Сообщение из опыта работы "Труд дошкольников летом на воздухе"
материал (младшая группа) на тему

Олейник Елена Петровна

Сообщение из опыта работы "Труд дошкольников летом на воздухе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_doshkolnikov_letom_na_vozduhe.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Труд   дошкольников  летом,  на  воздухе  (из опыта работы)

Летом, из всех видов трудовой деятельности,  доступной  для  ребёнка - дошкольника, наиболее  ценной является – работа  в  природе. Наряду с положительным  влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют  и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов.  Благодаря всему этому, повышается  жизнедеятельность детского организма, укрепляется  его здоровье.

Работая летом на участке: в огороде, цветнике, ягоднике – дети знакомятся; с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития. Большое значение в организации труда детей имеет их эмоциональное отношение к делу, которое стараюсь  создать  ещё до начала работы.          Совместная, дружная и результативная работа доставляет детям много удовольствия и радости. Требуется, однако, соблюдения ряда условий  для  достижения  этих положительных  результатов.  Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работ, большое значение имеет организация самой работы. Заранее намечая план, ясно и четко представляю себе, чем именно будем заниматься с детьми, определяю последовательность работы. Когда дети начинают выполнять свои задания, обращаю внимание, прежде всего на то, насколько удобно и рационально   они организовали свою трудовую деятельность: как расположили всё необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требования аккуратного выполнения и т.д. В процессе общего труда, когда все дети работают одновременно и каждый из них  выполняет какое либо отдельное дело, входящее в общее задание, может возникнуть необходимость помочь друг другу с тем, чтобы одновременно закончить работу.  Бывает  так, что один затрудняется в выполнении  своего задания в виду недостаточных умений,  второй забыл последовательность операций. Работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал потому, что отвлекался. В таких случаях  организую помощь со стороны товарищей.  Часто дети, оказывая помощь, фактически не помогают,  а выполняют  работу за них, поэтому  стараюсь научить детей помогать друг другу  советом, показом, совместным выполнением дела. Некоторые дети, работая медленнее других, стремятся всё- таки  сами выполнить задание до конца, не желая  принять помощь сверстников.  В таких ситуациях разъясняю  детям, что товарища не надо торопить, лучше немного подождать,  заняться в это время другим делом.  Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Такие задержки использую  для воспитания  детей, формирования у них ответственности перед коллективом.  В условиях  совместной деятельности  каждый из детей выполняет  только одну операцию, входящую в общий процесс труда.

 Поэтому важно представить работу каждого ребёнка, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они вместе отвечают за результат своего труда.   В процессе совместной деятельности бывают в работе  тормозы.  Однако не все дети понимают, что задержки некоторых участников вызываются разными причинами: недостаточными умениями, неправильной организацией работы, не совсем прилежным отношением к делу.  Предъявляя претензии к товарищам, не учитывая причин задержки, они могут быть не справедливыми и необоснованными.  Отсюда и способы воздействия могут быть различными: положительными – совет, показ и отрицательными – ссоры, споры обиды друг  на друга. В связи с этим  приходится пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных  взаимоотношений между ними.  Перерывы в деятельности детей могут возникать из-за того, что распределяя задания, не учли трудности операций  и  это обнаружилось только в ходе работы, в момент остановки. Разъясняю причину остановки, даю совет, как наладить работу, так, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым.  В организации трудовой деятельности старших детей часто используется  такой приём воздействия, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно т.к. в этих условиях  могут проявляться отрицательные отношения к детям, из-за которых им приходится проигрывать. Организуя тот или иной труд, нужно учитывать, что соревнование может возникнуть по инициативе самих детей, поэтому необходимо постоянно разъяснять им, что работу следует выполнять хорошо и только при этом условии можно соревноваться.

В своей работе использую следующие методические приёмы воспитания, направленные на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.  Объяснение   необходимости работать качественно;  Сообщение  детям о поведении ребёнка, в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него;  Разъяснение  моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.          В процессе коллективной трудовой деятельности детей, основной задачей ставлю формирование понятий о коллективном характере  труда его значимости,  а также положительных  взаимоотношений  между детьми в процессе труда. Опираясь на конкретные примеры поступков детей, оцениваю поведение ребят,  отношение  к сверстникам, к порученному делу.  По окончании работы проводим с детьми обсуждение  результатов.  Это занимает 3-4 минуты, которые имеют огромное  воспитательное значение, при проведении трудовой деятельности.

При любом виде  трудовой деятельности детей летом необходимо помнить  об охране их жизни и здоровья:  не перегревать детей, вовремя заканчивать работы, следить за травматизмом, чтобы дети не поранили друг друга  лопаткой, граблями  и т.д.    

 Процесс работы  стараюсь организовать так,  чтобы обеспечить смену движений  и позы, хотя бы  на самое короткое время. Важное место в организации трудовой деятельности детей  занимает необходимый  инвентарь.  Он  должен быть по росту и возрасту детей и быть настоящим  не игрушечным.  Дети сами ухаживают за ним, ставят в определённое место. На основании физиологических   данных  установлено,  что работы на участке, будучи правильно организованными, не утомляют и не обременяют детей.  В зависимости от условий и возраста дети могут работать без перерыва от 10 до 20 минут.

                         Труд   дошкольников  

                             летом  на воздухе

                                                                                                                           Воспитатель  

                                                                                                                                Крючкова В.В.    

                                                                                                                    (из   опыта  работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников

Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей -  является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше вре...

Сообщение из опыта работы:"Интеграция областей "Коммуникация" и "Художественное творчество" в непосредственно образовательной деятельности дошкольников"

«Интеграция областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в непосредственно образовательной деятельности дошкольников»....

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет. Опыты с дошкольниками на прогулке в ДОУ

Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, ...