Консультация для педагогов "Досуг как одна из форм сотрудничества с семьей"
консультация на тему
Рекомендации воспитателям по организации семейных праздников в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug.docx | 23.37 КБ |
dosug.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Досуг – то, что достигнуто. Досуг важен для стабилизации снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, взаимосвязи поколений, для общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии. Руководствуясь определением досуга как «сферы свободного от учебы или работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить, что досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями и интересами человека. Получая разнообразные эмоции в процессе приятного времяпровождения и находясь в состоянии комфорта, ребенок не только приобретает дополнительные знания, умения и навыки, но и утверждается в своих творческих способностях.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги-родители-дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:
⎯потребность в любви, одобрении,
⎯стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми,
⎯потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение,
⎯потребность в ознакомлении с окружающим миром.
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить разнообразные формы досуга:
⎯вечера музыки и поэзии являются хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Произведения, звучащие на вечере, пробуждают высокие чувства прекрасного, объединяют поколения прародителей, родителей и детей, способствуют развитию родительских чувств.
⎯просмотр и обсуждение фильмов дают яркие впечатления, стимулирующие потребность в размышлении и совместном обсуждении.
⎯подготовка концертов может проходить с учетом традиций, достижений детей, педагогов детского сада, детской школы искусств, творческих коллективов. События, входящие в семью благодаря усилиям педагогов и специалистов, вносят разнообразие в жизнь детей и взрослых, дают повод для эстетического общения.
⎯соревнования, игровые семейные конкурсы, КВНы выявляют знания, умения, склонности и интересы родителей и их детей. Позволяют сформировать адекватную самооценку, самоопределиться в мире увлечений.
⎯туристические походы и слеты, экскурсионные поездки способствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий – не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.
⎯семейный театр является специфической формой передачи опыта предшествующих поколений, и особым педагогическим способом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. Семейный театр является творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи; приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями. Он объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства.
⎯семейные клубы являются неформальным источником просвещения, предъявляют лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения.
⎯семейные праздники объединяют семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.
Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.
Совместное творчество детей и взрослых в подготовке и проведении праздника проходит поэтапно.
∗На первом этапе на встречу с педагогами приглашаются родители по поводу их участия в празднике вместе с детьми.
∗На этапе проектирования происходит поиск вариантов взаимодействия в триаде «дети-родители-педагоги». Определяются ведущий праздника и его помощники, при этом учитываются их индивидуальные особенности и личные пожелания. Родителям предлагаются роли, которые недоступны ребенку по своей сложности исполнения.
При проведении семейных праздников в детском саду необходимо учесть некоторые моменты.
⎯время проведения праздника должно совпадать с периодом активности детей,
⎯воспитатели должны тактично предложить семьям продумать, кто будет взаимодействовать на празднике с ребенком, чтобы избежать большого скопления детей и взрослых на празднике,
⎯к оформлению места проведения праздника важно привлекать всех участников,
⎯костюмы и атрибуты для праздничного действия должны быть качественными,
⎯важно заранее подготовить место для переодевания взрослых и детей в праздничные костюмы,
⎯расстановка столов и стульев для участников и гостей должна отвечать замыслу праздника,
⎯заранее обговорить с семьями правила видео- и фотосъемки, которая нередко становится помехой для участников праздника,
⎯предложить взрослым вместе с детьми в домашних условиях оформить фотоальбом, а также запечатлеть в рисунках, стихах, рассказах свои яркие воспоминания о празднике.
∗На подготовительном этапе решаются вопросов, касающиеся организации праздника:
⎯Подготовка атрибутов, масок, элементов костюмов, способствующих достижению эффекта театральности и достоверности
⎯Выбор средств эмоционального воздействия для создания такой атмосферы, в которой родители и дети проживают все эмоционально и глубоко.
⎯Содействие специалистов родителям и детям в освоении литературного и музыкального материала праздника.
⎯Размещение в родительских уголках стихов, текстов песен, рецептов народной кулинарии.
⎯Подготовка буклетов для родителей, содержащих сведения об истории и значении предстоящего праздника
⎯Запись аудиокассет с песенно-музыкальным репертуаром
⎯Приглашение родителей на занятия. В свободное для них время родители осваивают приемы лепки, рисования, оригами. Вместе с детьми оформляют место проведения праздника, мастерят поделки для выставок, накрывают стол. Праздничная информация рождает ощущение личной причастности к праздничному событию
Совместная деятельность на этапе подготовки восполняет дефицит общения с взрослыми, укрепляет взаимоотношения в семье, позволяет почувствовать свою причастность к празднику.
∗Реализация проекта праздника построена на принципах, характерных для русской праздничной традиции, – душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Музыка в празднике составляет основное содержание. Важно создать общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Слово как средство информации имеет на празднике дополнительную функцию. Оно несет эмоциональную информацию, создает словесные образы, передает чувства, настроение и переживание человека.
