Организация экспериментально-исследовательской деятельности
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Герасева Ирина Дмитриевна

Доклад на педсовете на тему: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР д/с №24 «Теремок»

Доклад на педсовете на тему:

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности»

Подготовила:

воспитатель

Герасева И.Д.

д.Демихово

апрель, 2015

    Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

    Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической экспериментально-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

    Экспериментально-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.

    В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

     Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике д/с используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

   Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Познавательное развитие – сложный процесс, оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

  Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или игру.

    Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А.Панько, пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

   Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это наша цель.

Основные характеристики детского экспериментирования.

  1. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
  2. В детском экспериментировании  наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
  3. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

  Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности рекомендуется оформить и оборудовать в группе «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;

- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,, шурупы, детали конструктора;

- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;

- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов;

- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

   Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:

- о материалах;

- о природных явлениях;

- об агрегатных состояниях воды;

- о свойствах песка и глины;

- о мире растений;

 - о предметном мире.

    Исследовательские занятия проводятся  по структуре:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (воспитатель заинтересовывает детей, вызывает у них желание действовать, чтобы разрешить проблему. Выдвигается задача: нам необходимо узнать …, Почему вращается флюгер? Сказочные ситуации: (спор водяных капелек,  кто быстрее доберется до тучи); использование утверждений, противоречащих результатам эксперимента (предположение от обратного))
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может организован до занятия).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования).
  6. Распределение детей на группы.
  7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

(выявление известного и неизвестного; подводятся к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим способом (рисунки, схемы; необходимо учитывать, -это право ребенка на ошибку).

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

   

    В ДОУ эксперимент должен отвечать следующим условиям: 

- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; - безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; - показ только существенных сторон явления или процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Эксперименты могут проводится индивидуально или с группой детей, однократно или в виде циклов (например, цикл эксперимента с водой, с растениями).

   При организации экспериментирования особое внимание следует обращать на предотвращение возможных травм. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.

    Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:

  Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде). Выявляем потребность растения в воздухе, пытаемся понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазываем одну сторону листа вазелином, наблюдаем и делаем вывод, что те листочки, которые  смазаны вазелином с нижней стороны, погибнут.

   Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива и делаем вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале проводим цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяется скорость таяния снега в зависимости от изменения температуры.

   Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита. Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему? Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?

   Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

  Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь – тема «Воздух»

Октябрь – тема «Воздух»

Ноябрь – тема «Вода»

Декабрь – тема «Вода»

Январь – тема «Снег и лед»

Февраль – тема «Снег и лед»

Март – тема «Песок и глина»

Апрель – тема «Песок и глина»

Май – тема «Жизнь растений»

 

 Таким образом можно сделать вывод, что деятельность экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

•ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:vСпособствует формированию интегративных качеств:Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;овладевший средствами общения и способами взаимодействия со в...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ

Презентация опыта работы по организации экспериментально-исследовательской декятельности с детьми среднего дошкольного возраста...

Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Презентация подготовлена для педагогического совета...

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности» ( средняя группа)

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности» ( средняя группа)...

Организация экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников

Организация работы по развитию исследовательских способностей в детском саду с использованием проблемных ситуаций....