Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.
материал (младшая группа) на тему

Канева Татьяна Владимировна

Воспитателю группы раннего возраста необходимо постоянно что-то придумывать, говорить. Предлагаю картотеку потешек в режимных моментах. Её можно распечатать, пополнять своими потешками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_podborka_hudozhestvennogo_slova.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная подборка художественного слова

и малых фольклорных форм по режимным моментам

для детей раннего возраста.

МБДОУ «Детский Сад №19 «Василек» г. Инта

Воспитатель: Канева Татьяна Владимировна

ФОЛЬКЛОР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко  может установить с ребёнком эмоциональный контакт.

Потешки, прибаутки, первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в  первые  дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми взрослыми. Хорошо подобранная  потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него  положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку  – воспитателю. Хорошо использовать  различные  потешки во время адаптационного периода.

Произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация,  с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действиям.  Произнесённые  же на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой. Всё это помогает малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. Таким  образом  целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Режимный момент

Поэтическое слово

Малые фольклорные формы

Методические указания

Утренний приём детей.

«С добрым утром, Детский сад!»

Кто с улыбкой вас встречает,

На вопросы отвечает,

Учит вас считать, лепить

И поделки мастерить?

Это воспитатели –

Нам друзья, приятели.

Здравствуйте, вам говорим

Мы учиться все хотим!

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки

Отдохнем немножко  

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.

Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

 Использовать как ритуал при утренней встрече детей в форме:  вопрос-ответ. Потешки   могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.

В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Утренняя гимнастика.

«Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам!»

Каждый день по утрам  

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать

Приседать и вставать

Прыгать и скакать!                                                                                                                                                                               

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
                                                                                               Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Вот мы руки развели

Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, Растем, Растем!

 

Использовать как речёвку во время построения на зарядку.

 Потешки  рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет

                                                                      самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.            

Водные процедуры. «Радость умывания»

Кран, откройся! Нос,  умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся! Грязь смывайся!

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

-        Посмотрите, крошки,

-        На свои   ладошки.

-        Ах, какие ладошки!

-        Чистые ладошки

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало»

Использовать как упражнение на координацию речи с движением во время принятия водных процедур.

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

Причёсывание  

«Я возьму расчёски,

Сделаю причёски»            

Я расчёсываю Анечку,

Я причёсываю Танечку,

Причешу Илюшку,

Серёжку и Ванюшку.

(Андрюшу и Катюшу,

Машеньку и Дашеньку).

 Мы причешем волосы,                                                                        Мы причешем длинные,

Заплетём в косички их,

Ровные, красивые.

 Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коснька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса

 

Для режимных моментов подбираются потешки, которые, не только понятны  детям по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра

                                    Подготовка к принятию пищи.

«Вся наша пища - такая вкуснотища!»

 

                                                         Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не останется следа.

 

                                                                                                        Топ-топ по земле –

Ведь земля-то наша,

 И для нас на ней растут

Пироги и каша!

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку -на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка -  за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.

                                                            Использовать: вовремя подготовки к принятию пищи; в период изучения темы «Овощи»; как элемент математического счёта.

Желание матушек, нянюшек вырастить

дитя крепким,

здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком

 

 

 Дежурство в уголке природы.

«Во саду ли, в огороде»

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

 Вся цветочная семья,

Мы польём их спозаранку,

Я и все мои друзья.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Использовать во время дежурства в уголке природы.

Можно попробовать напевать потешки.

Звуки песенки завораживают малышей,    помогают  в общении.  

Подготовка к прогулке.

«На прогулку собирайся,

Поскорее одевайся!»

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они, сапожки.

Этот- с левой ножки.

Этот- с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта-с правой ножки.

Эта-с левой ножки.

Вот как хорошо!

Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету, пальчика, пропал,

В свой домишка не попал,

Таня варежку сняла

Поглядите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

У сыночка в гостях
два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки;

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Использовать во время подготовки к прогулке.

Подбирать материал на каждый сезон (одежда, обувь, головной убор)  

Прогулка.

«Очень весело гулять,

Бегать, прыгать и играть. Мы по городу гуляем, всё замечаем и наблюдаем!»

Мы по улице идём,

Дружно песенку поём.

Всё хотим мы повидать,

Обо всём хотим узнать!

(Для экскурсий)

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

И с деревьев их разносит.

Поиграет. Снова бросит.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит.

Соберёт в большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

(Для наблюдений осенью)

Ты, рябинушка  раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Использовать во время прогулок, наблюдений, экскурсий.

Материал для наблюдений подбирать на каждый сезон.

 Потешки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни  природы. Это  прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в    игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Подготовка ко сну.

«Мы учились и играли

И немножко все устали

Нам пора уж отдохнуть – Всем тихонечко заснуть».

А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ

Со станции Топтушкино,

До станции Кровать

Скорей добраться нужно нам!

И - чуточку поспать!

На станции Вставайкино

Проснешься - выйдешь сам!

И побежишь в Играйкино,

К друзьям и чудесам!

Ну а пока приехали

На станцию Кровать!

На этой сонной станциии            

 Так сладко засыпать...

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко..

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают...

Шея не напряжена

И расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И РАССЛАБЛЕНО ВСЁ ТЕЛО..

.

