Иностранный язык для дошкольников.
материал (старшая группа) на тему
В докладе рассматривается вопрос о целесообразности раннего обучения иностранным языкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Иностранный язык для дошкольников" | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иностранный язык для дошкольников.
Доклад учителя английского языка I квалификационной категории МАОУ Гимназия№2 г. Балаково Саратовской области Поляковой Ольги Васильевны
“Чем раньше мы начнём преподавать
иностранный язык детям, тем раньше
познакомим их с миром детей,
говорящих на других языках”
Р.Фройденштайн
В настоящее время приобретает характер массового увлечения обучение иностранным языкам, особенно распространяется раннее обучение: в начальной школе и даже в дошкольных учреждениях. Между тем вопрос о целесообразности такого шага остается дискуссионным. По мнению великого русского педагога К.Д.Ушинского: "Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти. Поставить какой-нибудь общий срок в этом отношении нельзя. С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7-8 лет (иногда ранее). С другим в 10-12; с детьми, обладающими слабой восприимчивостью, лучше не начинать ни когда: иностранный язык только подави т окончательно и без того слабые его способности". В конечном итоге, все равно, на каком языке он будет говорить: ему важно понимать и быть понятым. Он еще не может любить язык как таковой, и, если его понимают и он понимает окружающих, говорящих на его родном языке, у него нет мотивации для изучения иностранного языка. Когда ребенок сталкивается с иностранным языком, как с новым для себя видом речевой деятельности, а окружающие его люди: родители, друзья и т.д. - говорят на родном ему языке, у него не возникает познавательной потребности, то есть внутреннего мотива, которым, прежде всего, мотивируется любая учебная деятельность. И, наоборот, если окружающие его люди говорят на иностранном для него языке, у него появляется к этому языку интерес, так как ребенку важно понять, о чем говорят вокруг, и ему важно, чтобы его тоже понимали.
Существует мнение, что раннее начало изучения языка, является непростительным усложнением содержания дошкольного образования, и вредно, поскольку “лишает ребенка детства”.
Обратимся к опыту, накопленному в обучении детей в разных странах. В результате проведенного в школах Англии и Уэльса эксперимента, охватившего 6000 детей, было установлено, что занятия иностранным языком положительно влияют на знание родного, многие дети со слабыми общими способностями показали прекрасные успехи в речи на иностранном языке. Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов. В Испании, Швейцарии, Аргентине, Франции, Швеции существуют специальные классы с обучением иностранному языку, а также практикуются приглашения педагогов в детский сад для проведения занятий.
Благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал Л. С. Выготский, отмечал Л. В. Щерба, и другие отечественные ученые. Многолетние экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило “благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом”.
Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях. Английский методист Г. Пальмер придавал большое значение началу изучения иностранного языка: “Take care of the first two stages and the rest will take care of itself”. Именно на раннем этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку.
Прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, следует выяснить, готов ли он психологически к усвоению этого предмета. В свое время Л.Н.Толстой писал: "Учите детей только тогда, когда их психика готова к обучению". Поэтому точно определить возраст, с которого всех детей можно начинать обучать иностранному языку, не представляется возможным, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному. Говорить о готовности ребенка к усвоению иностранного языка можно тогда, когда у него сформировано сознательное восприятие, устойчивое внимание, способность к переключению, наблюдательность, память (зрительная и слуховая), логическое мышление, навык самоконтроля - умение проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется), умение работать в заданном темпе. Сюда же можно отнести навыки коммуникации: умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении.
Итак, со скольки лет нужно начинать обучение иностранному языку? По мнению автора учебного пособия ''Как научить детей говорить по-английски'', Шолпо И.Л., лучше всего начинать учиться иностранному языку в возрасте пяти лет. Оптимальным возрастом для начала занятий З.Я. Футерман считает пятилетний; к такому же выводу приходит на основе своего практического опыта и Е.И.Негневицкая. Е.А. Аркин выделяет пятилетний возраст, как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой учебной деятельности. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. У пятилетних детей ролевые игры носят развитый, сложный характер. Очевидно, что для сознательного овладения языком предпосылки создаются, как правило, к пяти годам. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.
При введении курса иностранного языка для дошкольников необходимо наличие специального курса иностранного языка, подходящего именно для работы с детьми этого возраста. Курсы, которые хороши для начальной школы и дают там прекрасные результаты, не годятся для раннего обучения.
Автор этих строк в 90-х работала с детьми 4-6 лет в студии раннего эстетического развития по УМК Е.И. Негневицкой, З.Н. Никитенко. Сегодня педагоги работают c разными учебниками:
«Английский для малышей» Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Под. ред. Н.А. Бонк М.: ООО"Издательство"Росмэн-Пресс"
«Первые уроки английского» Благовещенская Т.А. М.: ООО "Издательство РОСМЭН-ПРЕСС"
«Английский язык. Для детей 4-5 лет» Крижановская Т.В., Бедич Е.В. М.: Эксмо
Playway to English. Gunter Gerngross and Herbert Puchta. A four-level course (beginner to pre-intermediate)Cambridge:Cambridge University Press
Join In Gunter Gerngross and Herbert Puchta. А three level course (beginner to intermediate) Cambridge: Cambridge University Press.
