"Программа дополнительного образования по лепке- тестопластике"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Мануилова Елена Николаевна

Авторская программа дополнительного образования по лепке-тестопластике

 

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.

 

 Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе.

 

 Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармонического развития ребенка.

 

 У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в  детстве, запоминается  на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству.

 

 Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

 

 Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 

 Развитие «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

 

 В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

 

 Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

 

 Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

 

 Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

 

 Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

 

 Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

 

 В системе  эстетического воспитания детей лепка занимает  определенное место и имеет свою специфику.

 

 Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

 

 Скульптура  открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание  многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

 

 Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

 

 При оформлении  поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

 

 Специфику лепки определяет материал.

 

 Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

 

 Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

 

 Программа кружка «Пышка» основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством (Приложение 1).

 

 Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

 

 Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

 

 Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении  детей с различными  материалами и разнообразными способами  их декорирования. Освоение  отдельных  технических  приемов  вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, сделать его более  интересным и увлекательным (Приложение 2).

 

 Важное  воспитательное  значение  народного искусства  неоднократно подчеркивала  в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование  народного искусства в детском саду никогда не было  только  случайным побуждением или  модой, а всегда  выступало в тесной связи  с педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом  способствовало  народное искусство.

 

 Так же,  важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании,  отмечали многие  отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного  творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова,  Т.Н. Доронова и  др.). Они убедительно показывают,  что ознакомление с произведениями народного  творчества,  побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова,  Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 

 Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и  различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому  раскрытию изучаемой  темы.

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

 

Цели:

 

 1)  образовательные:

расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

 

2) развивающие:

развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

 

3) воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество

информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам

регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми

коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению

культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

 

Задачи:

 

 1) образовательные:

формирование представлений о народных  промыслах

ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура

овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов

формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из теста

овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

 

2) развивающие:

развитие интереса к изучению народных промыслов

повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ

активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями

формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения

развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций

развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

 

3) воспитательные:

воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам

соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности

активное участие в ярмарках-распродажах, выставках

стремление к  поиску, самостоятельности

понимание необходимости  качественного выполнения образа

конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера

приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре

самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптуры.

 

 ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и  самостоятельность.

Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

 

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

 

2 младшая группа:

отделять от большого куска небольшие  комочки

раскатывать  комок теста  прямыми движениями;

раскатывать комок теста круговыми движениями;

сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

соединять концы;

сплющивать между ладонями комок теста;

соединять 2-3  знакомые формы;

защипывание краев формы кончиками пальцев.

 

Средняя группа:

скатывание прямыми движениями;

скатывание круговыми движениями;

расплющивание;

соединение в виде кольца;

защипывание  края формы;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

оттягивание части от основной формы;

сглаживание поверхности формы;

присоединение  части;

прижимание;

примазывание;

вдавливание для получения полой формы;

использование стеки.

 

Старшая  группа:

лепка с натуры;

лепка по представлению;

лепка из целого куска;

сглаживание поверхности формы;

устойчивость изделия;

выразительность образа;

динамика движения;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

роспись;

налепы;

углубленный рельеф;

использование стеки.

 

Подготовительная группа:

лепка с натуры;

лепка по представлению;

динамика движения;

выразительность образа;

лепка скульптуры из 2-3 предметов;

поза;

пропорции;

разные способы лепки;

сплющивание;

защипывание, соединение краев теста;

оттягивание;

сглаживание;

вдавливание;

прижимание;

примазывание;

раскатывание;

мелкие налепы;

устойчивость;

рельеф;

роспись;

использование стеки.

 

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3  раза в год.

 

 Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам. 

 

 Все это способствует успешной  работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует  овладению  навыками  учебной деятельности.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

 

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.

 

 Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной  деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.

 

 Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом плане, как выделение соответствующего времени на включение специфического содержания образования, связанного со спецификой региона и  с тем, что МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино» г.Охи участвует в формировании концепции национально-регионального компонента  (НРК) образования  в Сахалинской области.

 

 Вариативный компонент позволяет реализовать на практике вариативное образование с учётом запросов родителей (налогоплательщиков) на образовательные услуги. Внутриучрежденческий компонент предполагает выделение часов на занятия по выбору учреждения (согласно Плану работы МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино») и занятия по выбору воспитанников, позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траектории с разными интересами и запросами в рамках одной учебной группы.

 

 Учебно-тематический план состоит из четырех частей:

учебно-тематический план первого года обучения;

учебно-тематический план второго года обучения;

учебно-тематический план третьего года обучения.

учебно-тематический план четвертого года обучения.

 

Установленное количество учебных часов первого года обучения: 18 часов.

 

 Установленное количество учебных часов второго года обучения: 24 часа.

 

 Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов.

 

Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская программа дополнительного образования по лепке-тестопластике

                Мануиловой Елены Николаевны.