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать:

Приди, конь, успокой,

Приди, щука, убаюкай,

Приди сом, дай нам сон,

Приди, несушка, дай подушку.

Все придут тебя качать,  

      Будет Коля засыпать.

Где Ваня спит?

Где люлька висит?

В высоком терему,

Пробойцы золоченые,

Подцепочки шелковые.

А подушка у него — Лебединое перо,

Одеяльце-покрывальце — Соболиное

Люли - люли - люленьки!

Люли - люли - люленьки!
      Где вы, где вы, гуленьки?
     Прилетайте на кровать,
      Начинайте ворковать.
      Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице...
Спи-ка на здоровьице!

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

 

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Использовать во время подготовки ко сну. Этот материал способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию.

Конечно, до года-двух малыш не понимает сюжета колыбельных песен. Но примерно с двухлетнего возраста ситуация меняется. Ребенок уже осознаёт, о чем ему поют. В колыбельных песнях, весь окружающий мир участвует в укачивании и сбережении ребенка. Его баюкают и голуби, и коты, и зайцы и другие существа.

Пробуждение.

«Просыпайтесь, улыбайтесь,

На зарядку собирайтесь!»

Кто спит в постельке сладко?

Уже пора вставать.

 Сейчас пришла  зарядка,

И прямо к нам в кровать.

Ночь прошла,  темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

Звучные эпитеты и динамичные образы –

 все наполнено светом и радужным многоцветием,

 помогает радостному и спокойному пробуждению

Закаливание

«Закаляться нужно нам – и большим, и малышам».

Станешь сильным, ловким, смелым,

Позабудешь путь к врачу,

И тебе любое дело

Сразу станет по плечу.

Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками

 

Потешки  дают ребенку возможность

 настроится на нужный лад, понять что от него хотят взрослые, и в игровой форме сделать то, что необходимо.

Игры.

«Любим мы играть всегда,

И в жару, и в холода!»

Мы сегодня занимались

Много нового узнали

Отдохнуть пришла пора

Начинается игра!

Две лягушки-хохотушки

Прыгали-скакали

Лапкой-хлоп, другою-хлоп

Щёки раздували.

Увидали комара,

Закричали: Ква-ква-ква!

Улетел комар, как ветер.

Хорошо нам жить на свете!

(Пальчиковая игра)

Посмотри, моя ладошка

как веселая гармошка,

Пальчики я разжимаю

А потом опять сжимаю  1-2-3

Я играю, посмотри!

Хороводная игра « Куры и лиса».

Как на птичьем на дворе,

Ходят куры по траве,

Ай-люли, ай-люли...

(Дети гуляют по кругу, высоко

поднимая колени, махая руками)

Зерна, крошечки клюют

И цыплят к себе зовут.

Ай-люли, ай-люли...

 (На корточках сидят и «клюют»

 Стучат пальчиком по полу.)

К нам лисичка не ходи,

Кур из дома не кради!

Ай-люли, ай-люли...

 (Грозят пальцем лисе.)

Лиса: Я вас не послушаю,

все равно всех скушаю.

Догоняет курочек,

 (дети - куры убегают на стульчики)

Использовать подобранный материал, как подготовку к играм  всех видов, а также в качестве сопровождения пальчиковых игр и игр на координацию речи с движением

.

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в   потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.  

Ситуации в течении дня.

ЛЕВУШКА

Левушка? Не Левушка...

Ревушка? Не ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет.

ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ

Насупилась, нахмурилась,

Ну вот! Совсем не Яна!

А может, в гости к нам пришла

Царевна Несмеяна?

Опять капризничать начнет,

Наплачет - океан!

Ну вот, и слезный дождь идет -

Мы знаем Несмеян.

Сейчас бы лодку намечтать,

И весла раздобыть,

И через этот океан

Куда-нибудь уплыть.

Туда, где солнышко живет,

И где растут бананы,

И где не плачут никогда Царевны Несмеяны

ХНЫЧУ-ПЛАЧУ

А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор - Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, Андрюшка мой?

Нет, не плачет наш дружок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

ГОРОШЕНКИ - НЕПРОШЕНКИ

Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Автобусом иль  поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет, Портить настроение

Никто вас не просил!

А может ты не плакала,

А дождик моросил?

ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ

(на коленях)

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

или:

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Все у нас в порядке!

ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим...

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным.                  

Уроки вежливости.

«Волшебные слова»

За что мы говорим « Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

.И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

- Добрый день!- тебе сказали,

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

Здравствуй, Галенька,

Здравствуй, маленька…

Использовать в беседах по нравственному воспитанию, а так же в соответствующих режимных моментах.

Вечерний уход  детей домой

«Вот уж вечер наступил - нам пора прощаться»

Детский сад наш всем хорош!

Лучше сада не найдёшь!

Здесь мы весело живём

И танцуем, и поём

Учимся читать, считать,

Бегать, прыгать и играть

Вечером идём домой

И прощаемся с тобой

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Использовать как ритуал ежедневного прощания.  И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от  тех, кто их окружает,  внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.

Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использование...

Малые фольклорные формы в режимных моментах

Малые фольклорные формы в режимных моментах...

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей младшего возраста (группа Солнышко)

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментамдля детей младшего возраста (группа Солнышко)...

Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего возраста

Использование малых средств фольклора, как средства развития речи детей, приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря де...

«Использование малых фольклорных форм в режимных моментах дошкольников»

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и п...

Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).

Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....