Теория привязанности (по Джю Боулби)
статья (младшая группа) на тему

В статье рассмотрены основные фазы развития привязанности у ребенка, а также основные типы нарушенных привязанностей с кратким описанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_privyazannosti.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

 (Д.Боулби)

Общий обзор

        Боулби утверждал, что мы можем понять поведение человека, только рассмотрев его среду адаптации.

        Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импритинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Привязанность как импритинг

        Боулби считал, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных.

Импринтинг – это процесс, посредством которого животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты.

Импринтинг – раннее запечатление первичной окружающей безопасной среды (подвижные предметы) и перенесение на них своих инстинктивных реакций, связанных, прежде всего, с ориентировкой на родителей.

Детеныши животных узнают, за каким движущимся объектом им надо следовать. Они начинают с готовностью следовать за широким кругом объектов, но этот круг быстро сужается, и в конце периода импринтинга они обычно следуют только за матерью. На этом этапе реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности.

У людей мы можем наблюдать похожий процесс, хотя он развивается намного медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно следовать за объектом, перемещаясь с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т.д. – все это помогает удерживать людей рядом.

Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На этом этапе они начинают бояться незнакомцев и, когда научаются ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование.

Развитие теории привязанности

Привязанность ребенка определяется не стремлением к удовольствию (пищевому или сексуальному), а необходимостью в защите и безопасности. Привязанность ребенка, как и у животных, обусловлено врожденными, генетическими механизмами и обеспечивает выживание и благополучие потомства.

Качество и тип привязанности зависит от условий воспитания и, главными образом, от отношений с матерью, т.е. определяется чувствительностью матери к потребностям ребенка и ее нежностью и заботой.

Просматривается фактическая связь между качеством привязанности в раннем возрасте и дальнейшими успехами человека в общении, семейной жизни, профессиональными достижениями, карьерой.

Благодаря формирующейся привязанности ребенок приспосабливается к матери, к ее реакциям, а у матери в ответ на демонстрацию «отношенческой» активности младенца формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о ребенке.

Именно поэтому опыт адекватных родительско-детских отношений первого года жизни является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребенка на протяжении всей его дальнейшей жизни. 

Теория привязанности распространяется на область клиники и патологии. Различного рода акцентуации и психические аномалии рассматриваются как результат разных типов негармоничных ранних отношений с родителями и связываются с определенным качеством отношений привязанности.

Разлучение: этапы протекания

Согласно Боулби, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют, они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен.

Далее они проходят через период отчаяния: они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали.

Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу от других людей. Можно подумать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается, и по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным, и если ребенок лишился других опекунов, он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится «личность, лишенная любви», человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих.

Фазы развития привязанности

Стадии развития привязанности по Боулби, согласуются с теорией развития интеллекта Ж. Пиаже.

1. Неразборчивая реакция на людей.

        2. Фокусирование внимания на знакомых людей.

        3. Интенсивная привязанность и активный поиск близости.

        4. Партнерское поведение.

Фаза 1

(рождение – 3 месяца) –

 неразборчивая реакция на людей

        

Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица.

        В течение первых 3-х недель или около того, малыши иногда улыбаются с закрытыми глазами, обычно перед тем, как заснуть. Эти улыбки еще не являются социальными; они не направлены на людей. Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. Это социальные улыбки, но они по-прежнему мимолетны.

        Наиболее впечатляющие социальные улыбки появляются в возрасте 5-6 недель. Малыши улыбаются счастливо и широко при виде человеческого лица, и их улыбка включает в себя контакт глаз. Примерно за неделю до этого малыш начинает внимательно всматриваться в лица, как бы изучая их.

        Фактически примерно до 3-месячного возраста малыши будут улыбаться любому лицу, даже его картонной модели.

Примерно в этот период малыши начинают лепетать (ворковать и гулить). Они лепечут в основном при звуке человеческого голоса, и особенно при виде человеческого лица. Как и в случае улыбки, лепет первоначально не избирателен; малыши лепечут почти независимо от того, какой человек находится рядом.

Фаза 2

(от 3 до 6 месяцев) –

фокусирование внимания на знакомых людях

Начиная с 3-х месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего,  исчезают многие рефлексы – рефлексы Моро, цепляния и поиска.

