По следам фольклорной тропинки
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПО СЛЕДАМ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРОПИНКИ
Консультация на тему: «Фольклор и трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ фольклора особое место занимают пословицы и поговорки. Они стали верными помощниками в формировании у детей трудолюбия.
Народ всегда осуждал лень, нерадивость, и восхвалял трудолюбие, ум. Одно дело сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают.» И совсем другое, когда взрослые удивляются, произнося: «Что же выходит- делать, не я, работать- не я, а есть кисель- нет против меня.» Воспитание интереса и уважения к различным профессиям осуществляется через знакомство с трудом взрослых. Используются пословицы во время наблюдений за трудом взрослых, раскрывается их смысл. Воспитатели должны донести до детей самое главное- любой труд почетен, трудолюбивых народ уважает и прославляет: «Птицу видно в полете, а человека в работе» и т.д.
Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать по ходу трудового процесса.
Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать.
- Доброе начало- половина дела;
- Кто труда не боится, того и лень сторонится;
- Без охоты не споро у работы;
Бывает и так, что кто-то отказывается от работы. Шутливая прибаутка, пословица точно выразит неудовлетворение, огорчение взрослого.
- Люди жать, а мы с поля бежать;
- Делать, не я, а есть кисель нет против меня;
- У лодыря Егорки всегда отговорки.
Пословица мягко, но метко предупреждает того, кто самоуверен, кто раньше времени считает дело сделанным.
- Не говори гоп, пока не перепрыгнешь;
- Не спеши языком, спеши делом;
Многообразны детские проявления в процессе труда.
- Не робей-воробей;
- Лиха беда начало;
- Глаза страшатся, а руки делают;
Иногда дети, взявшись за дело, быстро к нему остывают. В подобных случаях уместно сказать:
- Назвался груздем, полезай в кузов;
- Без труда- не вынешь и рыбку из пруда;
- Усталость пройдет, а добрая слава останется.
Тем, кто отвлекается во время работы, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:
- Где много слов, там мало дела;
- Большой говорун, плохой работун;
- Один пашет, а семеро руками машут.
В процессе работы дети могут испытывать какие-либо трудности, но проявляют терпение, сами стараются преодолеть их. Такое поведение детей всегда надо поддержать, вызвать удовлетворение, дать понять, как приятно видеть результаты своего труда:
- Всякое дело терпеньем преодолеть можно;
- Терпенье и труд все перетрут;
Бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как. В таких случаях следует выразить свое отношение через пословицу:
- Поспешишь-людей насмешишь;
- Тише едешь-дальше будешь;
- Кто делает на авось, у того все хоть брось;
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;
А вот о ловком, все успевающем умельце можно сказать:
- Наш пострел, везде поспел;
- Трудолюбив, как муравей;
- Мала птичка, да коготок востер.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над неудачей, вместо нравоучения эффективнее сказать:
- Не смейся квас , не лучше нас;
- Не смейся горох, не лучше бобов, намокнешь и сам лопнешь;
В каждой из этих шутливых пословиц есть намек на то, что и ты можешь оказаться в такой же ситуации, что не смейся над неудачами других. Примечая дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:
- Один в поле не воин;
- В одиночку, не одолеешь и кочку;
В ходе привычной работы, когда у детей хорошие навыки, можно предложить спеть. Подчеркнуть, что песня помогает в работе:
- Весело поется, весело прядется;
- Песня и труд рядом живут;
- С песней и труд спорится;
Оценка детского труда прежде всего должна выразить заинтересованное отношение к нему взрослого. Стандартные фразы становятся привычными для детей. Если педагог хочет подчеркнуть, что дети вложили много стараний в свою работу, он любуется результатами детского труда:
- Каков мастер, такова и работа;
- Кто работы не боится, у того она и спорится;
Если закончив работу, дети без желания убирают за собой, уклоняются от наведения порядка на рабочем месте, уместно сказать:
- Чей конь, того и воз;
По окончании работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий отдыхается веселее:
- Кончил дело, гуляй смело;
- Добрый конец-делу венец;
Одной из нетрадиционных форм труда детей являются «посиделки». Это своего рода «праздник труда», основой которого является труд. В связи с такой организацией дети могут получить знания о народных традициях: в русской деревне издавна в длинные зимние вечера собирались люди по очереди то в одной, то в другой избе со своим рукоделием, и с песнями, плясками и хороводами выполняли какую-либо работу.
