"Эмоциональное развитие дошкольника"
консультация по теме

Фишер Ольга Ивановна

В консультации, ориентированной в первую очередь на родителей, кратко раскрыты особенности развития эмоциональной сферы дошкольников, условия ее развития, а также помощь взрослого: учим ребенка понимать свои и чужие эмоции и чувства, учимся правильно говорить об эмоциях и чувствах с ребенком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_doshkolnika.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональное развитие дошкольника»

Фишер Ольга Ивановна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС № 194 г. Челябинска.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Другими словами, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё. 

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется особое внимание в отличие от интеллектуального развития. В тоже время, эмоциональная сфера не развиваются сама по себе, ее необходимо развивать.

Эмоции и чувства дошкольников имеют свои особенности и их развитие зависит от ряда условий.

  1. Чувства дошкольника имеют следующую особенность: быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Управлять своими переживаниями ребенок еще не может, почти всегда оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Точно также малыш не умеет таиться, как взрослый человек, - у него все на виду. Подверженность переменам настроения у детей выражается в том, что их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Чувства малыша также менее осознанны, чем чувства взрослого. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
  2. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам, другими словами, мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям: он жалеет сломанный цветок, сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять, сочувствует сломанному стульчику и гневается на ударивший его (ребенка) камень. Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей». По этой причине, если ребенок упал и ударился надо пожалеть не только ребенка, но и то, обо что он ударился (чтобы не развивать агрессию).
  3. Родители, которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций, в том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, огорчения и плача, без устали стыдят детей за это, осуждают, а то и наказывают, поступают далеко не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в понимании их источников, причин. Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности.
  4. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. В семье очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести:
  • к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
  • к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
  • к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку.

Помните, что малыш – это зеркало взаимоотношений в семье, поэтому следите за своим разговором с родными, друзьями.

Повышенная восприимчивость детей наблюдается и к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону.

  1. Любовь к родителям, к сожалению, не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребенок пытается излить на них свое раздражение и недовольство. Чаще всего таким объектом служит мать как наиболее эмоционально близкое, доступное лицо. Он может ее ударить, ущипнуть, укусить, угрожать игрушечным пистолетом. Обида же может выразиться криком, плачем и репликами вроде: «Не люблю, ты плохая». Для этого возраста также типичны «агрессивные фантазии», когда ребенок представляет себя на месте отрицательных персонажей или героем, отрубающим врагу голову. Он может заявить матери: «Ты меня обидела, ты плохая, я тебя убью». Все эти аффекты быстро проходят, не оставляя негативного впечатления или отношения, если только родители сами не «застревают» на них, любят детей, добры и отзывчивы по характеру. Блокирование отрицательных эмоций ребенка родителями: нетерпимость к его непосредственности, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказание за малейшее их проявление, окружение частоколом нравоучений создаст у него состояние хронического психического напряжения. У ребенка могут возникнуть скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых.
  2. Важно научить ребенка распознавать в себе возникающие эмоции (я сержусь, я удивлен, я расстроен), принимать их (я имею право злиться и т.д.) и выражать их в социально приемлемых формах (я сержусь на тебя, потому что...). Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Поэтому важно, чтобы взрослый помог выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п.  С самого раннего возраста учите ребенка выразить словами свои ощущения: «Мне сейчас грустно, потому что...» или «Я рассердился из-за...». Помогите малышу озвучить его эмоции. Например: «Ты почему бросил Мишку на пол? Ты рассердился?» - «Да!!» - «Потому что мама свет выключила?» - «Да!!» - «Ты спать еще не хочешь?» - «Не-е-е-е!» - «Но ведь на улице темно, ночь... Да?» - «Да... ночь» – «Детки спят. Пусть спят, мы будить не будем – просто полежим с Мишкой тихонько. Да? Дать Мишу?» – «Дать» и т.д. Такое озвучивание с одной стороны помогает малышу понять свои эмоции, а с другой иногда удачно «сворачивает» назревающий конфликт.  Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях. Родители также сами должны, не стесняясь, говорить о своих эмоциях, чувствах, и ребёнок начнёт учиться прислушиваться к себе.
  3. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить у ребенка, как прошел его день, например, было ли у него что-нибудь веселое, смешное, чему он обрадовался или огорчился и т.п. Если ребенок не знают, что ответить, нужно помочь – напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, ребенок сам будет откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.

Обратите внимание! Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.

  1. Читайте и обсуждайте с ребенком сказки – это простор для эмоционального развития ребенка. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя. Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий.  
  2. Нужно специально отбирать и продумывать фильмы и книги, просмотр или чтение которых нужно разбирать, анализировать вместе с ребенком. Чем глубже ребенок может понять и почувствовать окружающий его мир, мысли и чувства другого человека, тем лучше он научится понимать себя и правильно выражать свои собственные чувства и желания.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тренировка для эмоций

Детям от 4 лет можно потренировать эмоции. Попросите ребенка:

нахмуриться

• как осенняя туча;

• как рассерженный человек;

• как злая волшебница;

улыбнуться

• как кот на солнце;

• как само солнце;

• как Буратино;

• Как клоун,

• как хитрая лиса;

• как радостный человек;

• как будто он увидел чудо;

позлиться

• как ребенок, у которого отняли мороженное;

• как два барана на мосту;

• как злая волшебница;      

• как голодный волк;

испугаться

• как ребенок, потерявшийся в лесу;

• как заяц, увидевший волка;

• как котенок, на которого лает собака;

• как птенец, выпавший из гнезда;

устать

• как папа после работы;

• как человек, поднявший большой груз;

• как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

• как турист, снявший тяжелый рюкзак;

• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

• как уставший воин после победы.

«Походка и настроение»

Попросите изобразить ребенка:

«Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка…как орел…порхаем, как бабочка. Попрыгаем, как веселый клоун…как лягушка на болоте…как зайчик на полянке. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить...как старая бабушка. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем пальчиками на ногах кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей  на  шею  и  обнимем  ее».

Библиографический список

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.
  2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М., 1999.
  3. Чернышева В.Ю. Развитие эмоциональной сферы дошкольников//Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения. - № 4, апрель/2010.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2003.
  6. Жигалко О. Пять дружных гномов/Школьный психолог. - № 1, январь/2009.
  7. Крюкова С. Удивляюсь, боюсь, злюсь, хвастаюсь. - М., 1999.
  8. Лаврентьева М. В. Эмоционально-волевая сфера дошкольника/www. ройа1- slovo.ru
  9. Лукьяненко Ю.А. Особенности эмоционального  развития ребенка дошкольного возраста//www.srcn-lsk.ucoz.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников

Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое  здоровье ребенка дошкольного возраста....

"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками

рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.

Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимик...

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и па...