Игра на празднике способствует развитию мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. В играх каждый находит себе активную роль по силам и способностям. Образы создаются участниками по ходу игры.
В общем веселье активность принадлежит детям. Ребята, которые легче и быстрее других усваивают материал, выполняют роли, позволяющие им полнее проявить свои способности. Застенчивые дети проявляют себя в коллективных действиях и простых выступлениях. Воспитанники, затрудняющиеся в выполнении заданий (редко посещавшие детский сад или недавно поступившие) тоже участвуют в общем веселье – в подвижных играх, соревнованиях. В играх детям предоставляется возможность проявить и «опробовать» себя как личность в разных ролях: сегодня он злодей, завтра шалун. Это обогащает внутренний мир ребенка, ведет к импровизации.
Родители исполняют роли, катают ребятишек на санях. С восторгом дети скачут в мешках, участвуют в состязаниях, забавах, играх. Весело танцуют с платочками, стучат на ложках. Скоморохи веселят всех шутками, частушками и прибаутками. Их веселые небылицы продвигают действие праздника от события к событию. А переплясы, состязания в разгадывании загадок, проговаривание пословиц и примет приучают участников к взаимодействию в живом непосредственном общении.
Нет зрителей, нет актеров, существует одно – атмосфера праздничного общения. Совместные переживания взрослых и детей сближают два поколения, формируют активную позицию и приобщают к человеческой культуре. Дети и родители изучают друг друга в непривычной для них обстановке.
Важная часть – это финал. Его «смазанность» рождает ощущение незавершенности праздника. Поэтому в завершение включаются общие хороводы, пляски, чаепитие, сюрпризы.
∗Итак, праздник прошел, но работа еще не закончилась. Все ли задачи удалось решить, что нового узнали дети и их родители, действовали ли они сообща, дружно? Рефлексия семейного праздника помогает в организации дальнейшей совместной творческой работе.
От участия родителей выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Родители, вспоминая свое детство, восстанавливают в душе радость. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОСУГ удовлетворяет потребности в любви, познании окружающего мира , самовыражении и самоутверждении .
Формы досуга:
Этапы подготовки и проведения праздника:
Цель: выбор темы праздника Действие: Приглашение родителей на встречу с педагогами
Цель: определение ведущего праздника и его помощников Действие: с оставление сценария и программы действий детей и взрослых 2. Проектирование
важно
Цель: согласование воспитывающими взрослыми всех вопросов, касающихся организации праздника Действие: подготовка атрибутов, выбор средств эмоционального воздействия, содействие в освоении литературного и музыкального материала праздника 3. Подготовительный
Цель: поддержка специалистами родителей и детей в выполнении замысла праздника Действие: проведение праздника, проявление своих способностей каждым участником праздника 4. Реализация проекта праздника
Музыка Создаёт общий подъем чувств и праздничную атмосферу. Слово Несёт эмоциональную информацию Создаёт словесные образы Передаёт чувства, настроение и переживание человека. Игра С пособствует развитию мышления, воображения Воспитывает активность, сноровку Средства эмоционального воздействия
Нет зрителей, атмосфера праздничного общения нет актёров, существует одно -
Цель: оценка успехов и неудач Действие: просмотр видеозаписи, беседа с участниками праздника. 5. Рефлексивный
Родители - восстанавливают в душе радость Педагоги - имеют возможность лучше узнать семьи Дети – узнают новое и учатся с уважением , любовью и благодарностью смотреть на своих близких
Творческих успехов в организации досуга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ «Детско-родительские праздники, как одна из форм сотрудничества ДОУ и семьи».
В каждом дошкольном образовательном учреждении проводятся различные праздники. Есть рекомендованные праздники, сезонные, развлечения и досуги. В начале учебного года на пе...
«Детско-родительские праздники, как одна из форм сотрудничества ДОУ и семьи»
На сегодняшний день проблемма взаимодействия ДОУ и семьи - одна из самых актуальных.Каждое ДОУ ищет свои наиболее эффективние формы сотрудничества с семьей....
Метод эвристических вопросов как одна из форм сотрудничества семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Буклет к конкурсу "Воспитатель года"....
«Семейный творческий проект детей и родителей как одна из форм сотрудничества педагога дополнительного образования с семьей обучающегося»
Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие реб...
Консультация: «Детско-родительские праздники, как одна из форм сотрудничества ДОУ и семьи»
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи – одна из самых актуальных. Всем понятно, что, семье необходима поддержка и сопровождение.И конечно каждое ДОУ ищет свои наиболее эффектив...
Презентация "Родительские мастер-классы как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников"
В презентации представлена организация работы и алгоритм проведения мастер-класса, как нетрадиционной формы взаимодействия с родителями воспитанников....