«Посиделки», в основе которых лежали трудовые дела, можно проводить тогда, когда дети овладели каким-либо видом работ настолько, что не потребуется непосредственный контроль за их выполнением. Важно создать особое настроение у детей, вызвать вдохновение, желание не только повеселиться, но и результативно потрудиться. Хорошо, когда в посиделках участвуют родители, взрослые-сотрудники детского сада. Они тоже выполняют какую-либо работу. Это создает особую атмосферу, сближает детей и взрослых.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ».
Баюшки-баю, баю, милую………
Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенному к ребенку!
Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость».
Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне.
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.
Колыбельные песни-первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребенка. Через колыбельную песню ребенок получает первые представления об окружающих его предметах, животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывают сама материнская нежность, любовь, составляющие стихию колыбельных песен.
Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным.
Название колыбельных песен произошло от слов « колыбель», «колебать» ( качать).
В народном обиходе было и другое название «байки», которое произошло от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять)
Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникли авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.
Колыбельные песни отличаются спокойным темпом, негромким звучанием, размеренный ритм покачивания, наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Это слова «баю-баюшки», «люли-люленьки».
Иногда мать напевает ребенку без слов или на слова «бай-бай», импровизируя мелодию на ходу. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет.
В колыбельных отражались тревоги матери о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность.
Исследователи фольклора считают, что многие колыбельные песни близки к заговорам. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам: Сну, Дреме, Угомону.
Иногда колыбельные песни отражали исторические события: «Баю-баю-баю-бай, к нам приехал Мамай».
Иногда мать запугивала плачущего ребенка страшным букой, стариком, волчком, чтобы овладеть его вниманием.
Можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста, опираясь на содержание текста.
К 1 группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланиями сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды.
«Баю-баю-баеньки, купим дочке валенки….» и т.д.
Во 2 :группу входят песни, в которых фигурируют образы животных, птиц: обращения с просьбой помочь укачать ребенка к коту, голубям, галкам и т.д.
Однообразно повторяющиеся интонации мелодии усыпляют, убаюкивают.
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРАЗДНОВАНИЕ
РОЖДЕСТВА РУССКИМИ КРЕСТЬЯНАМИ».
(для воспитателей)
Основные циклы зимних обрядов у славян были приурочены к зимнему солнцевороту (святками). Святки длились от рождества Христова (7января) до Крещения (19 января).
Они открывались праздником Рождества Христова. Рождеству предшествовал Сочельник, когда в русской печке пеклись сочни (тонкие пресные лепешки с конопляными семечками внутри).
В этот день не разрешалось есть до первой звезды на вечернем небе.
Вечернюю звездочку ждали с нетерпением. К вечеру бегали во двор, на улицу или выглядывали в окно, чтобы не пропустить появления ожидаемой звездочки. Ребята радостно кричали: «Звезда появилась!»
Все торопились к столу. На стол ставился чугунок с вареной картошкой, соль, в большом блюде-румяные сочни.
Кипел самовар, заваривался чай. Все с аппетитом ели и пили чай с маленькими кусочками колотого сахара. Празднование Рождества предшествовал длинный пост.
6 недель запрещалось есть мясное, молочное, редко на столе была рыба. Питались картошкой и другими овощами, кашами с растительным маслом, утром и вечером пили чай с хлебом и булками.
Но с приближением рождества взрослые заготавливали мясо, рыбу, масло для праздничных блюд, особенно к разговению (пост оканчивался говением, когда взрослые в течении недели ежедневно ходили в церковь, исповедуясь и причащаясь).
Обязательным ритуалом Рождества было украшение елки. Ее покупали тайно от детей, Разучивались стихи о зиме, о елочке.
