Сценарий экскурсии по зимней экологической тропе "Следы невиданных зверей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Название методической разработки: Экскурсия по зимней экологической тропе «Следы невиданных зверей». Область применения разработки: Экологическое воспитание. Возрастная группа: Для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Внеурочное мероприятие предметной направленности. Цель: Наблюдение за изменениями в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ekologicheskoy_ekskursii_sledy_nevidannyh_zverey.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гордеева Светлана Леонидовна – старший воспитатель.
Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Ягодка», с. Александровское.
Редактор, в которой выполнена разработка: Microsoft Word.
Название методической разработки: Экскурсия по зимней экологической тропе
«Следы невиданных зверей».
Область применения разработки: Экологическое воспитание.
Возрастная группа: Для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Номинация: Внеурочное мероприятие предметной направленности.
Цель: Наблюдение за изменениями в природе.
Задачи:
- закрепить знание детей о характерных признаках зимы;
- расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- тренировать в отгадывании загадок;
- закрепить названия птиц, их характерные особенности;
- учить различать следы на снегу;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.
Маршрут: станции №1 «Исследовательская», №2 «Птичья столовая»,№3 «Спортландия», №4 «Зимний лес», №5 «Новогодняя».
Продолжительность:60 минут.
Оборудование и материал: письмо, карта, кормушки, зерно, корзинка с разными шишками, лыжи и палки на каждого ребёнка, палка для измерения глубины снега, ёлка, красочная коробка, новогодние игрушки для украшения ёлки.
Пояснительная записка: Детский сад расположен на окраине села, у самого леса. Экологическая тропинка проходит не только по территории детского сада, но и по прилегающему лесу. Экскурсию можно провести и на участке образовательного учреждения.
Ход экскурсии:
Организационный момент.
Дети выходят на участок детского сада в лыжных ботинках и становятся полукругом около педагога. Беседуют о погоде.
Из леса к детскому саду выходит Зима.
Зима:
- Здравствуйте, ребята.
У леса на опушке
Живу в своей избушке
Среди сугробов, елей,
Буранов и метелей.
Укутываю снегом
Леса, поля, дома,
А льдом я выстилаю
Озёра, реки и моря…
- Скажите, кто я?
Хоть и зимушка я,
И холодная,
Зря вы прячете нос –
Я же добрая!
Вас за щёчки щипну
Ради шалости,
Всем забавы дарю
Лишь для радости.
Зима:
- Сейчас я шла к вам в детский сад и встретила сороку-белобоку. Она передала вам письмо. А от кого оно, сейчас прочитаем и узнаем.
Текст письма: «Здравствуйте, ребята из детского сада «Ягодка», группа «Берёзка». Меня зовут Снеговик, я знаю, что вы хорошие, дружные и хочу пригласить вас к себе в гости».
Зима:
- Ребята, хотите к Снеговику в гости? (Да!). Я – Зимушка-зима, вступила в свои права. Но перед тем как я вас пропущу на лесную зимнюю тропинку, вы будете отвечать на разные интересные вопросы о зиме. Согласны?
1. Назовите месяцы зимы. (Декабрь, январь, февраль)
2. Зимой греет, весной тает, летом пропадает, а осенью оживает. (Снег)
3. Гуляю в поле, летаю на воле
Кручу, верчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
4. Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество)
5. Когда бывает самый короткий день и самая длинная ночь? (Зимой, в декабре)
Зима:
- Молодцы. Я вижу, что вы готовы и предлагаю вам путешествие по зимней экологической тропе. Тогда отправляемся в путь? А дорогу нам покажет карта.
Зима достаёт карту, определяет маршрут и расположение станций. Дети и взрослые идут вокруг детского сада и наблюдают за зимним пейзажем.
Зима:
Вот и зимушка-зима,
Как украсила дома!
Побелила всё вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки во дворе,
На забаву детворе.
- Ребята, какие времена года вы знаете? Сколько их? Какое сейчас время года? Назовите первый месяц зимы. Назовите второй месяц зимы. Назовите третий месяц зимы. Какое время года наступит после зимы? Какое время года было перед зимой? (Ответы детей).
Станция №1 «Исследовательская»
Дети и взрослые останавливаются возле ёлок и кустарников.
