Консультация для воспитателей: "В царстве вежливых наук"
консультация (подготовительная группа) на тему

Косолапова Наталья Александровна

Что такое этикет, навыки этикета сервировка стола, поведение за столом, культура внешнего вида, речевой этикет, поведение в общественных местах, поведение в разнообразных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_vezhlivyh_nauk.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

В ЦАРСТВЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК

Умение вести себя украшает и ничего не стоит.

(немецкая пословица)

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять        в данном обществе при определённых обстоятельствах и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

Значение правил этикета и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринуждённо, достойно при любых обстоятельствах.

Этикет проявляется в 2-х формах: речевой и неречевой. К речевому этикету относятся словесные выражения, обозначающие уважительное отношение к людям. Неречевой этикет- это поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.

Среди этикетных правил есть основные, пронизывающие всё поведение человека:

1. Старайтесь не ставить человека в неудобное положение!

2. Поступайте с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!

Формирование основ современного этикета осуществляется через следующие циклы:

1. Даём детям знание этикетного правила.

(Приходя утром в детский сад, нужно говорить детям и взрослым "здравствуйте" или "доброе утро".

2. Помогаем детям понять разумность и необходимость этого правила.

(Слова " здравствуйте и доброе утро" настраивают на добрые отношения, я желаю вам здоровья, добра, я настроен с вами общаться. играть, дружить) .

3. Формируем умение применять его практически.

(Ребёнок самостоятельно. без напоминания выбирает слово для приветствия, оно становится привычкой.)

4. Поддерживаем положительное эмоциональное переживание от выполнения правила.

(Замечаем, какой ребёнок приветливый. как нам приятно от его приветствия и. т. д.)

Этикетное поведение формируется постоянно ежеминутно. Это приветствие во время прихода в детский сад, прощание в конце дня, и поведение за столом, и прогулка по улице, и встреча с артистами кукольного театра, и праздничное веселье, и режимные моменты, и специальные занятия.

Чтобы работа была успешной необходимо создать определённые условия:

1. Положительный настрой. Нельзя никого обидеть. Для этого используем ласковые обращения к детям по имени, похвалу, призы и др.

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Действия воспитателя направлены на создание творческой, доброжелательной, дружеской обстановки в группе. даём образец разрешение конфликтов, сочувствия и переживания, взаимопомощи. радости за своего товарища.

3. Связь с семьёй необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность в воспитании культурного и образованного человека. В работе с родителями ставим цель помочь осознать важность формирования этикетного поведения у детей, добиться, чтобы им самим захотелось участвовать в этой работе, расширять знания об этикете.

(рекомендации читать такие журналы как "Няня", "Кроха", "Наш малыш" и. т. д. Проведение гостевых дней, совместных праздников, мастер- классы, деловые игры и. т. д.)

4. Словарная работа. Ребёнок должен овладеть такими понятиями, как уважение, вежливость, общение, этикет, слова приветствия, комплимент и др. Составляем словарь вежливых слов, изготовляем игры, помогающие освоить новые слова, например: "Цветик семи - цветик", "Шкатулка комплиментов", "Я приглашаю гостей", "Расскажи какой?","Подскажи словечко" и др.

Мы предусмотрели специальные занятия по правилам этикета. Главное содержание этих занятий поведенческие правила этикетные и этические нормы. Включаются в занятия беседы, игры, экскурсии, посещение кинотеатра, библиотеки, музея. Все это создаёт условия для наилучшего усвоения принятого в обществе поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык: поблагодарить за подарок, произнести комплимент и. т. д. Итоговые приёмы дают возможность интересно и показательно обучить детей, они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.

Для усилия эмоций применяем художественные, музыкальные и живописные произведения. Активно вводим детское творчество: придумывание рассказов и сказок, в которых важен позитивный конец, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, нарушители исправились.

Наиболее эффективным средством формирования этикетного поведения детей является игра. Она наиболее доступно даёт ребёнку представление о том, как себя вести в определённой ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра имеет и дисциплинирующее значение, а дисциплина является важным условием этикетного поведения.

Так в сюжетно-ролевых играх мы закрепляем речевой этикет и правила поведения в общественных местах: больнице, аптеке, магазине, в кафе, транспорте. Игра "Дочки-матери" упражняет детей в разных видах этикета: семейном, гостевом, подарочном, столовом, в этикете телефонного разговора. Широко используем театрализованные игры. Например, при подготовке постановки сказки "Репка" уделяем внимание семейному этикету: вся семья поднялась на общее дело помочь вытащить репку. Зрители упражняются в правилах поведения в театре. На спектакль приглашает родителей  затронут гостевой этикет: гостей надо принять, развлечь.

Используются и подвижные игры, соревнования. Например, дети соревнуются, кто быстрее добежит, но вмешивается стихия: кто-то упал, кто-то спешит всех победить, а кто-то тоже хочет быть первым, но останавливается, чтобы помочь упавшему. Вот важнейший этикетный аспект в поведении ребёнка, на котором обязательно нужно сделать акцент.

