проблема патриотического о воспитания детей дошкольного взраста
статья (старшая группа) на тему

Бабенко Анна Сергеевна

Статья содержит основные задачии , принципы и  условия органиизации патриотического воспитания детей дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 136

Бабенко Анна Сергеевна, воспитатель

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.  В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду является патриотическое воспитание детей. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью процесса становления личности ребенка. Патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом, в основе которого, прежде всего, лежит развитие его нравственных чувств. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно окончательно сформировать какое-либо нравственное качество. Однако, каждое из них берет свое начало именно в этот период. То есть, именно в дошкольном возрасте в личности ребенка закладываются основы гуманизма, коллективизма, трудолюбия, чувства собственного достоинства.

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями.

Целью работы в данном направлении является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.

- Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий всех участников образовательного процесса: родители - дети - детский сад.

Основополагающими принципами патриотического воспитания являются:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
  • системность;
  • индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

  • Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
  • Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  • Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях:

  • Пропаганда отечественной истории и культуры.
  • Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
  • Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
  • Проведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

              Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. 
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не связаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. 

            Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир. Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их на занятиях с учащимися, как в младших, так и в старших возрастных группах.

Воспитание патриотизма требует знания обычаев и традиций своего народа. Эти знания даёт нам народное творчество. И это особенно важно сегодня, когда образцы массовой культуры других стран так активно распространяются средствами массовой информации, они интенсивно влияют на мировоззрение и вкусы детей, причём, нередко — далеко не самым лучшим образом. Народное искусство понятно и близко ребёнку, оно доступно для его восприятия. Рассматривая произведения народного искусства, дети узнают о быте и традициях, познают мудрость народа, учатся понимать и любить родную культуру. Кроме того, некоторая наивность образов народного искусства близка к собственному творчеству и мировосприятию самих детей, чем вызывает у них ещё больший интерес. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, слушая произведения устного народного творчества, ребёнок приобретает необходимые знания об истории и жизни своей страны, своего народа, о труде и занятиях людей, учится понимать прекрасное, различать добро и зло, справедливость и несправедливость.

Особое место в приобщении детей к народной культуре, в работе по патриотическому воспитанию, занимают традиционные народные праздники — как календарные, так и церковные. В таких праздниках заложены накопленные веками знания о природных явлениях и приметы, связанные с ними, причём эти наблюдения напрямую связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях, кроме устных объяснений и показа иллюстрированных пособий, необходимо использовать реальные, наглядные предметы и материалы (орудия труда, игрушки, предметы быта, посуду, элементы народного костюма, музыкальные инструменты, и т. д.). Также важно, чтобы они были не просто слушателями и зрителями, но и активными участниками творческого процесса (занятия лепкой, росписью, исполнение песен и народных танцев, знакомство с народными музыкальными инструментами и другие виды самостоятельной деятельности детей).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего работу в данном направлении. 

Приобщая детей к творческому наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, неотделимое от воспитания чувства национальной гордости принадлежностью к народу великой России, её народу, его истории и его многонациональной культуре. Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

™•Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

Проблема полноценного трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Доклад на тему трудового воспитания для воспитателей ДОУ...

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены...

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жиз...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогическая проблема и направления ее разрешения»

Данная статья является обобщением материала, посвященного проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы к пониманию термина. Также автор работы поста...