Зима:
- Ребята, почему снег скрипит под ногами, когда мы идём? (При сильном морозе «лучики» у снежинок отламываются). Отгадайте загадку: нога – одна, стоит на месте, а рук вокруг – сто или двести. Что это такое? И что это за удивительные руки? Конечно же, речь идёт о деревьях.
Беседа «Чем занимаются деревья зимой».
Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Из промёрзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому деревья сбрасывают листья и как бы засыпают. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.
- Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (Находят на них корм, грызут кору).
- Какие деревья не сбрасывают листья? (Хвойные деревья – они вечнозелёные).
- Взгляните-ка, ребята, что у меня в корзинке лежит? (Шишки.) А почему они разные? (Они с разных деревьев.) Верно, и шишки у них разные, и иголки.
- Может, скажете мне, почему сосну и ель хвойными деревьями называют? (У сосны и ели вместо листьев хвоинки.)
- Правильно, хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.
Исследовательская деятельность на прогулке.
Измерить глубину снега. Почему она разная?
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько следов вокруг кустарников. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети и взрослые идут дальше вокруг детского сада и останавливаются возле кормушек для птиц.
Станция №2 «Птичья столовая»
Воспитатель:
- Зимушка-матушка, чародейка,
Наших птичек пожалей-ка,
Ведь птичкам зимой холодно, голодно,
Насыпьте в кормушки им крошки да зёрнышки.
Пусть не голодают птицы зимой –
Вниманием согреем их, добротой.
Зима:
- Хорошо, не буду пока морозить. Ребята, чем отличаются зимующие птицы от перелётных?
- Каких птиц называют осёдлыми? (Птицы, которые зимой и летом никуда не улетают.)
- Назовите их. (Сорока, ворона, воробей, дятел, сова…)
- Чем эти птицы отличаются друг от друга? (Одни живут в лесу, другие в городе, селе.)
- Как человек помогает птицам в холодный период года? (Развешивает кормушки и подкармливает птиц, так как голод страшнее холода.)
- Молодцы, знаете виды и названия птиц.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько следов вокруг кормушек. Эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)
Зима:
- Правильно! Большие следы – сорочьи, а эти маленькие – воробьиные. Трудно живётся птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться. Так и доживут до весны птицы!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? Но чем мы будем их кормить?
- В зимнее время птицы становятся, менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с вашего стола. Можно повесить кусочки несолёного сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба.
Дети и взрослые насыпают корм в кормушки.
Баба Яга:
- Здравствуйте, дети. А что вы тут делаете?
Дети:
- К Снеговику в гости идём.
Баба Яга:
- К Снеговику? А я подумала, что вы для меня ворота открыли. Ну ничего, ждали Снеговика, а пришла я. Я надеюсь, что вы рады меня видеть?
Дети:
- Совсем не рады.
Баба Яга:
- Ах, не рады! Ну и ладно, а Снеговика вы всё равно не увидите, потому что я не покажу вам дорогу к нему. Нет.
Воспитатель:
- Дети, что же нам делать? (Дети предлагают варианты решения ситуации.)
Баба Яга:
- Ну, я бы вас пропустила, если бы вы мои задания выполнили! Да? Значит, сейчас объявляется станция «Спортландия»!
Станция №3 «Спортландия»
Баба Яга проводит физминутку:
- Если руки ваши мёрзнут,
То в ладоши хлопайте.
Если ноги ваши мёрзнут,
То ногами топайте.
Дружно топайте ногами!
Громче хлопайте руками!
А не то вам дед мороз
Отморозить может нос.
Воспитатель следит за осанкой детей.
Баба Яга:
- Ребята, а вы знаете о таком виде спорта – хождение (ходьба) на лыжах? (Дети отвечают.) Я сейчас предлагаю начать тренировку, будем тренироваться ходить на лыжах с заданиями. Посмотрю, какие вы лыжники. Берите по паре лыж, палки. Вставайте на лыжню друг за другом. Проверьте, скользят ли лыжи? Оттолкнулись вперёд! Не торопитесь. Не наступайте на лыжи впереди идущему. Скользите дольше на одной лыже после толчка. Не забывайте помогать себе палками.
Дети вместе с Бабой Ягой надевают лыжи и идут дистанцию, протоптанную вокруг детского сада.