На праздничном столе обязательно были рыбный пирог, пирожки, плюшки, печенье. Ритуальными блюдами были два: печеная и отварная рыба, желательно целая и густой компот-взвар, состоящий из целых или разрезанных пополам фруктов. Символика этого ужина такова: зерно, размоченное в воде, служило символом прорастания, начала жизни. Зрелые плоды-символом полного созревания жизни.
Светлый праздник Рождества Христова начинался с посещения церкви. В православную церковь хозяйка дома ходила к заутрене (утренняя служба), а остальная семья- к обедне ( служба в середине дня). Пока семья была на обедне, мать пекла рыбный пирог, пирожки с мясом, маком, ватрушки с творогом, плюшки, большой открытый сладкий пирог, печенье.
Наступал рождественский вечер, в центре внимания которого была елка. В это время приходили гости. После взаимных поздравлений шли к елке, на ней зажигались свечи. Хозяйка дома приглашала всех в круг. Пели хороводы, читали стихи или выступали с шутками.
Затем в дом приходили ряженые. Это были ребятишки, неженатая молодежь. Они рядились козою, быком или медведем, свиньями, кобылами, журавлем. «Коза на Святках появлялась с припевкой: коза на порог……
В Рождество происходило так называемое «колядование», или славление по дворам. Наряженные колядовщики ходили из избы в избу и под гармошку или балалайку пели хозяевам величальные поздравительные песни. В колядках высказывались пожелание богатства, здоровья, урожая. Нередко ряженые приходили с полным лукошком зерна и «рассевали жито по избе, напевая: «сею вею. Посеваю, с Новым Годом поздравляю!». Это означало принести в дом довольство, сытость. Хозяин одаривал колядующих-им давали конфеты, булки, даже деньги.
Святочные гуляния, начинавшиеся на Руси после положенных церковных обрядов, были временем всеобщего веселья.
Рождество- пора гаданья. Это было самое время девушкам узнать свою судьбу. Одно из гаданий- на вещий сон. Для этого надо в одну из святочных ночей положить под подушку ключ от двери, кольцо, гребень, сделать колодец из спичек и прошептать перед сном «суженый, ряженый, приходи дверь открывать, приходи напиться и коня поить, приходи косу чесать. Ночью суженый и приснится.
Гадали не только на жениха. Например- походили к тыну, сплетенному из ивовых палок забору, раскидывали руки, сколько тех палок захватят, а потом слева направо считали, приговаривая: «сусек, сундук, ложки, котомки». Если счет кончался на котомки (по миру идти), побираться, если на сундуке- к богатству.
Рождество отмечалось веселыми плясками. Многим из них свойствен искрящийся народный юмор. Немало среди них и плясовых с распевной первой частью и ритмизированной второй. Напевы сочетались с текстом любого содержания, но чаще-любовного.
На Крещенье святочные веселья заканчивались.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «КАКИЕ ПРАЗДНИКИ ПРОВОДИЛИСЬ
НА РУСИ».
Народ существует пока существует его язык. Значит и судьба народа- это судьба языка.
Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Задачи и воспитателей, и родителей показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выражение в песнях, припевках, закличках; формировать интерес к фольклору и как следствие обогащать словарный запас детей.
Прежде чем знакомить детей с русским фольклором надо и педагогам и родителям многое узнать, прочесть, изучить.
Знания об истоках, формах русского фольклора можно почерпнуть из специальной литературы, а также посещая выставки народного прикладного искусства в музее.
Можно знакомить детей с народными традициями и детским фольклором. Родители должны знать народные игры, хороводы. Возможность прослушать народную музыку. Больше знакомить детей с пословицами, объясняя их содержание.
Для воспитателя важно не только знать, но и в большей степени организовать непосредственное участие детей в исполнении детских народных песен, закличек.
Приобщение наших детей к народным традициям может происходить в форме детских праздников, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей ярко представлены именно в народных праздниках.
Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, сказительницы постепенно приобщает детей к русским национальным традициям. В подготовке таких праздников активное участие должны принимать родители. Много разных праздников на Руси.
