Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

         Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx24.24 КБ
Файл zanyatie_po_ekologii.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Тема : «КРАСНАЯ КНИГА»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с Красной книгой, как с  государственным документом.

2. Познакомить с некоторыми видами растений, занесенных  в Красную книгу.

3. Формировать понятия о том, как нужно беречь окружающую среду.

4. Воспитывать бережное отношение к родной природе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, физическая культура.

Цели: Формировать у детей основы экологической культуры.

     Задачи:

1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

2. Уточнение представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

3. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, а что такое природа?

 Правильно, молодцы, природа – это всё, что нас окружает. Ребята, природа – это вся вселенная с существующим в ней живым и неживым миром.

        А кто влияет на состояние природы?

Дети:        Человек!

 Воспитатель: Человек своим поведением, своим отношением к окружающему регулирует природный баланс. Он может совсем уничтожить её.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 И чтобы этого не случилось ученые, которые следят за растениями, животными, насекомыми, создают защиту для них. Это Красная книга. У нас в России есть музей природы и в нем хранятся две книги

  1. Красная книга России
  2. Чёрная книга

Воспитатель:        Ребята, а почему книга Красная?

Потому что красный цвет- это цвет тревоги, предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно, поэтому в красную книгу занесены все виды животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения

Воспитатель:        Ребята, а почему другая книга Черного цвета?   А в черную книгу вносят уже исчезнувшие виды

В Красную книгу занесены: (показ иллюстраций)

1. Дальневосточный тигр, который живет в очень глухих местах, куда человеку добраться трудно, и тем не менее их осталось очень мало.

2. В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий. Одним махом перепрыгивает пропасть шириной 6-8 метров.

3. На юге в пустыне живет грациозный гепард. Он очень похож на большую красивую кошку и на длинноногую собаку. Гепарды - самые быстрые на Земле животные, они могут обогнать даже скорый поезд.

4. А вот это - могучий бык зубр. После войны зубры остались только в Беловежской пуще.

5. Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую прочную шкуру. Но самое главное у этого оленя - его удивительные рога. Из них делают ценное лекарство - пантокрин.

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, в частности, цветы: северные орхидеи, лилии, колокольчики и многие другие

Воспитатель:        Ребята, оказывается сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений, и чтобы они совсем не исчезли, ученые заносят их в Красную книгу. На защиту природы встал закон, на основании которого запрещено уничтожать редких животных, птиц, рыб, растений. И теперь лесники и егеря следят за выполнением закона, строго наказывая браконьеров. В заповедниках редкие животные и растения находятся под охраной государства, там созданы  все условия для их жизни, роста, размножения.

        А какую пользу приносят нам растения?

(Красоту, доброту, кислород, лечебную пищу)

Все растения из «Красной книги» по разным причинам находятся на грани исчезновения. Каждый человек может помочь им хотя бы тем, что оставлять их в нетронутом состоянии.

Зря цветы не надо рвать

И не надо их топтать

Если все и я и ты

Если мы сорвем цветы

То окажутся пусты

И деревья и кусты

И не будет красоты.

Дети, а вы хотели бы тоже помочь родной природе не исчезнуть на Земле.

(ответы детей)

Воспитатель:        А чем мы с вами можем помочь природе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть «Атлас мира для маленьких».

- Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?

- Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?

- Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие?

- Есть такие, которых можно увидеть только в зоопарке. Каких?

- Но есть такие, которых на Земле осталось очень мало. Их гак и называют - редкие животные.

- Почему их называют редкими? (Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т. д.)

- Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают, потому что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Ребята, предлагаю вам сделать свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Когда мы будем узнавать об редких растениях или животных, мы будем заполнять её странички. Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных животных, растениях и цветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений

Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Дети давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Наши красные цветы

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышут

Наши красные цветы

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают.

Воспитатель: «Ребята! А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?» Ответы детей
Воспитатель: Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем им помочь, всегда бережно относиться к природе, то будет страдать все живое на Земле.
Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми? Ответы детей
Воспитатель: не шуметь в лесу, не рвать цветы, не пинать грибы, не приносить домой выпавших из гнезда птенцов, не трогать детенышей диких зверей и т.д. Дети приводят примеры, как они будут помогать в будущем представителям флоры и фауны).

Ребята, а вы можете защитить природу? (Ответы детей). Правильно, ведь природу нужно охранять всегда. А какие мы знаем правила охраны природы. А помогут нам вспомнить правила, карточки – подсказки. (Ребята выбирают карточки и озвучивают их)

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.

3. Не топтать цветы, травы.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

5. Не разорять птичьи гнезда.

6. Не ловить насекомых, не рвать паутинки.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не разорять муравейники.

10. Не оставлять не затушенных костров.

Итог занятия:

- С какой книгой вы сегодня познакомились?

- Почему она называется Красной?

  Какие растения и животные в неё занесены?

- Почему нужно беречь природу и охранять её?


Воспитатель: Эта книга называется Красной книгой, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых осталось очень мало на Земле, их нужно защищать, относиться к ним бережно…

 Все вместе мы постараемся бережно относиться ко всему, что нас с вами окружает.

ЛИТЕРАТУРА:
1.О.А. Прохорова. Познавательный проект «Знакомимся с «Красной книгой».
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2013, № 10.
2. Т.А. Шорыгина. Беседы о русском лесе. М., Творческий центр «Сфера», 2008.
3. О.В. Скалдина. Красная книга России. Москва, 2015.



Предварительный просмотр:

        Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Тема : «КРАСНАЯ КНИГА»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с Красной книгой, как с  государственным документом.