Wonderland Pre-Junior Cristiana Bruni. Longman Person, Disney
Общая цель дошкольного языкового образования - личностное развитие ребенка, которая содержит следующие задачи:
• Развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления), и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых);
• Развитие способностей к усвоению иностранного языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, имитационные способности, скоростное проговаривание), которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения иностранного языка;
• Приобщение детей средствами языка к иноязычной культуре и осознание ими родной культуры, воспитание интеркультурного видения ребенка;
• Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника);
• Формирование способов учебной деятельности (учить учиться);
• Формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению ИЯ.
Методика обучения дошкольников иностранному языку опирается на принцип поэтапности становления и развития речевого действия, когда более простое предшествует более сложному. На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении. Самостоятельному употреблению речевых единиц должно предшествовать их понимание на слух, что соответствует психолингвистическим закономерностям усвоения речи.
В связи с этим большое значение придается методам развивающего обучения - систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и применять их в новых условиях.
В процессе воспитания важная роль отводится становлению и развитию детских отношений, первоначальному осознанию нравственного смысла усваиваемых правил поведения.
Создание доброжелательной атмосферы в группе детей, умение их бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание - необходимое условие успешного выполнения любого задания в процессе обучения.
Уроки иностранного языка на данной стадии обучения имеют свои особенности:
1. широкое использование разных средств наглядности.
2. игровая направленность урока
3. использование песен, считалок, рифмовок
4. трехкратное предъявление нового материала
5. новый материал вводится блоками
Особенности методики преподавания:
- каждое занятие строится как спектакль: маленькие студенты разыгрывают свои роли, а в процессе обучения меняются ролями, чтобы каждый мог отработать изучаемый на уроке материал.
- постоянная смена деятельности на занятиях (игры, постановки сказок и песен, рисование, работа в компьютерном классе, просмотр видеоматериала). Курсы английского языка для начинающих построены таким образом, чтобы дети не почувствовали усталость.
- приобщение к культуре страны изучаемого языка (использование игр, несущих элемент английской культуры, инсценировка традиционных национальных праздников и т.п).
Принципы работы:
1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.
2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
3. Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
4. Системно вводить лексику:
• Первое занятие – 3 слова.
• Второе занятие – закрепление.
• Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
5. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
6. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
7. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
8. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Итак, что такое иностранный язык для дошкольника? Иногда это необходимость, но чаще -новая увлекательная игра, воспитывающая совершенно иное отношение к жизни. Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного языка на общее развитие ребенка нельзя считать завершенными, однако представляется возможным утверждать, что изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка. Скорее, опираясь на результаты экспериментальных школ, можно говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие детей. Занятия иностранным языком в раннем возрасте развивают ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность. Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной. Таким образом, если ребенок хорошо владеет родной речью, ему не только можно, но и полезно заниматься иностранным языком. Что касается преподавателя, ему следует помнить, что работа с детьми намного сложнее работы со взрослыми. Он должен быть и учителем, и воспитателем, и организатором, и другом каждого ребенка.
Литература
1.Карникова Е.А. Раннее обучение английскому языку: за и против [Электронный ресурс] / Карникова Е.А. - Режим доступа: http://www.rebenok.com/info/library/foreignlang/53382/
2. Организация работы по раннему обучению детей иностранному языку в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kidscenter456.narod.ru/service/10.htm
3.Негнивицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// Иностранные языки в школе – 1987. - №6
4.Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы- 1991.- №4
5.Протасова Е.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников/ / ИЯ в школе.-1990.-№1
6.Сорока О. Организация занятий иностранным языком с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Сорока О. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/pp_009.html
7.Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду// Иностранные языки в школе – 1997.-№2
8.www.cambridge.org/elt/playway 9.http://www.kinder-english.narod.ru/ 10. http://www.yspu.yar.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игра как ведущий метод обучения иностранному языку для дошкольников"
Презентация "Игра как ведущий метод обучения иностранному языку для дошкольников"...
Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку.Подготовительная группа (5-6 лет), первый год обучения иностранным языком, пройденные темы «Цвета», «Числа».
Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку....
Иностранный язык для дошкольников: зачем, когда и как
Консультация для родителей о пользе иностранного языка для дошкольников...
Развитие интереса к иностранному языку у дошкольников.
Развитие интереса к иностранному языку у дошкольников.Развитие интереса к иностранному языку у дошкольников....
Иностранные языки и дошкольник.
Уважаемые родители дошкольников! Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Почему? Ответы на этот вопрос Вы найдете в моей презент...
Иностранный язык для дошкольников, за и против.
По запросу родителей группы "Теремок" провела онлайн - консультацию "Иностранный язык - дошкольникам: за и против" Дело в том, что мой воспитанник пятилетний Дима начал заниматься ...
Конспект занятия по иностранному языку для дошкольников по организации первичной тренировки в употреблении фонетического материала.
Конспект занятия по иностранному языку для дошкольников по организации первичной тренировки в употреблении фонетического материала.Цель:формирование фонетического навыкаЗадачи:1).Ввести звуки [z] и [...