Социальные реакции малыша становятся более избирательными. Между 3-мя и 6-ю месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми. Когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него.

К возрасту 4-5 месяцев малыши воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают.

Наконец к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, в частности за наши волосы, но делают это, только если нас знают.

Затем в этой фазе малыши сужают свои реакции на знакомые лица. Они обычно отдают предпочтение двум-трем людям – и одному в особенности. Этим основным объектом привязанности обычно является мать, но бывают и исключения. Им может быть отец или какой-то другой близкий. По-видимому, у малышей формируется наиболее сильная привязанность к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними. 

Фаза 3

(от 6 месяцев до 3 лет) –

интенсивная привязанность

и активный поиск близости

Начиная примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения, когда мать покидает комнату. Ранее они могли протестовать против ухода любого человека, который смотрел на них; теперь, однако, их расстраивает, главным образом, отсутствие этого единственного человека. Когда мать возвращается, малыш, как правило, тянется к ней, чтобы она взяла его на руки, и когда она это делает, он обнимает ее и издает радостные звуки.

В 7-8 месяцев у малыша возникает боязнь незнакомцев. Эта реакция может быть от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека.

К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем. Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них.

Если мать и ее 1-2 летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем, как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, как будто пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь.

Если ребенок оглядывается на мать, и она его не замечает (как будто собирается уйти), малыш поспешит назад к ней.

Фаза 4

(3 года – окончание детства) –

партнерское поведение

До 2-3 летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-х летнего малыша знание, что мать или отец «уходят на минутку к соседям, чтобы попросить молока», ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними.

Трехлетка уже имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда  тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

Расстройства привязанности

1. Диффузная, или реактивная привязанность.

Ребенок не может выделить конкретное лицо для привязанности. Например, у детей в детских домах, у детей в семьях алкоголиков.

2. Неразборчивая привязанность.

Дети льнут ко всем людям. Слово «мама» для них не имеет значения.

3. Неуверенно-привязанные. 

Специфичностью этой привязанности становится отсутствие чувства застенчивости.

4. Агрессивно привязанные. 

У ребенка наблюдаются защитные механизмы идентификации с агрессором, как средство успокоения и управления агрессивными импульсами.

М. Раттер утверждает, что недостаточная привязанность в раннем возрасте может быть фактором риска развития психического расстройства у взрослого в дальнейшем На основании этого можно было бы предположить, что достаточно большое количество лиц с психическими расстройствами будет иметь в анамнезе недостаточную или патологическую привязанность.

Какие же конкретно расстройства могут быть взаимосвязаны с не защищающей привязанностью, и какие проблемы могут быть связаны с нарушениями в формировании привязанности?

Во-первых, установлена связь депрессии в зрелом возрасте с утратой объекта привязанности в раннем периоде жизни и враждебностью со стороны родителей.

Нарушения привязанности обнаружены у больных психозами и расстройствами патологических реакций на тяжёлую утрату.

Одним из проявлений не защищающей привязанности в детстве, описанным Дж. Боулби, является стиль  установления связи, называемый компульсивным оказанием помощи, когда человек внимателен к нуждам других, а собственные игнорирует.

Симптомы нарушения привязанности

(из выступления Л. Петрановской)

        Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:

        1. Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

        2. В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

        3. Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

        4. Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случаев, когда лжет.

        5. Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

        6. Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

        7. Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

        8. Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

        9. Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

        10. Склонен к членовредительству («аутоагрессия»), к «несчастным случаям»).

        11. Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

        12. Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

        13. Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

        14. Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

        15. Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

        16. Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

        17. Страдает недержанием мочи (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).

        18. Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

        19. Плохо учится.

        20. Постоянно задает бессмысленные вопросы и «трещит языком».

        21. Болезненно преувеличивает собственную значимость.

        22. Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.

        Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

  • Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
  • Ребенок требователен или «прилипчив», но только когда ему этого хочется («на своих условиях»).
  • Ребенок страдает нарушениями сна.
  • Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
  • У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
  • Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные «симптомы». Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка «просто любовью» приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводит к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется.  Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.

Типы нарушения привязанности

Тип В

(65%)

Надёжная

безопасная

привязанность

Чувствительная, заботливая мать, ребенок уверен в себе, с чувством собственной безопасности.

