Структура портфолио дошкольника, портфолио для дошкольников. Рекомендации по составлению, советы.
Основные цели и задачи ведения портфолио дошкольника в детском саду: - создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; - поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; - поощрять его активность и самостоятельность; - формировать навыки учебной деятельности; - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, - демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио дошкольника. Для чего дошкольнику портфолио - это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития дошкольника. Работа с портфолио поможет взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов. Взрослые смогут: - своевременно отмечать успехи ребенка, - поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п.), - формировать у ребенка навыки самоконтроля и самооценки. Портфолио пригодится педагогам, родителям, гувернерам и детям, которые готовятся стать первоклассниками. В портфолио вы можете вложить грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей или копии с самыми удачными и аккуратными работами. Это могут быть также фотографии выступлений на концертах и в конкурсах, изготовленных объемных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в театральных постановках детского сада. Каким будет портфолио? Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет». Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!» Титульный лист Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка. Раздел 1. «Мой мир» («Портрет») Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка. – Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу. – Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию) – Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева) – Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) – Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) – Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку) Раздел 2 – «Мои интересы» -Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах –Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок): Я люблю... Я умею... Я хочу научиться... Мне нравятся занятия... Когда я вырасту, я стану..... потому что.... Раздел 3 – «Мои достижения» Этот раздел может включать рубрики: «Динамика физического развития» (этот раздел включает в себя показатели роста, веса, физических навыков в соответствии с возрастом): Показатели физического развития | 5 лет | 6 лет | 7 лет | Рост, см |
|
|
| Вес, кг |
|
|
| Прыжки в длину, см |
|
|
| Прыжки в высоту, см |
|
|
| Равновесие (количество минут, которое может ребенок простоять на одной ножке) |
|
|
| Бег 50м, сек |
|
|
| Навыки плавания (умение держаться на воде) |
|
|
|
«Динамика общего развития» (в этом разделе можно выложить результаты тестов, которые включают в себя показатели навыков чтения, устной речи, счета, логики, общего развития в соответствии с возрастом). В раздел можно включить удачные странички из тетрадки с упражнениями и тестами, которые ребенок выполнял в ходе подготовки к школе дома, в саду, или посещая дополнительные занятия в группах по подготовке к школе. Включайте в этот раздел самые лучшие странички, которые нравятся также ребенку. Это поможет родителям и преподавателям оценить предпочтения ребенка и его наклонности. Показатели общего развития | 5 лет | 6 лет | 7 лет | Чтение |
|
|
| Письмо |
|
|
| Речь |
|
|
| Математика (счет) |
|
|
| Память (умение читать стихи, запоминать предметы) |
|
|
| Тесты на логику |
|
|
| Тесты на общее развитие (по темам "Окружающий мир", "Город", "Распорядок дня", "Времена года" "Рисунок человека" и пр.) |
|
|
|
«Творческое развитие» (включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок) -рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) -лепка (пластилин, глина, скульптурная масса) -аппликация -конструирование -фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках) -театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии) «Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.) Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения. Раздел 4 – «Мои впечатления» Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии. Раздел 5– «Отзывы и пожелания» (в произвольной форме) – Воспитателей – Родителей – Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии. Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио 1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио. 2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию). 3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. 4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!! 5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена). 6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио. 7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа. 8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех дошкольника, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития. |