Выявление признаков тревожности у детей дошкольного возраста
тест (старшая, подготовительная группа) на тему
Выявление признаков тревожности у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunok_cheloveka.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Попросите ребенка что-нибудь нарисовать, а потом попытайтесь расшифровать его рисунок. Обратите внимание на палитру рисунка, если все цвета соответствует действительности, то есть небо голубое, а трава зеленая, то это говорит о том, что ребенок находится в полном душевном равновесии и согласии с собой. Если преобладает красный цвет, то малыш взволнован или агрессивен, может, его кто-то обидел. Синий цвет в рисунке. Преобладание синего говорит о том, что настроение у ребенка снижено и он очень скучает по кому-то из близких. Черный цвет и сильный нажим, вплоть до разрыва бумаги должен насторожить взрослых, это знак того, что ребенок чего-то боится или находится в состоянии стресса.
Сюжет тоже может сказать о многом, например, если ребенок рисует героев мультфильмов и сказок или девочки принцесс, цветочки, домики, а мальчики самолеты, машины или танки - это признак того, что дети чувствуют себя комфортно и готовы легко и интересно узнавать что-то новое. Если ребенок рисует своих домашних животных - эмоциональное состояние ребенка в равновесии, если животное доброе и пушистое, то и повода для беспокойства нет, а если с животным что-то не так, имейте ввиду, что это перенос проблем ребенком на рисунок. Присмотритесь повнимательнее к своему малышу. Если из раза в раз в рисунках повторяются катастрофы, землетрясения, наводнения и так далее, то это должно заставить родителей бить тревогу, так как это говорит о страхах излишней тревожности.
Скажите ребенку: «Нарисуй, пожалуйста, человека». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию. Задайте вопросы:
Задайте вопросы:
- Кто здесь нарисован?
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Он ходит в школу или в садик?
- Ему навиться в школе? Что?
- Он веселый?
- У него есть друзья? С кем он дружит? И т.п.
Руки – ведущий показатель сферы общения. Маленькие кисти рук или отсутствие кистей говорят о слабо развитом навыке общения. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть высокой, но подавленной.
Голова. Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Уши обозначают открытость восприятия или настороженность к окружающему миру. Открытый рот признак агрессии. Рисование зубов и выделение рта часты у детей, склонных к вербальной агрессии (ребенок часто грубит).
Поза – интровертная (руки прижаты к телу или сведены вместе так, что они оказываются внутри контура тела) или экстравертная (руки и ноги широко расставлены) говорит о широте круга общения. Интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении. Сочетание интровертной позы с отсутствием кистей рук дает основание предполагать снижение потребности в общении, влекущее бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук интерпретируется как предельно широкое, но крайне формальное, поверхностное общение. Большие кисти при экстравертной позе – это, как правило, показатель неудовлетворенной потребности в общении.
Показатели тревожности. Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека. На нее указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные), тенденция к штриховке (особенно – к размашистой). Исправления (особенно частые, бессмысленные: когда они не ведут к улучшению результата) – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. «Тревожная линия» - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится ее провести всю сразу. К показателям тревоги относиться линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.
Показатели демонстративности. Наличие украшений, необязательных деталей (сорочки, цветочки на платье, перья на шляпке, цепочки, бантики и пр.) При выраженной демонстративности дети изображают «демонстративных персонажей» (клоунов, принцесс, бандитов, фей).
Дополнительные показатели по изображению человека. Девочки больше чем мальчики уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. Пухлые губы у девочки, также, - признак половой идентификации. Если мальчик хорошо прорисовывает лицо, то это может указывать на озабоченность своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения. Длинная шея может означать любопытство.
При высокой технике рисования (и только в этом случае) высокодиагностично отсутствие или редуцированность (сокращение, уменьшение или упрощение) в рисунке человека каких-либо первостепенных деталей. Так, например, отсутствие или чрезвычайно примитивное изображение ног может указывать на низкую бытовую, житейскую ориентацию ребенка, на возможность ухода от реальной деятельности в сферу воображения.
Дополнительными диагностическими показателями могут служить размеры фигуры и ее расположение на листе. Так, очень маленькая фигурка (особенно – загнанная в угол) рассматривается как признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Иногда маленькую фигурку рисует ребенок с конфликтной самооценкой, надеясь, что на маленьком изображении несовершенства техники рисунка не так заметны. Резкое увеличение фигуры может говорить о тревоге, если оно сочетается с другими показателями тревоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...
Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...
Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста
Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, ра...
"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...
Тревожность у детей дошкольного возраста.
Причины возникновения и особенности проявления синдрома тревожности у детей дошкольного возраста....
Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...