Ходьба на лыжах.
Баба Яга:
- Ребята, посмотрите, какие у нас получились следы, называются эти следы «лыжня».
После окончания ходьбы на лыжах проводится дыхательная гимнастика.
Баба Яга:
- Через носик ровно дышим,
(Ровное дыхание через нос.)
Сердце мы своё услышим
Подышу одной ноздрёй
(Правая ноздря прикрывается указательным пальцем,
Дыхание происходит через левую ноздрю.)
Подышу другой ноздрёй
(Левая ноздря прикрывается указательным пальцем,
Дыхание происходит через правую ноздрю.)
Вновь придёт ко мне покой.
Зима:
- Ну, что, Баба Яга? Ребята справились с твоим заданием? А нам пора двигаться дальше. Покажешь дорогу к Снеговику?
Станция №4 «Зимний лес»
Дети, Зима, Баба Яга и воспитатель выходят за ворота на лесную зимнюю тропинку.
Физкультминутка:
- Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше ноги,
Через кочки, через пень.
Нам шагать совсем не лень.
Из-за деревьев выходит Снеговик.
Снеговик:
- Здравствуйте. Я уже заждался вас. Думал, что вы заблудились. Приглашаю вас прогуляться по лесной зимней тропинке. Смотрите, сколько снега намело. Снег такой глубокий, что не пройти. Покажите, как вы будете идти по глубокому снегу. Идите след в след, а то вдруг рядом яма, можно в неё провалиться.
Снеговик показывает детям следы зверей и птиц. Рассказывает, как живой и неживой мир приготовился к зиме. Обращает внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе – в снегу, инее. Рассматривают снежный покров на пеньках, на деревьях. Измеряют глубину снега в разных местах.
Снеговик:
- Посмотрите, ребята, подул ветер и сломал веточки деревьев.
Снеговик и дети рассматривают еловую, кедровую и сосновую веточки, чем схожи, чем отличаются.
Игра «Узнай дерево по описанию».
Станция №5 «Новогодняя»
Снеговик:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой скоро праздник все будут отмечать? (Новый год.) Правильно.
- А как вы готовитесь к празднику? (Стихи учим, поделки делаем, ёлку наряжаем и т.д.)
- Выросла ёлка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
(Е. Трутнева «Ёлка»)
Подведение итогов.
Снеговик:
- Сейчас я вам подарю веточки, вы их поставите у себя в группе в воду и понаблюдайте, как будет просыпаться природа.
- Чем занимаются зимой растения? Почему?
- Понравилось вам в зимнем лесу?
Зима:
- Нам пора прощаться. Я так рада, что моё время года доставило вам столько удовольствия и радости.
Воспитатель:
- Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Все герои: До свидания!!!
Литература:
1. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131 с.
3. Емельянова С.В. Я в большом мире. Конспекты занятий по экологии во 2 младшей группе / С.В.Емельянова. – Томск: ТОИПКРО, 2010. – 92 с.;
4. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с. – (Детский сад с любовью);
5. Лапшина Г.А.Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста /авт. - сост. Г.А. Лапшина. - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. - 157 с.;
6. Селихова Л.Е. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 160 с.;
7. Федосеева П.Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Подготовительная группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре для старшей группы. Тема: «По следам невиданных зверей».
Конспект занятия по физической культуре для старшей группы.Тема: «По следам невиданных зверей».Цель:-всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физически...
«Следы невиданных зверей» для детей 4-5 лет
Педагогический краткосрочный проект...
"Следы невиданных зверей"
Данная презентация была подготовлена к занятию по развитию речи. Предварительно дети были знакомы с темой зимовки диких животных, были проведены беседы на тему "как животные готовятся к зиме"...
Конспект открытого занятия "Следы невиданных зверей"
Открытое занятие...
Конспект НОД "Среди невиданных зверей"
конспект образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Среди невиданных зверей" с элементами нетрадиционных техник рисования....
Конспект открытое занятие "Следы невиданных зверей"
Задачи:обучающие:формировать представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;развивающие:ознакомить со следами диких животных;развивать любознательность, учить понимать п...
"Следы невиданных зверей"
Систематизировать знания детей о жизнедеятельности диких животных родного края в зимний период. С использованием флипчарта....