Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
Методическая разработка
"Музыкально-дидактические игры"
Для детей среднего и старшего возраста.
Музыкальный руководитель: Винникова К.В.
2014-2015 уч. год.
Методическая разработка "Организация и проведение музыкально-дидактических игр"
________________________________________
Аннотация
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.
Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.
Введение
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.
Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Цель: Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Для достижения цели выделила задачи:
• учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
• развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
• совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
• воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для успешной реализации данных задач составлен перспективно-тематический план для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности
• игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
• игры, развивающие чувство ритма;
• игры, способствующие восприятию музыки;
• игры для развития музыкальной памяти.
Перспективно-тематическое планирование музыкально-дидактических игр
Группа
Месяц Средняя Старшая
Сентябрь «Птица и птенчики»
«Лесенка» «Солнышко и дождик»
«Угадай колокольчик»
Октябрь «Угадай матрешку»
«Тихие и громкие звоночки» «Громко и тихо»
«Песня–танец–марш»
Ноябрь «День рождения»
«Учись танцевать» «Определи инструмент»
«Колобок»
Декабрь «Воздушные шары»
«К нам гости пришли» «Узнай и спой»
«Музыкальное лото»
Январь «Угадай на чем играю»
«Укрась музыку» «Удивительный светофор»
«Что музыкальный инструмент расскажет о себе»
Февраль «Домик –крошечка»
«Тише–громче в бубен бей» «Веселые гудки»
«Цвет–настроение»
Март «Волшебная посылка»
«Кто в домике живет» «Звенящий треугольник»
«Повтори звуки»
Апрель «Найди игрушку»
«Нарисуй песню» «Подбери музыку»
«Узнай сказку»
Май «Веселые дудочки»
«Качели» «Буратино»
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале музыкальный руководитель является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.
Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:
1. Подготовительный
2. Основной.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.
• Развитие звуковысотного слуха
• Развитие динамического слуха
• Формирование тембрового восприятия
• Совершенствование чувства ритма
Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли»
Данная музыкально-дидактическая игра ознакомит детей со звучанием и разнообразием музыкальных инструментов. Эта игра предназначена для подготовительного возраста. Также, детям необходимо доступно объяснить с помощью ударных инструментов как передать приход гостей. Сценический образ будет способствовать эмоциональному подъему и активности детей.
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать,под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка – под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка – под звон колокольчиков.
Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
В игре детям также даются следующие задания: определить ритм музыки, её настроение, выбрать музыкальный инструмент из имеющихся и попробовать «поучаствовать» в создании музыки.
Музыкально-дидактическая игра «Кто поет?»
Цель:
Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)
Дидактический материал:
Карточки с изображением мамы, папы, сына.
Музыкальный материал:
Аудиозаписи музыкальных произведений.
Методика организации игры:
Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким , высоким.
Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песенка» (мама поет сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует).
После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают ее, объясняя свой выбор.
Заключение
При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.
Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Данные игры рекомендованы для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. И музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.
Список используемой литературы
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1983. – 255 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.