Тип С

(10%)

Тревожно-амбивалентная,

тревожно-сопротивляющаяся, небезопасная

 привязанность

Матери с непоследовательным и непредсказуемым типом реагирования, дети испытывают неустойчивое напряженное отношение к матери, ребенок стремится к матери, но потом уходит от нее.

Тип А

(20%)

Небезопасная

привязанность

избегающего типа

Матери ограничивающие, нечувствительные и отвергающие; дети избегающие и неуверенные, ненадежная привязанность сопровождается чувством опасности. Ребенок отворачивается от матери, когда она возвращается. Ребенку безразлично, придет мать или нет.

Тип D

(5%)

Небезопасная

привязанность

дезорганизованного типа

Матери могли страдать депрессией, шизоидные семьи, жестокое обращение; ребенок ведет себя по-разному, свойственен детский аутизм

Тип А –

небезопасная привязанность

избегающего типа

        Категория детей этого типа обозначается как «индифферентные» или «ненадежно привязанные». Этот тип является условно-патологическим и встречается  у 20% детей.

Такие дети выглядят достаточно независимыми в незнакомой ситуации. В игровой комнате сразу же начинают изучать игрушки. Во время своих исследований не используют мать в качестве отправной точки – не подходят к ней, что означает – мать не осознается ребенком как объект защиты.

Когда мать покидает комнату, они не проявляют беспокойства и не ищут близости с матерью при ее возвращении.

Если мама пытается взять их на руки, они стараются этого избежать, вырываясь из ее объятий или отводя взгляд.

Такое поведение может казаться исключительно здоровым. Но реально при избегающем поведении дети испытывают серьезные эмоциональные трудности в виде блокирования эмоциональных переживаний, их осознавания.

Если взрослый адекватно реагирует на рефлексы и аффекты ребенка, поведение подкрепляется и воспроизводится в аналогичной ситуации. В случае, когда поведение ребенка отвергается или вызывает неприятные для него воздействия, оно получает отрицательное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой ребенок избегает открытого выражения эмоций и потребностей, как бы скрывает свое состояние, поэтому данный тип был назван «избегающим».

Дети, которые к годовалому возрасту проявляли «избегающий» тип привязанности, обычно имели опыт отвержения со стороны матери при попытках аффективного взаимодействия с ней.

Если младенец протестует против такого поведения матери, то к отвержению прибавляется гнев с ее стороны. Отсутствие аффективных реакций значительно снижает вероятность неприятных последствий. Ребенок усваивает, что результаты аффективного поведения могут быть непредсказуемыми и опасными, и пытается сдерживать его.

В случае, когда мать не принимает ребенка, но демонстрирует положительные эмоции в ответ на его поведение, т.е. ее аффективные реакции неискренни, предвидеть последствия аффекта ребенку становится еще сложнее. Эти родители сначала подтверждают потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает им взаимностью, они отвергают контакт, скрывая свои истинные негативные переживания.

Основой подобного «независимого» поведения часто является беспомощность матери в реализации опекающей функции при гипертрофии контролирования и манипуляций. Внешняя отчужденность таких детей часто связана с пережитым травмирующим разлучением в более раннем возрасте или частым переживанием брошенности при регулярном отсутствии взрослых в момент какой-то потребности ребенка.

Внешне безразличная, сдержанная манера поведения, отрицание каких-либо чувств – защита от частого отвержения, попытка забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований.

Матери таких детей – относительно несенситивные, «черствые», часто вмешивающиеся в жизнь ребенка (контролирующие) и, одновременно, отвергающие его интересы, его личность, что делает малышей неуверенными в себе при внешне очень независимом поведении.

Дети с «избегающим» типом привязанности научаются организовывать свое поведение без использования эмоциональных сигналов извне (от матери) и подавляя собственное эмоциональное реагирование. Они воспринимают в основном интеллектуальную информацию (вытесняя в подсознание эмоциональные сигналы), чтобы не испытывать запредельную боль отвержения; вырабатывают стратегию «защищающегося поведения» или «вынужденно уступающего поведения».

Взрослея, при наличии избегающего типа  расстройства привязанности, ребенок становится замкнутым, часто угрюмым, псевдозаносчивым («комплекс Печорина»), что часто обусловлено скрытой депрессивной симптоматикой и попыткой отгородиться от ранящего мира.

