Метод проектов в работе с дошкольниками
статья на тему
Предварительный просмотр:
Метод проектов в работе с дошкольниками
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода для дошкольников:
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Значение проектного метода:
дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
- помогает осваивать окружающую действительность;
- способствуют развитию творческих способностей;
- способствуют умению наблюдать, слушать;
- помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
- способствуют развитию навыков обобщать и и анализировать;
- развивают речь, память, мышление, воображение;
- формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;
- стимулирует к самосовершенствованию
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Виды, типы проектов
По доминирующему методу:
– исследовательские, предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде»;
– информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком – либо явлении, объекте «Герои – земляки»;
– творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;
– приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях). В основе таких проектов лежит сюжетно – ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
– практические, связаны с работой на достижение значимого результата, например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.
По характеру содержания включают:
– ребенка и его семью;
– ребенка и природу;
– ребенка и рукотворный мир;
– ребенка, общество и культуру.
По количеству участников:
– индивидуальные;
– групповые;
– коллективные.
По продолжительности выполнения:
– краткосрочные (одно или несколько занятий)
– среднесрочные
– долгосрочные (в течение года)
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально – техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2. Целеполагания
По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
3. Планирования
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
– к кому обратиться за помощью (воспитателю, родителю);
– в каких источниках найти информацию;
– какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
– с какими предметами научиться работать.
Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4. Исполнительский
– этап реализации работы над проектом:
4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности).
Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные – демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на « проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается).
6.Рефлексивно – оценочный
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом.
Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
7. Проектировочный
Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"
Презентация к теоретическому семинару для воспитателей раскрывает цели и задачи проектной деятельности, основные требования к использованию, содержание работы по возрастам....
Метод проектов в работе с дошкольниками.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятель...
"Метод проектов" в работе с дошкольниками
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обоз...
Метод проектов в работе с дошкольниками.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидател...
Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в большом потоке информации. Детям важно не только усваивать и с...
«Метод проектов в работе с дошкольниками"
Консультация для педагогов (обмен опытом по теме самообразования "Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"...
Метод проектов в работе с дошкольниками
Семинар для воспитателей...