Организация экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Вагнер Ирина Евгеньевна

Организация работы по развитию исследовательских способностей в детском саду с использованием проблемных ситуаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников « Ромашка» №15

Слайд 2

«Китайская пословица гласит: “ Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню. Дай попробовать и я пойму ”.

Слайд 3

Организация работы по развитию исследовательских способностей в детском саду, с использованием проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру, может осуществляться по трём направлениям: -живая природа ( характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ); - неживая природа ( воздух, вода, почва, глина и др.); - человек (функционирование организма и др.).

Слайд 4

Основная цель опытно – экспериментальной деятельности дошкольников Развития творческого воображения и мышления Обеспечения психологического благополучия и здоровья детей Развитие коммуникативных навыков Развитие познавательных способностей Задачи развития

Слайд 5

Важную роль в решении исследовательских задач играет развитие исследовательских умений, к которым относятся: . Умение видеть проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение задавать вопросы Умение давать определения понятиям Умение классифицировать Умение наблюдать Умение проводить эксперименты Умение делать выводы и умозаключения

Слайд 6

Методы исследовательских способностей Исследовательский - путь к знаниям через творческий, исследовательский поиск, включает наблюдение элементарные опыты. Эксперимент - преобразование жизненной ситуации. предмета, явления, с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связи между ними. Используется в различных видах деятельности дошкольников. Моделирование – процесс создания модели и их использования в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Проблемный- совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. м

Слайд 7

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?». Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?». Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности. Проблемные ситуации , например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» . Экспериментальные игры . Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей. Наблюдение природных явлений. Использование энциклопедий .

Слайд 8

виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову) Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка ) направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым ) направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результа .

Слайд 9

Классификация детского экспериментирования По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы ; По месту проведения опытов : в групповой комнате; на участке; По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические По продолжительности : кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные, многократные, или циклические По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные .

Слайд 10

Классификация детского экспериментирования По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые ; По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач ; По способу применения : демонстрационные, фронтальные ; По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса , изучаемого ранее по отдельным этапам ).

Слайд 11

технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Слайд 12

Особенности организации детского экспериментирования в ДОу Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

Слайд 13

для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать: Реальные события: яркие природные явления и общественные события. События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »). Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.). Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и ис следований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд 14

Формы взаимодействия с родителями воспитанников: Анкетирование родителей Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др. Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Открытые мероприятия для родителей. Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях. Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое). Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

•ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:vСпособствует формированию интегративных качеств:Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;овладевший средствами общения и способами взаимодействия со в...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Презентация подготовлена для педагогического совета...

Презентация "ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

В данном материале рассматриваются теоретические и практические вопросы организации детской экспериментально-исследовательской деятельности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!»...

Консультация для воспитателей "Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников"

Знакомство воспитателей с особенностями организации эспериментальной деятельности в МБДОУ....