Вот например СВЯТКИ- этот праздник связан с поворотом солнца на весну, с удлинением светового дня. Самая середина Святок, его кульминация- это проводы старого и рождение Нового года.
Праздник рождения солнца, рождения нового года, рождение младенца Христа, все это связано с рождением новой жизни.
Или еще такой праздник МАСЛЕНИЦА.
Чтобы зима старуха не гневалась, ушла по хорошему и в положенный срок, русский народ издавна устраивал пышные, веселые проводы, назвав этот праздничный обряд- масленицей.
Щедро, весело и сытно праздновали масленицу наши предки. С песнями, плясками, с ряжеными и скоморохами, потешавшими народ, с девичьими хороводами и молодецкими игрищами. И не было в году праздника равного Масленице по размаху и щедрости.
В народе бытовал еще один праздник «Веснянка». Этот праздник наступает 25 марта и начинался рано-рано утром с весенних закличек.
Люди закликивали весну, играли на дудочках и свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, вызывая весну: «Прилетали жаворонки, приносили девять ключей, запирали на девять замков зиму лютую, отпускали на волю весну красную».
Есть еще много народных праздников- это Покров; Дожинки; Пасха; Троица и т.д.
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ»
В древние времена предки русских-славяне селились по берегам рек и озер, рядом с лесом.
«У леса жить-голодным не быть»- гласит пословица. Верно. В лесу- зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы.
Но не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим, Ведь больниц и аптек тогда не было. Нельзя было позвонить по телефону 03 и вызвать скорую помощь. Так, постепенно люди узнали, что многие растения являются лечебными. Отварами и настойками, приготовленными по старинным рецептам, мы пользуемся и сейчас. От многих недугов помогает ромашка, цветы липы, малина, черника.
Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными- «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами.
«Чем больше рук, тем легче труд»- говорили в народе. Вот и строили всей семьей.
Но не каждая семья самостоятельно справлялась с такой работой, вот и приглашали плотников. Их главным инструментом был топор. С его помощью они могли не только построить дом, но и выстрогать маленькую деревянную ложечку.
У каждой избы был свой особый вид.
Окна- «глаза» дома. « Одно кривое окно весь фасад портит».
Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями, С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит хозяева уже встали, а закрыты-значит спят или их нет дома.
Крыльцо- «распахнутые» руки дома. Оно связывает избу с улицей, соседями.
Теплыми летними вечерами собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости: «Жить в соседях- быть в беседах». Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства делались перила.
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо- витыми столбами.
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь,- печник- пользовался почетом. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Самыми лучшими считались тогда (как и сейчас) березовые поленья. Они хорошо горят и дают много тепла. Сосновыми и еловыми поленьями топили редко, так как они очень быстро прогорают.
Когда топилась печь, дым в избу не попадал. Было так хитро придумано, что он вытягивался в специальное окошечко с задвижкой, уходил в дымник, а оттуда через трубу, на улицу.
Теперь о доме. Дверь в избу-низкая, а порог –высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.
В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата-не хата». В те далекие времена и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности –коров, коз, свиней- готовили в печке. К тому же, русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки. А сколько сказок было рассказано на печи долгими длинными вечерами!
Во многих русских народных сказках упоминается печь.
В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него- простые длинные скамейки так как стульев и табуреток тогда не было. Этот угол назывался «красным», то есть красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол считался царством хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка для младенца, и стояла прялка. В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенах висели расшитые полотенца. Пол, стол, скамейки были тщательно вымыты и выскоблены.
Когда наступал вечер, избу освещали лучинами- тонкими деревянными щепками, которые вставлялись в специальные приспособления- светцы. Светцы можно было переносить в нужное место.
Свечи появились позднее. Они стояли дорого и очень немногие могли себе позволить их покупать. В доме, правда, и с ними все равно темновато. Но тогда вечерами на засиживались, ложились спать рано. Да и вставали с первыми лучами солнца.
Недалеко от избы на берегу речки или озера обязательно ставили баню. В ней мылись, стирали белье и одежду.
Баня делилась на две половины- предбанник и парилку. В парилке должно быть очень жарко. Для этого заранее топили камелек-небольшой очаг (позже вместо камелька стали ставить печку). Здесь докрасна раскаляли камни. Рядом стояли чаны с холодной водой. В них бросали эти камни, вода сразу нагревалась, и все вокруг окутывалось паром. В парилке на разной высоте делались полки. На них можно было париться сидя или лежа. Чем выше залезешь- тем жарче. Распарившись, начинали стегать дубовыми или березовыми вениками. Их заготавливали в начале лета.
После парилки в любое время года купались в реке. Париться любили все- и взрослые, и дети. Такая процедура закаляла, давала заряд бодрости, помогала вылечиться от многих болезней. Недаром русские бани строят и сейчас.
Быть сильными и крепкими людям помогала не только русская баня, но и простая, полезная пища. Для ее приготовления использовали, в основном, овощи, мясо, рыбу. Такие овощи как лук, чеснок, капуста, морковь, репа были известны на Руси давно. Их сажали недалеко от дома в огороде. В садах росли яблоки, вишни, сливы.
Разводили и домашних животных, птицу: овец, коз, свиней, гусей, уток, кур. Кроме них держали лошадей и коров. «Корова на дворе-еда на столе». Верно. Корова давала молоко. Из него делали сметану, масло, творог.
Но главной заботой русского человека был хлеб. Вырастить хлеб-большой труд. Землю сначала вспахивали плугом или сохой. Затем пашню засевали, сеяли зерно из лукошка. Когда хлеб созревал,его убирали- жали серпом или косили косой, потом молотили- выбивали из колосьев зерно деревянным цепом. Зерна размалывали, так получали муку, из которой пекли хлеб. Не зря пословица гласит: «Хлеб- всему голова».
В давние времена для изготовления одежды использовали шкуры и шерсть животных. Позднее в города из дальних стран купцы стали привозить разные ткани.
Купцам приходилось совершать долгие и порой опасные путешествия, переплывать через моря. Поэтому привезенные ими товары и назывались «заморскими». Конечно, шить одежду из заморских тканей могли себе позволить лишь богатые городские жители. Но и в деревнях людям хотелось одеться красиво. Тогда они придумали окрашивать в различные цвета ткани, которые крестьянки делали дома. А откуда в деревнях брали краски для окрашивания ткани? Для получения красок научились использовать растения: василек, зверобой, чернику, листья бузины, березы, кору дуба, шелуху лука. Появились умельцы- крашенники- которые окрашивали ткань так, что она становилась похожей на дорогую заморскую.
А как выглядели наши предки? Во что одевались? Какие прически носили?
У мужчин долгое время была в моде короткая стрижка, которая называлась « под горшок». И недаром, Это сейчас отведут тебя в парикмахерскую и постригут так, как тебе хочется. А тогда надевали на голову горшок, а волосы, которые торчали снизу, остригали. Делали это на улице. Несколько таких « парикмахерских» находилось рядом с храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Состриженные волосы никто не убирал, и они, как ковер, покрывали землю около такой «парикмахерской».
Но подстричься можно было и дома. Благо, разных горшков в хозяйстве хватало. И всегда можно было подобрать подходящий для головы по размеру.
Повседневной одеждой мужчин были рубаха да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. В холодное время года под кафтан поддевали зипун, подбитый заячьим, а порой просто собачьим мехом.
Непременной деталью одежды у мужчин, и у женщин был пояс, или «кушак». На него подвешивали нож, расческу, ложку. Специальную сумочку для денег и разных мелочей. Дело в том, что карманы появились позже.
Поначалу и горожане, и крестьяне носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Со временем мужская мода на головные уборы сделала самыми распространенными шапки с отворотами. В зависимости от достатка хозяина, такая шапка могла быть и из самого дешевого материала, и из шелка, бархата, парчи. В таких головных уборах ходили до тех поп, пока не появились картузы- фуражки с козырьком.
А что надевали на ноги? Обувь у русских раньше не имела четкого разделения на мужскую и женскую.
Женщины и в городах, и в деревнях носили одинаковые рубахи-сорочки. Только крестьянки шили их из простой домотканой материи, а богатые горожанки- из тонкого батиста или шелка. Поверх сорочки надевали длинный сарафан, украшенный лентами и бисером.
В холодное время года надевали душегрею- короткую кофту на лямках, отороченную мехом, и, как правило, с застежкой спереди. Или надевали телогрею- кофту, сшитую в талию, с воротником и длинными рукавами.
В те давние времена с непокрытой головой можно было ходить только дома. А на улице- лишь девочкам и молодым незамужним женщинам в летнюю пору. Мы до сих пор иногда говорим «опростоволосилась», то есть попала впросак. А раньше это означало, что женщина, появившись на людях без головного убора, себя опозорила.
Очень- очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. А чтобы они держались, их привязывали к ноге кожаными ремешками. Позже стали шить простые башмаки-чеботы, потом стали шить сапоги. Сначала их делали одинаковыми для обеих ног. Только в процессе ношения они приобретали нужную для правой или левой ноги форму.
Каблуки появились не сразу. Вначале их прикрепляли нитками, потом-деревянными гвоздиками, а позже- металлическими.
Сапоги носили высокие, до колен. Спереди они были длиннее, чем сзади, обычно их красили в черный цвет. Когда наступали холода, внутри сапога утепляли войлоком, а ноги обматывали тканью- портянками.
Валенки появились на Руси сравнительно недавно. Они стоили дорого, поэтому в бедных крестьянских семьях на всех детей могла быть одна пара валенок. Их надевали по очереди.
Веками самой типичной для России обувью были лапти. Их плели из лыка-коры липы. Правда, иногда использовали кору березы или дуба. Для того, чтобы сделать одну пару лаптей, надо было содрать кору с трех-четырех деревьев.
Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой веревкой. Внутрь для тепла и мягкости клали солому. На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков или простых веревок. Их обматывали вокруг ноги, Лапти не промокали, и в них не было холодно. Вот только снашивались они очень быстро. Зимой одна пара лаптей служила хозяину десять, а летом всего 4-5 дней.
Лапти умели плести не все. Но даже тот, кто делал это быстро мог сплести за день не больше двух пар. Мало кто сейчас владеет этим искусством, ведь лапти в наше время не более чем приятный сувенир.
Русские женщины веками носили только длинные волосы. Шали, платки, косынки, которые носят современные женщины- родственники этого старинного головного убора.
Особенным, чисто русским головным убором, был кокошник. Зимой надевали шапки, отороченные мехом.
Женщины, как и мужчины, любили ходить в сапожках, но они были несколько короче.
Вот так и жили люди на Руси!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия для логопедической группы экспедиция в деревню «По фольклорным тропинкам»
На занятии идет приобщение детей к миру народной культуры через детский фольклор....
Конспект занятия по фольклору в старшей группе "Фольклорная тропинка"
Конспект занятия...
На пыльных тропинках далёких планет, останутся наши следы..." автор статьи Спицына Елена Алексеевна
8 - февраля - день Российской науки.В нашем детском саду мы с ребятами средней и старшей группы побеседовали о космонавтике, посмотрели компьютерную презентацию "Освоение космоса", поз...
Знакомство с профессией космический гид через театрализованную игру." На пыльных тропинках далеких планет,остануться наши следы"
Считается, что в ближайшем будущем востребованными профессиональными сферами станут космос и виртуальная реальность. Можно сколько угодно рассказывать о профессиях, но пока вы не предложите ребёнку &q...
Сценарий экскурсии по зимней экологической тропе "Следы невиданных зверей"
Название методической разработки: Экскурсия по зимней экологической тропе «Следы невиданных зверей». Область применения разработки: Экологическое воспитание. Возрастная группа: Д...
Конспект дистанционного интегрированного занятия НОД по экологическому воспитанию с использованием ДОТ и здоровье- сберегающих технологий. Экологическая тропа "По следам Весны" (вторая младшая группа)
Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 3-4 лет с использованием объектов экологической тропы, голосовых сообщений, видеофайлов «Встреча со Старичко...