Такие подростки не допускают доверительных отношений со взрослыми и ровесниками. Основной паттерн, мотив их поведения – «никому нельзя доверять» - формируется вследствие болезненного переживания разрыва отношений с близким взрослым или при частом отвержении с его стороны. В некоторых случаях такой разрыв (отвержение) воспринимается ребенком как «предательство», а взрослые – как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. Но при всех вариантах патогенетической основой расстройства привязанности становится эмоциональное «застревание» ребенка на подобных болезненных переживаниях, сохраняющееся неосознанно годами с постепенной гипертрофией невротических переживаний при отсутствии адекватной коррекции.

У таких детей выявляются выраженные проявления когнитивно-эмоционального дефицита (КЭД) – диспропорционального преобладания интеллектуального развития над неадекватно формирующимся эмоциональным развитием.

Если в норме, при отсутствии КЭД, аффективная и интеллектуальная информация личностью интегрируется и адекватно перерабатывается, то при патологических расстройствах привязанности один из видов поступающей информации игнорируется, а другой усиливается и становится ведущим в качестве основного способа патологической адаптации. При избегающем типе нарушений привязанности КЭД выявляется в регрессивных, инфантильных формах поведения.

Ребенок с «избегающим» типом привязанности сталкивается со множеством проблем в дошкольном возрасте. Главной задачей для него теперь является привлечение позитивного внимания со стороны взрослого.

Ребенок будет использовать несколько способов «защищающегося» поведения:

1. В дошкольном возрасте чрезмерный контроль и постоянное вмешательство в действия ребенка вызывают реакцию избегания. Неявным способом избегания таких детей становится замена реакции ухода (пространственного удаления) на психологическую скрытность, холодность, отстраненность. Ребенок взаимодействует со взрослым, но не проявляет потребности в близости, общении с ним. В этой группе как родители, так и дети чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации строгой регламентации ролей и некоторой деперсонализации. Такой ребенок может часами находиться в одной комнате с матерью, читая или рисуя, и ни разу не обратиться к ней за поддержкой или одобрением, не обнимет ее, не улыбнется ей. Родители обычно гордятся достижениями таких детей в познавательной сфере, а дети, в свою очередь, убеждаются в преимуществах интеллекта и отсутствии какой бы то ни было ценности эмоций.

2. Дети родителей, устраняющихся от процесса воспитания, для того, чтобы быть в безопасности и чувствовать себя уверенно, вынуждены специально привлекать к себе внимание. Прямое проявление потребности в любви и заботе не принесло успеха, и новым средством привлечения родителей становится фальсификация аффекта (к 5-6 годам ребенок уже способен демонстрировать чувства, которых он на самом деле не переживает). Так, ребенок научается скрывать свои истинные переживания и имитировать яркие, сильные положительные эмоции для сближения с объектом привязанности - создается тип поведения, получивший название «принуждающего к заботе». Но, как только родители отвечают ребенку взаимностью и идут на контакт, ребенок закрывается и уходит от взаимодействия – по сути, он хочет, чтобы родители были поближе, но не слишком близко, интимные отношения не комфортны для него, как и для всех детей «защищающегося» типа.

3. Дети, чьи родители проявляют высокую требовательность в сочетании с открытой враждебностью, научаются скрывать свои собственные желания и выполнять то, что от них требуют. Так как ситуация в семье для таких детей постоянно опасная, тревожная, «вынужденно уступающий» ребенок становится очень внимателен ко всем проявлениям родителей, чтобы предугадать вспышку гнева и предвосхитить их требования. Такие дети тщательно, до мелочей выполняют любое задание, они хотят угодить всем.

Все «защищенные» дети, а особенно «вынужденно уступающие», чувствуют, что изменения в их поведении ведут к снижению угрозы от родителей, а следовательно, они склонны принимать на себя ответственность за состояние и поведение родителей. Для них становятся характерными переживания стыда и вины.

Тип В –

надёжная безопасная привязанность

        Именно у таких детей наблюдается адекватное формирование привязанности к опекающему взрослому (матери). Такой ребенок может не сильно огорчиться после ухода матери, но сразу тянется к ней после ее возвращения, стремясь к близкому физическому контакту. В незнакомой обстановке ребенок охотно исследует новое пространство, «отталкиваясь» от матери как исходной точки взаимодействия с миром.

