Метод проектов в работе с дошкольниками.
статья по логопедии по теме
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных, активно используемых методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Учитель-логопед ГБДОУ №17 Онегова Татьяна Леонидовна
Становление системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующими документами, в том числе (ФГОС).
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Одним из перспективных, активно используемых методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Актуальность использования метода проектов в ДОУ, связано с демократизацией гуманизацией образования; новыми подходами в воспитательно-образовательном процессе - проблемное и развивающие обучение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы в обучении.
Метод проекта делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Что такое-проект? Проект-это великое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. В Кильпатрик. Проект-это путь исследования, который открывает, расширяет возможности творческой деятельности.
Метод проектов не новость в педагогической практике. Про проект можно сказать, все новое, это хорошо забытое старое.
Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.
Н. 20 века.1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи. его учеником В.Х. Килпатриком, Е.Паркхерст. Внедрял обучение сообразно личным интересам. В статье американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие, как «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году.
Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
1926 г. – советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.
1929-30 г. – разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхозтруде.
1931 г. – проектный метод был подвергнут критике, осужден постановлением ЦК ВКП(б) запрещен и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
1950г. – Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.
Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом»,
в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.
Метод проектов активно используется с н. 21 века, в связи с новыми подходами в образовании. Изучая опыт предыдущий поколений, в настоящее время, проектная деятельность используется на качественно новом уровне.
Метод проектов – это педагогическая технология, основой которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, игровая, творческая, интеллектуальная, продуктивная, в процессе поэтапной, спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Ребенок познает себя, окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты, имеющие социально значимый результат.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
развитие познавательных способностей
развитие творческого воображения; мышления
развитие речи
развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности специфичны, в зависимости от возраста.
В соответствии с возрастом выделяют 3 периода проектной деятельности:
Подражательско- исполнительский, реализация возможна с детьми младшего, среднего возраста 3,5-5 лет
Развивающий, для детей среднего, старшего возраста 5-6 лет
Творческий, для детей старше – подготовительного возраста 6-7 лет.
Вы видите задачи, именно для детей старше-подготовительного возраста, которые, в основном, посещают логопедические группы.
Взрослым важно развивать, поддерживать творческую активность, создавать условия для самостоятельной деятельности.
В настоящее время существует несколько классификаций. В основном, классифицируют
По тематике. По целевой установке.
По составу участников.
Индивидуальные, коллективные, парные, групповые, фронтальные.
По срокам реализации.
Краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели);
Средней продолжительности (от 1 месяца до 6);
Долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)
По содержанию
Монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе).
Интегративные (меж предметные) – в основном используются в ДОУ.
При выборе темaтики проектa следует учитывать следующие критерии: доступность; социaльнaя нaпрaвленность; воспитaтельнaя нaпрaвленность; нaучность; соответствие возрaстным особенностям; интегрaтивность; ориентaция нa "зону ближaйшего рaзвития".
В нашем детском саду в течение года были организованы разные по тематике проекты.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников в рамках проекта «Счастливая улыбка» в1 логопедической группе; во 2 логопедической группе «Скоро в школу», «Там на неведомых дорожках», по сказкам А.С. Пушкина, Культура России, с детьми старше-подготовительного возраста проект по патриотическому воспитанию «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к культурному наследию нашей Родины».
Сегодня вам будут представлены подробно 2 проекта: презентация проекта «Счастливая улыбка», и стендовый доклад по проекту патриотическое воспитание.
В практике современных дошкольных учреждений используются такие виды проектов, по доминирующему методу.
-Исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием;
-Творческие (познавательно-творческие ) - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, детский праздник).
-Информационные (Ознакомительно-ориентировочные) сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
-Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на интересы самих участников оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи.
-Ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта и т. д.
Особенности по использовании метода проектов.
В проекте проблема
- Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
Педагог, глубоко изучая тематику проекта, помогает ребёнку выбрать наиболее
актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени
- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
-Используя метод проектов, педагог становится организатором исследовательской деятельности детей, развития их творческого потенциала.
-Развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
-Содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.
-Создает условия для стимулирования интересов детей,
-Строить свои отношения с ребенком на соучастии, создает атмосферу сотворчества, созидательной деятельности.
-Мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.
