Доклад к педсовету на тему: "Портфолио дошкольника"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
к педагогическому совету
на тему:
«Портфолио дошкольника»
Воспитатель: Мельникова М.Ю.
Серпухов-15
Декабрь,2010
Содержание работы:
- Портфолио дошкольника
- Виды портфолио дошкольника
- Принципы работы
- Этапы работы
- Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»
- Портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими для него взрослыми ребенок учится по-новому смотреть на мир семи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио дошкольника – это всегда портфолио - собственность . Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Не может быть отчета, ребенку не за что отчитываться. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио – как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. Оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. Однако не стоит соединять портфолио достижений и оценочно-диагностический, т.е. вносить диагностические карты, сравнительные таблицы в портфолио ребенка. Ребенку не понятны данные таблицы, значки, да и диагностика нужна в первую очередь педагогу для осуществления дифференцированного подхода к ребенку и совершенствования педагогического процесса. Поэтому оценочно-диагностический портфолио составляют педагоги, и хранится он у педагогов.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новымит материалами. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио-раскраску.
- Виды портфолио дошкольника
Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели к традиционному.
Портфолио-раскраска. Не всегда у педагогов, родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении детского портфолио. Портфолио-раскраска в определенной степени способна облегчить труд взрослых. Странички портфолио можно отксерокопировать, предложить выбрать детям, раскрасить. У детей создаются определенный настрой, желание. Однако не стоит забывать, что это только начало работы, самое главное – заполнить рубрики информацией.
Предлагаем следующую структуру портфолио-раскраски:
Разделы | Рубрики | Содержание |
Портрет | «Давайте познакомимся» «Портрет моего ребенка» «Я расту!» «Я мечтаю…» | Ф.И. ребенка «Я люблю…» «Мне нравится…» Сочинение родителей о своем малыше «Вот я какой!» «Как я расту!» «Я вырос!» «Я мечтаю о…» «Я бы хотел быть…» «Когда я вырасту…» «Каким я хочу видеть себя…» |
Коллектор | «Я хочу…» «Я как мама, я как папа…» | Образцы, схемы, чертежи. Работы родителей. Братьев, сестер, друзей. |
Рабочие материалы | «Мое настроение» «Мои любимые дела» «Вот что я могу!» | Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки…) |
Достижения | «Мои достижения» |
- Принципы работы
Первый принцип – единство сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой. Познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство, волю.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным, ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.
- Этапы работы
- Постановочный
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других – под руководством специалистов дошкольных учреждений (воспитателей по изодеятельности, психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в третьих – портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома. Важно научить взрослых наблюдать за ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я - исследователь», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.
- Поисковый
Сбор информации.
Оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио. Стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и т.д. внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.
Индивидуальная работа с детьми.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио может также использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций.
Консультации с педагогами.
В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для составления личности ребенка.
Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театрализованной деятельности.
Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.
Памятка для педагогов ДОУ.
- Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течении дня.
- Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.
- При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»
- Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.
- По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.
- По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.
- При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.
В процессе работы возникает проблема хранения материалов. В портфолио помещаются лучшие, на взгляд ребенка. Материалы. Остальные материалы могут находиться в дополнительных папках-приложениях.
- Заключительный
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает занижено, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
5. Система работы
Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка» может быть представлено следующим образом:
Работа с педагогами | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
|
|
|
Критерии оценивания
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:
- творческий подход к оформлению;
- интерес и желание ребенка;
- значимость для ребенка, его родителей, педагогов.
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.
Литература:
Портфолио в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету "Взаимодействие взрослых и дошкольников в процессе развития связной речи"
В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппа...
Проект по теме: «Портфолио здоровья дошкольников II группы раннего возраста в рамках ФГТ».
Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях....
Доклад на педсовете по патриотическому воспитанию дошкольников.
В каждой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста задачи патриотического воспитания формулируются по-разному. Даже одна и та же программа изменяет акцен...
Доклад к педсовету «Активизация творческих проявлений дошкольников с помощью театрализованной деятельности»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...
Доклад для педсовета Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» подготовила воспитатель: Карянова В.П.2017 год Речевое развитие – главный показате...
Доклад на педсовете на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"
laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....