Авторская программа дополнительного образования по лепке-тестопластике

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.

 Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе.

 Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармонического развития ребенка.

 У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в  детстве, запоминается  на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству.

 Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

 Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 Развитие «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

 В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

 Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

 Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

 Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

 Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

 Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

 В системе  эстетического воспитания детей лепка занимает  определенное место и имеет свою специфику.

 Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

 Скульптура  открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание  многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

 Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

 При оформлении  поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

 Специфику лепки определяет материал.

 Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

 Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

 Программа кружка «Пышка» основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством (Приложение 1).

 Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

 Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

 Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении  детей с различными  материалами и разнообразными способами  их декорирования. Освоение  отдельных  технических  приемов  вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, сделать его более  интересным и увлекательным (Приложение 2).

 Важное  воспитательное  значение  народного искусства  неоднократно подчеркивала  в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование  народного искусства в детском саду никогда не было  только  случайным побуждением или  модой, а всегда  выступало в тесной связи  с педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом  способствовало  народное искусство.

 Так же,  важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании,  отмечали многие  отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного  творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова,  Т.Н. Доронова и  др.). Они убедительно показывают,  что ознакомление с произведениями народного  творчества,  побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова,  Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и  различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому  раскрытию изучаемой  темы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Цели:

 1)  образовательные:

расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

2) развивающие:

развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество

информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам

регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми

коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению

культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

 1) образовательные:

формирование представлений о народных  промыслах

ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура

овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов

формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из теста

овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

развитие интереса к изучению народных промыслов

повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ

активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями

формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения

развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций

развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам

соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности

активное участие в ярмарках-распродажах, выставках

стремление к  поиску, самостоятельности

понимание необходимости  качественного выполнения образа

конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера

приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре

самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптуры.

 ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и  самостоятельность.

Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

2 младшая группа:

отделять от большого куска небольшие  комочки

раскатывать  комок теста  прямыми движениями;

раскатывать комок теста круговыми движениями;

сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

соединять концы;

сплющивать между ладонями комок теста;

соединять 2-3  знакомые формы;

защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средняя группа:

скатывание прямыми движениями;

скатывание круговыми движениями;

расплющивание;

соединение в виде кольца;

защипывание  края формы;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

оттягивание части от основной формы;

сглаживание поверхности формы;

присоединение  части;

прижимание;

примазывание;

вдавливание для получения полой формы;

использование стеки.

Старшая  группа:

лепка с натуры;

лепка по представлению;

лепка из целого куска;

сглаживание поверхности формы;

устойчивость изделия;

выразительность образа;

динамика движения;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

роспись;

налепы;

углубленный рельеф;

использование стеки.

Подготовительная группа:

лепка с натуры;

лепка по представлению;

динамика движения;

выразительность образа;

лепка скульптуры из 2-3 предметов;

поза;

пропорции;

разные способы лепки;

сплющивание;

защипывание, соединение краев теста;

оттягивание;

сглаживание;

вдавливание;

прижимание;

примазывание;

раскатывание;

мелкие налепы;

устойчивость;

рельеф;

роспись;

использование стеки.

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3  раза в год.

 Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.  

 Все это способствует успешной  работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует  овладению  навыками  учебной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.

 Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной  деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.

 Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом плане, как выделение соответствующего времени на включение специфического содержания образования, связанного со спецификой региона и  с тем, что МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино» г.Охи участвует в формировании концепции национально-регионального компонента  (НРК) образования  в Сахалинской области.

 Вариативный компонент позволяет реализовать на практике вариативное образование с учётом запросов родителей (налогоплательщиков) на образовательные услуги. Внутриучрежденческий компонент предполагает выделение часов на занятия по выбору учреждения (согласно Плану работы МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино») и занятия по выбору воспитанников, позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траектории с разными интересами и запросами в рамках одной учебной группы.

 Учебно-тематический план состоит из четырех частей:

учебно-тематический план первого года обучения;

учебно-тематический план второго года обучения;

учебно-тематический план третьего года обучения.

учебно-тематический план четвертого года обучения.

Установленное количество учебных часов первого года обучения: 18 часов.

 Установленное количество учебных часов второго года обучения: 24 часа.

 Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов.

Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...

Программа дополнительного образования по тестопластике

Программа кружка для детей дошкольного возраста "Тили-тили-тесто"....

«ФАНТАЗЁРЫ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ И ТЕСТОПЛАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Программа разработана для дополнительного образования детей дошкольного возраста. Программа «Фантазёры» содержит полный курс образовательной деятельности по графической лепке, лепке из соленого теста,...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...

Рабочая программа дополнительного образования «Тестопластика»

.Рабочая программа дополнительного образования «Тестопластика»...

Рабочая программа дополнительного образования по лепке «Волшебный пластилин»

Рабочая программа дополнительного образования по лепке «Волшебный пластилин»Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой...