игр (сюжетно – ролевых, режиссерских, игр – экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, народных игр.

Воспитатель поощеряет проявление разнообразной игровой активности, предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров по игре, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

   

     Литература:

  1. Приказ  Министерства образования и  науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155
  2. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В.Трубайчук

М: изд. дом «Восток» 2003г.

  1. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик

«Воспитание детей в игре»

М: «Просвещение» 1983г.

  1. В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова

«Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей

4 – 5 лет»

М: «Центр педагогического образования» 2015г.

  1. http://www.detsiysad.ru/igra.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...