        Такой адаптивный, «надёжный» тип привязанности характерен для  65% детей. Дети с «надежным», «уверенным» типом привязанности усваивают коммуникативное значение множества средств общения, используют в приспособительном поведении как интеллект, так и эмоциональное реагирование. Способность к интегрированию интеллектуальной и эмоциональной информации позволяет им сформировать адекватную внутреннюю модель реальности и образцы поведения, максимально обеспечивающие безопасность и комфорт ребенка. Поэтому у таких детей не выявляются выраженные проявления КЭД.

Тип С –

небезопасная привязанность

тревожно-сопротивляющегося, амбивалентного типа

         В процессе диагностики видно, как дети с таким типом расстройства привязанности очень сильно огорчаются после ухода матери, а после ее возвращения цепляются за нее, но практически сразу же ее отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим («ненадежно-аффективным», «Амбивалентным», «двойственным», «манипулятивным»). Определяется приблизительно у 10% детей.

        В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу ее местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства. Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая ее). Амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому – «привязанность – отвержение». Такой ребенок не осознает амбивалентность эмоциональных переживаний, хотя явно страдает от этого, не может объяснить своего поведения.

        Часто такой тип расстройства привязанности приобретает черты негативной невротической привязанности, когда ребенок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражить их и провоцируя родителей на наказания.

        

Такой тип расстройства привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего (амбивалентного по сути) типа воспитания.

        Амбивалентный, тревожно – сопротивляющийся тип расстройства привязанности характерен для детей, чьи родители непоследовательны и истеричны. Они то «заласкивают» ребенка, то взрываются, обижают его, часто несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин.

        Эти родители (преимущественно мать, т.к. отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребенка) лишают ребенка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе.

        Такая непоследовательная манера поведения матери, как правило, оставляет ребенка в неуверенности относительно того, будет ли она рядом, когда он будет в ней нуждаться.

        В подростковом возрасте при наличии амбивалентного типа расстройства привязанности ребенок часто выявляет различные формы оппозиционно-протестного поведения. Основной паттерн и мотив его поведения – «меня никто не любит, я никому не нужен». Патогенетической основой расстройства привязанности становится эмоциональное «застревание» ребенка на болезненных переживаниях одиночества и брошенности в сочетании с озлоблением на близких за это (часто неосознаваемым).

Тип D –

небезопасная привязанность

дезорганизованного типа

        Встречается приблизительно у 5% детей.

        В незнакомой ситуации после ухода матери дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери после ее появления. Это крайне патологический тип привязанности.

        Такие дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им «не надо», чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.

        Этот тип расстройства привязанности характерен для детей, подвергающихся систематическому жестокому обращению и насилию. Они просто не имеют опыта привязанности, т.к. их родители практически не демонстрируют сигналы привязанности (часто имели подобные проблемы в своем детстве). В таких семьях часто встречается крайне жесткий (жестокий) отец с ригидными установками о значимости «спартанского» воспитания, тогда как слабая мать не способна защитить ребенка от агрессивного отца.

        Либо подобный тип расстройства привязанности выявляется при выраженных депрессивных состояниях у матери, которая способна проявлять внимание к ребенку только в форме агрессии, большую часть времени никак не откликаясь на ребенка, вследствие «замершего» депрессивного состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития»

Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью, как с наиболее близким человеком....

Болезненная привязанность к матери

Статья на тему: "Болезненная привязанность к матери"....

Материнская привязанность важна ли она?

меня очень заинтересовала эта тема " привязанность". так как я работаю на детях раннего возраста , которые не ходили в детский сад и как они адаптируются к новым условиям в которые попадают. я заметил...

Дети раннего возраста. Теория привязанности.

Данная презентация была подготовлена в рамках семинара-практикума по теме "Семейные группы в домах ребенка. Профилактика первичной и вторичной депривации". Презентация рекомендована специалистам...

Теория привязанности

Теория привязанности•      Чувство безопасности - основная потребность детей младенческого и раннего возраста•       Для нормального эм...

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателюОбучение и воспитание подрастающего поколения представляет с...

родительское собрание. "Теория привязанности. Надежный взрослый"

Как общаться с ребенком, чтобы сохранить с ним доверительные отношения на долгие годы. по материалам https://nikolaevaeq.taplink.w...