В результате работы постепенно у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять. Появляются продвижения в освоении личностных взаимоотношений: дети более доброжелательно относятся к сверстникам, оказывают помощь, делятся игрушками, радуются за товарища.

В детском        саду        соблюдение правил необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольников со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Как известно, дети в силу своих психических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребёнок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определённых ситуациях.

Чтобы правило было осознанным, оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно значимым, должно стать мотивом действия ребёнка.

НАВЫКИ ЭТИКЕТА, КОТОРЫМИ МОГУТ ОВЛАДЕТЬ ДОШКОЛЬНИКИ.

СЕРВИРОВКА СТОЛА И ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ:

  •  Знать разнообразные варианты сервировки стола;
  •  Уметь пользоваться столовыми приборами;
  •  Непринужденно сохранять правильную осанку;
  •  Знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;

-      Владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.

  • Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно ест и не умеет пользоваться столовыми приборами.
  • Ведь правила столового этикета проверены столетиями, чтобы поведение всех присутствующих за столом было гармоничным и рациональным.
  • Этикет за столом описывает правила и нормы поведения в обществе, независимо от пола и возраста для каждого человека. Поэтому, даже детям уже с самого раннего возраста следует знать, как правильно вести себя во время приема пищи. Причем правила и нормы поведения следует прививать ребенку, не только когда посещают или принимают гостей, а и в повседневной жизни. Ведь расти культурным человеком очень важно для каждого ребенка. 
  • Поведение человека во время приёма пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми ролью культурного человека за столом в ДУ необходимо организовать обучение этим правилам.

Очень важно объяснить ребенку, что этикет за столом включает такие правила: 

  • 1. Вымыть руки перед едой.
  • 2. Кушать нужно сидя за столом и молча. Не допускаются игры с едой.
  • 3. Не следует сильно накланяться к тарелке, для этого есть ложка.
  • 4. Локтям на столе тоже не место.
  • 5. Не нужно накладывать полный род еды, чтобы потом все вываливалось.
  • 6. Торопиться и не прожевывать пищу не прилично.
  • 7. Во время еды нельзя отвлекаться на телевизор, книги.
  • 8. Правильно пользоваться вилкой, ложкой и ножом. Ножом можно учить с 4 лет.
  • 9. Вытирать рот салфеткой.
  • 10. После окончания приема пищи следует поблагодарить. Выйти из за стола, убрать за собой посуду, помыть руки.
  • Оформление центра этикета включает схемы сервировки стола и складывания салфеток, картинки по украшению и сервировке стола, образцы оформления подарков, украшения для праздничного стола.
  • праздники и развлечения («День рождения», «День смеха» и др.), традиции группы: «Сладкий стол», «Чаепитие с родителями», игры на развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами (организация работы в центрах этикета, дежурство по столовой).
  • Принципы формирования норм культурного поведения за столом

Система работы по формированию норм культурного поведения ребёнка за столом строится на соблюдении следующих принципов:

  • Основные правила столового этикета адаптированы к дошкольному возрасту, оформляется методическая разработка по теме «Этикет — наш друг и помощник».
  • Обучение строится с учётом возраста детей, начинается с трёхлетнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе.
  • В целях закрепления полученных знаний и умений используются специальные уголки этикета.
  • Широкая просветительская работа среди родителей.
  • Компетентность всех сотрудников по вопросам столового этикета.
  • Условия,  необходимые для воспитания этикетного  поведения: позитивный настрой. Нельзя забыть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы, увлекающие детей.

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА:

  •  Одеваться в соответствии модой, но с учетом своих индивидуальных особенностей и чувством меры;
  •  Поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;

Уметь самостоятельно причесываться;

Пример взрослых, прежде всего, воспитателя. Ребёнок наблюдает и оценивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:

  •  Уметь обращаться с просьбой;
  •  Знать правила ведения разговора по телефону;
  •  Во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.

Связь с семьёй — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек

ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ:

  •  Уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе;
  •  Знать основные правила поведения в школе, в библиотеке.

ПОВЕДЕНИЕ В РАЗНООБРАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ:

  •  Уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
  •  Выбирать подарки и их преподносить;
  •  Уметь принимать гостей и быть гостем.
  • Пример для подражания. Является своеобразным наглядным пособием и необходим ребёнку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
  • Разнообразие словесных методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческих правил.

    Т.о., знание  этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя, а значит, быть принятым в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме «В царстве вежливых наук».

НОД построена в игровой форме, направлена на социализацию дошкольников: развитие представления о том, что такое "дружба", "вежливость", "гуманность"....

Конспект занятия по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук»

Мною представлен конспект непосредственно-образовательной  деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе  ...

в царстве вежливых наук

Воспитание нашего будущего поколения зависит не только от воспитателя, но и от родителей ....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКИ "ЦАРСТВО ВЕЖЛИВЫХ НАУК"

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКИ "ЦАРСТВО ВЕЖЛИВЫХ НАУК"...

В царстве вежливых наук

Конспект занятия по ознакомлению с правилами этикета "В царстве вежливых наук"...