2. Познакомить с некоторыми видами растений, занесенных  в Красную книгу.

3. Формировать понятия о том, как нужно беречь окружающую среду.

4. Воспитывать бережное отношение к родной природе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, физическая культура.

Цели: Формировать у детей основы экологической культуры.

     Задачи:

1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

2. Уточнение представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

3. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, а что такое природа?

 Правильно, молодцы, природа – это всё, что нас окружает. Ребята, природа – это вся вселенная с существующим в ней живым и неживым миром.

        А кто влияет на состояние природы?

Дети:        Человек!

 Воспитатель: Человек своим поведением, своим отношением к окружающему регулирует природный баланс. Он может совсем уничтожить её.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 И чтобы этого не случилось ученые, которые следят за растениями, животными, насекомыми, создают защиту для них. Это Красная книга. У нас в России есть музей природы и в нем хранятся две книги

  1. Красная книга России
  2. Чёрная книга

Воспитатель:        Ребята, а почему книга Красная?

Потому что красный цвет- это цвет тревоги, предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно, поэтому в красную книгу занесены все виды животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения

Воспитатель:        Ребята, а почему другая книга Черного цвета?   А в черную книгу вносят уже исчезнувшие виды

В Красную книгу занесены: (показ иллюстраций)

1. Дальневосточный тигр, который живет в очень глухих местах, куда человеку добраться трудно, и тем не менее их осталось очень мало.

2. В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий. Одним махом перепрыгивает пропасть шириной 6-8 метров.

3. На юге в пустыне живет грациозный гепард. Он очень похож на большую красивую кошку и на длинноногую собаку. Гепарды - самые быстрые на Земле животные, они могут обогнать даже скорый поезд.

4. А вот это - могучий бык зубр. После войны зубры остались только в Беловежской пуще.

5. Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую прочную шкуру. Но самое главное у этого оленя - его удивительные рога. Из них делают ценное лекарство - пантокрин.

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, в частности, цветы: северные орхидеи, лилии, колокольчики и многие другие

Воспитатель:        Ребята, оказывается сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений, и чтобы они совсем не исчезли, ученые заносят их в Красную книгу. На защиту природы встал закон, на основании которого запрещено уничтожать редких животных, птиц, рыб, растений. И теперь лесники и егеря следят за выполнением закона, строго наказывая браконьеров. В заповедниках редкие животные и растения находятся под охраной государства, там созданы  все условия для их жизни, роста, размножения.

        А какую пользу приносят нам растения?

(Красоту, доброту, кислород, лечебную пищу)

Все растения из «Красной книги» по разным причинам находятся на грани исчезновения. Каждый человек может помочь им хотя бы тем, что оставлять их в нетронутом состоянии.

Зря цветы не надо рвать

И не надо их топтать

Если все и я и ты

Если мы сорвем цветы

То окажутся пусты

И деревья и кусты

И не будет красоты.

Дети, а вы хотели бы тоже помочь родной природе не исчезнуть на Земле.

(ответы детей)

Воспитатель:        А чем мы с вами можем помочь природе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть «Атлас мира для маленьких».

- Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?

- Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?

- Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие?

- Есть такие, которых можно увидеть только в зоопарке. Каких?

- Но есть такие, которых на Земле осталось очень мало. Их гак и называют - редкие животные.

- Почему их называют редкими? (Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т. д.)

- Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают, потому что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Ребята, предлагаю вам сделать свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Когда мы будем узнавать об редких растениях или животных, мы будем заполнять её странички. Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных животных, растениях и цветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений

Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Дети давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Наши красные цветы

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышут

Наши красные цветы

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают.

Воспитатель: «Ребята! А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?» Ответы детей
Воспитатель: Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем им помочь, всегда бережно относиться к природе, то будет страдать все живое на Земле.
Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми? Ответы детей
Воспитатель: не шуметь в лесу, не рвать цветы, не пинать грибы, не приносить домой выпавших из гнезда птенцов, не трогать детенышей диких зверей и т.д. Дети приводят примеры, как они будут помогать в будущем представителям флоры и фауны).

Ребята, а вы можете защитить природу? (Ответы детей). Правильно, ведь природу нужно охранять всегда. А какие мы знаем правила охраны природы. А помогут нам вспомнить правила, карточки – подсказки. (Ребята выбирают карточки и озвучивают их)

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.

3. Не топтать цветы, травы.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

5. Не разорять птичьи гнезда.

6. Не ловить насекомых, не рвать паутинки.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не разорять муравейники.

10. Не оставлять не затушенных костров.

Итог занятия:

- С какой книгой вы сегодня познакомились?

- Почему она называется Красной?

  Какие растения и животные в неё занесены?

- Почему нужно беречь природу и охранять её?


Воспитатель: Эта книга называется Красной книгой, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых осталось очень мало на Земле, их нужно защищать, относиться к ним бережно…

 Все вместе мы постараемся бережно относиться ко всему, что нас с вами окружает.

ЛИТЕРАТУРА:
1.О.А. Прохорова. Познавательный проект «Знакомимся с «Красной книгой».
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2013, № 10.
2. Т.А. Шорыгина. Беседы о русском лесе. М., Творческий центр «Сфера», 2008.
3. О.В. Скалдина. Красная книга России. Москва, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Расширить представление детей о разнообразии насекомых....

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Тема: Экологическая тропа весной.Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отшение к окружающей природе...

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Тема: Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.Закреплять знания детей о всенних изменениях в природе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Тема: Как черепахи живут  в природе.Уточнить представления у детей об особенностях жизни черепахи в природе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Туристический поход в загадочный лес»

Конспект занятия  по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста ...