Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ"
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ»
Шевелева Н.В.
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ – отличный способ в привычной для ребенка игровой деятельности активизировать творческое мышление и как следствие-речь ребенка. Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.
ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др., - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей:
I Ладовое чувство
II Музыкально – слуховые представления
III Чувство ритма
игра «Мастерская музыкальных инструментов»
(Морфологический анализ)
Цель: расширить знания детей о строении музыкальных инструментов; обогатить словарный запас детей (называть детали музыкальных инструментов) ; учить преобразовывать слова (из двух составлять одно новое) .
Правила игры:
1) на первом этапе, в процессе знакомства с музыкальными инструментами, детям предлагается рассмотреть строение какого-нибудь одного музыкального инструмента, причем выделяются только крупные, явные детали. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут мастерами, но не обычными, а такими, которые делают музыкальные инструменты. В мастерской можно сделать любой инструмент, но сначала надо узнать, из каких деталей состоит каждый инструмент.
(см.на примере картинки №1)
Помимо названий деталей (частей) инструментов детям сообщается мате-риал, из которого они изготовлены, способ звукоизвлечения. Не лишними будут и поэтические строки об инструментах - стихи, загадки. Для составления описательного рассказа об инструменте детям предлагается опорная таблица:
(см.картинку №2)
2) на втором этапе, после повторения уже пройденного материала, вводятся новые условия:
1. Увеличивается количество деталей, рассматриваемых у одного инструмента.
2. После изучения нескольких инструментов вводится морфологическая таблица (анализ). Начинать эту работу следует с 2 – х инструментов.
(см.картинку №3)
После образования нового инструмента идет обсуждение:
- что это? как можно назвать?
- как пользоваться таким предметом? (как на нем играть)
- для чего нужен такой инструмент?
3) на третьем этапе изучаются новые музыкальные инструменты, и для морфологического анализа берется сразу несколько инструментов (3-4). Можно давать задание на дом – создать новый инструмент из определенного набора кар-точек. Обсуждение нового, полученного инструмента, проходит так же, как на втором этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие настольная экологическая игра с элементами ТРИЗ «Чудесные цветы».
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, направленная на экологическое развитие детей....
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
Методическая разработка комплексного занятия с элементами ТРИЗ для детей младшего возраста на тему: «Маша в гостях у ребят»
Задачи: учить детей видеть наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, подвести к осознанному применению понятий «хорошо» и «плохо» в отношении к явлениям природы...
Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...