Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема: Экологическая тропа весной.
Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отшение к окружающей природе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экологическая тропа весной
Программное содержание. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал. Объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень. Банка березового сока.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование дерева.
Ход занятия
В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе нашего детского сада.
Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.
Дед Природовед. Здравствуйте, дети! Кто мне скажет, какое сейчас время года? А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше? Как вы догадались, что сейчас весна? Мы уже встречались осенью и зимой.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка».
Дед Природовед. Вы помните, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!
Воспитатель. Спасибо, дедушка, мы не знали, что они называются «чечевички». Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе? Повторите: чечевички.
Дед Природовед. Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки.
Воспитатель. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки.
Дед Природовед приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовые сережки.
Воспитатель. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают.) Ребята, как вы думаете, береза любит солнце?
Дед Природовед. Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Воспитатель. Береза украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Дедушка, послушай, какое стихотворение о березе выучили ребята.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Березка»:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится!
Дед Природовед. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки), из древесины делают мебель и посуду».
Дед Природовед. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой».
Воспитатель. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они?
Дед Природовед. Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения. (Ответы детей.)
Воспитатель. Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
Дед Природовед. Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы?
Педагог обобщает ответы детей: «Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой и др.».
Дед Природовед. Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?
Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»
Дед Природовед. Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше. Следующая остановка у пня. Здесь могут жить разные насекомые – муравьи, личинки бабочек, жуки и др.
Дети рассматривают пень и насекомых (если таковые имеются).
Воспитатель. Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
Педагог и дети благодарят деда Природоведа за интересные рассказы о природе.
Дед Природовед. Вы мне очень понравились, приходите в гости, я еще многое могу рассказать вам о природе. Ребята, в память о нашей встрече я хочу подарить вам банку березового сока. Этот сок очень вкусный и полезный, я его собрал в лесу. Движение сока у березки начинается еще до появления почек. Только в лесу можно набирать березовый сок, и делать это нужно умело, не нанося вреда дереву. В группе вы попробуете этот березовый сок.
Воспитатель и дети благодарят деда Природоведа за подарок.
Дед Природовед. Приходите еще! И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду!»
формирование у детей понятия о бережном отношении к воде...
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Расширить представление детей о разнообразии насекомых....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.Закреплять знания детей о всенних изменениях в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Как черепахи живут в природе.Уточнить представления у детей об особенностях жизни черепахи в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Туристический поход в загадочный лес»
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста ...