Материнская привязанность важна ли она?
статья (младшая группа) по теме
меня очень заинтересовала эта тема " привязанность". так как я работаю на детях раннего возраста , которые не ходили в детский сад и как они адаптируются к новым условиям в которые попадают. я заметила , что детки по разному адаптируются и и на это влияет материнская привязанность( я писала работу и диагностировала как деток так и их родителей и выяснила что дети у котрых материнская привязанностm амбивалентная небезопасная хуже адаптируется в детском саду)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_privyazannost.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материнская привязанность важна ли она?
Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослого.
Семья является средой, в которой формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено. Что дает семья ребенку? Базовый уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми. Отношения с этими людьми могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь. И не смотря на то, что их число не велико, именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха.
Существует теория привязанности, которая позволяет понять, что отношение матери к ребенку и взрослых в целом, будет определять его дальнейший интеллект.
Термин «привязанность» трактуется по- разному в разных литературных источниках. Например, привя́занность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности кому- либо или чему-либо.
Привязанность. Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами.
Привязанность - особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными.
При нормальном течении событий самая сильная привязанность формируется между ребенком и его матерью, хотя такая привязанность может возникнуть у ребенка и к другим людям, с которыми он регулярно контактирует например отец ребенка а так же с воспитателем в детском саду или детском доме.
Привязанность – тесная- эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный положительный стимул, а пища — как первичный положительный стимул . В более поздних объяснениях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохновение из идей теории импринтинга (запечатления), Боулби полагал, что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке (М. Кордуэлл. 2000 г).
Каковы признаки привязанности? Привязанность ребенка проявляется в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке).
Что же наиболее важно во взаимоотношениях родителей и ребенка для развития привязанности? Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее познавательным способностям и настроению ребенка.
Психологи установили, что необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу являются их теплота, мягкость, нежность в отношениях с ребенком, подбадривание и эмоциональная поддержка. Родители, к которым дети сильно привязаны, давая ребенку указания, произносят их мягко с теплотой, часто хвалят ребенка, одобряют его действия.
Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.
Дж. Боулби описывает четыре фазы привязанности:
1) неразборчивая реакция на людей (от 0 до 3 месяцев);
2) фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев);
3) интенсивная привязанность и активный поиск близости (6 месяцев - 3 года);
4) партнерское поведение (3 года - окончание детства).
Показателем привязанности, по мнению М. Эйнцворт можно считать стремление ребенка к определенному человеку, его желание общаться с ним, а также протестовать против разлуки с ним. Для образования связей имеет значение не удовлетворение физиологических потребностей ребенка, а частота контактов
Для развития чувства привязанности у ребенка очень существенны первые 2-3 года жизни. Этот период может определить как критический в формировании привязанности.
М. Эйнсворт были описаны три вида привязанности детей к близким взрослым, формирующихся к годовалому возрасту: безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная: соответственно, группы В, А и С.
1. Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности был назван «избегающая, небезопасная привязанность» .
2. Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность».
3. Наконец, дети третьей группы «С» дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность».
Некоторые исследователи выделяют еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разное содержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типов привязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.
Согласно М.Эйнсворт, дети ведут себя в «Ситуации с незнакомцем» по-разному: в зависимости от имеющегося у них опыта они по-разному реагируют на уход матери из комнаты, приход незнакомца и, что самое главное в данной экспериментальной процедуре, – на возвращение матери. Ниже представлены три типа поведения, которые отражают разные типы привязанности, сформированные у детей.
1. Надежная привязанность – дети тянутся к матери, когда расстроены, они, похоже, уверены в том, что она доступна. Эти дети расстраивались, когда мама их покидала, радостно приветствовали ее по возвращении, тепло принимали и охотно утешались в ее успокаивающих объятиях. Можно предположить, что такие дети имели опыт чувствительной, настроенной на их потребности надежной заботы. По данным исследований, надежная привязанность встречается примерно у 60% детей в неклинических выборках.
2. Ненадежные привязанности
а) избегающая привязанность – дети выглядят более самостоятельными и менее зависимыми от своей матери как «надежной базы». Несмотря на то, что дети часто демонстрировали расстройство после того, как мать уходила из комнаты, они не проявляли особого интереса к ней, когда она возвращалась. Похоже, что эти дети не были особенно уверены в том, что мать может их успокоить. Дети были вынуждены научиться самостоятельно справляться с эмоциями, поскольку получали несколько эмоционально отвергающую заботу;
б) амбивалентная (или сопротивляющаяся) привязанность – дети выглядят наиболее тревожными. Но, несмотря на то, что они отчаянно ждали возвращения матери, когда она приходила, они сердито выгибались у нее на руках или обвисали в объятиях, так что их нельзя было утешить. Эти дети пережили непоследовательную, или хаотичную, заботу.
3. Впоследствии был обнаружен еще один тип привязанности – дезорганизованная привязанность.
Т. е. все выше сказанное доказывает , что первичная привязанность возникает у ребёнка к его матери и, позже, к другим воспитателям. Среди психоаналитиков распространено мнение, что если формирование таких первичных привязанностей по каким-либо причинам затруднено или невозможно, то взрослый человек не сможет полноценно формировать привязанности и к другим людям, что серьёзно нарушает процесс его социализации и может быть причиной антисоциального расстройства личности.
Поэтому трудности с формированием привязанности могут привести к развитию поведенческих и эмоциональных проблем. То, как с ребенком обращаются его близкие, имеет огромное влияние на все компоненты развития. Это включает физическое здоровье, регуляцию аффекта, самооценку, способность к близким отношениям и взрослое личностное функционирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития»
Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью, как с наиболее близким человеком....
Болезненная привязанность к матери
Статья на тему: "Болезненная привязанность к матери"....
Разумная материнская любовь как важный фактор формирования личности ребенка
В настоящее время современные психологи, педагоги обращаются к теме материнской любви. Что такое материнская любовь и как она влияет на формирование личности ребенка....
Дети раннего возраста. Теория привязанности.
Данная презентация была подготовлена в рамках семинара-практикума по теме "Семейные группы в домах ребенка. Профилактика первичной и вторичной депривации". Презентация рекомендована специалистам...
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
«Эмоциональный мир дошкольника: привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития»
Дошкольник в 4-5 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно о...
Привязанность - жизненно-важная связь.
Привязанность - «близкая связь" между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени, которая служит источником их эмоциональной близости....