Влияние развивающей среды на процесс адаптации к детскому саду
статья на тему
В статье рассазывается о влиянии развивающей среды на процесс адаптации детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние развивающей среды на процесс адаптации к детскому саду | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ №44 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Заслонкина Анна Анатольевна
Влияние развивающей среды
на процесс адаптации к детскому саду.
Под адаптацией понимается приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.
Перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании. В дошкольном, особенно раннем, возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушения в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность, ухудшение сна и потеря аппетита и др.).
Под развивающей средой понимают – естественную, комфортную, уютную обстановку рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Правильно организованная развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу. Она дает ребёнку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.
Поэтому окружающая ребенка обстановка должна быть комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.
При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) т. е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, с чем ребенок справиться и сам).
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «с е г о д н я» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованны) формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).
Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения — то место, в котором можно побыть одному.
Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми.
Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности.
При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.
Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Игровой и дидактический материал должен быть доступен, находится в поле зрения ребёнка (исключается высокая мебель и закрытые шкафы).
Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я иду в детский сад" (процесс адаптации к детскому саду)
Период адаптации – тяжёлое время для каждого ребёнка. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Будьте терпеливы, проявляйте п...
Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"
Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...
Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
У родителей существует ряд заблуждений о периоде первого посещения ребенком детского сада....
Консультация для родителей "Организация процесса адаптации в детском саду"
Консультация для родителей "Организация процесса адаптации в детском саду" вторая младшая группа...
Процесс адаптации к детскому саду и важные советы по его улучшению
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детс...
Процесс адаптации к детскому саду и важные советы по его улучшению
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детс...
Процесс адаптации к детскому саду и важные советы по его улучшению
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детс...