-Педагог учитывает возрастные особенности детей,
-Взаимодействие педагога и ребенка изменяется по мере нарастания детской активности, по мере развития исследовательских умений, нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующих на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Слайд Примерный план работы педагога по подготовке и проведению проекта будет представлена коллегами. Я остановлюсь лишь на некоторых основных моментах.
Основные этапы проектной деятельности:
Подготовительно-организационный.
Практический.
Заключительный-итоговый.
Подготовительный, погружение в проект: выбор темы, актуальность, целеполагание
1 этап:
Постановка проблемы, ее актуальность.
Определение целей.
Задач проектной исследовательской деятельности для детей, педагогов, родителей, социальных партнёров.
Привлечение специалистов, родителей к обсуждению плана, его реализации Прогнозирование результатов продуктов проекта
Сбор, накопление материала, принадлежностей, оборудования
Организация деятельности. Планирование.
Составление плана-схемы паспорта проекта:
совместная деятельность детей и взрослых
самостоятельная деятельность детей
создание условий для самостоятельной деятельности детей
Разработка проекта-план деятельности по достижению цели, погружение в проект это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-эстетическая, речевая, трудовая и т.д.
Практический. Осуществление деятельности.
(выполнение проекта, этап осуществления активной деятельности, реализация проекта)
3 этап
Организация деятельности детей в рамках проекта. Виды деятельности.
-Экспериментальная деятельность. Познавательно – исследовательская деятельность.
-Сбор и систематизация информации.
-Непосредственно-образовательная деятельность.
-Творческая деятельность детей.
-Музыкально-художественная деятельность.
-Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Взаимодействие с родителями
-Собрания
-Беседы, консультации, анкеты
-Совместные мероприятия
-Практические задания
Взаимодействие с педагогами
-Перспективное планирование по теме
-Конспекты НОД по теме проекта
-Библиография по теме проекта
-Музыкальное сопровождение СД диски и т.д.
-Презентация проекта
Взаимодействие с социальными партнерами
-Конспекты совместных мероприятий
-Выставки, фотоальбомы
-Экскурсии
-Папки – передвижки
Создание в ходе активной реализации темы, продуктов деятельности проекта для детей, педагогов, родителей, социальных партнеров.
Заключительный (подведение итогов, презентация результатов, рефлексия, определение новых задач)
-Презентация материалов проекта (праздник, досуг, непосредственно образовательная деятельность с детьми).
-Обсуждение результатов проектной деятельности для всех участников (детей, педагогов, родителей, социальных партнеров), анализ выполнения. Размышления над новым знанием или опытом. Определение новых задач.
-Подведение итогов (на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы)
Этапы проекта и сущность выполняемых действий педагога и детей.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Целеполагание Погружение в проект | |
Формулирует задачу (нежёстко) Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Определяется продукт проекта | Вхождение в проблему Вживание в игровую ситуацию Принятие задачи. Дополнение задач проекта |
2 этап Планирование Организация деятельности | |
Помогает в решении задач Спланировать деятельность Создает условия для самостоятельной деятельности – планирование, рабочие группы | Распределяются по группам Берут роли, ответственность Планируют работу Выбирают формы, способы презентации результатов |
3 этап Практический Осуществление деятельности | |
Практическая помощь, по необходимости: обсуждает, помогает, советует и т. д. Направляет и контролирует осуществление проекта Обогащает знания детей, повышает их эрудицию | Активно, самостоятельно при косвенном участии педагога осуществляют деятельность в рамках выбранной роли, ответственности Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап Завершающий Презентация Подведение итогов | |
Подготовка к презентации Презентация Обобщение результатов Оценка. Итоги. Поощрения. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности |
Мы видим, изменения взаимодействия взрослого и ребенка: переход от трансляции знаний к инициированию активизации воспитанников, к поиску решения поставленной проблемы. Педагог помогает самостоятельно детям найти
Значение проектного метода, в том, что он дает возможность:
- роста личностного развития ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности
Активизировать самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;
-помогает осваивать окружающую действительность ;
-способствуют развитию творческих способностей ;
-способствуют умению наблюдать, слушать;
-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
-развивают речь, память, мышление, воображение;
-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;
-стимулирует к самосовершенствованию
научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Метод проектов актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, мышление повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, развивать коммуникативные навыки помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
ВЫВОДЫ: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Песталоцци
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который все больше занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Литература:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., Мозаика- Синтез, 2008
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду. М., Айрис-пресс, 2008.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. практических– 3-е изд. пспр. и доп. – М., АРКТИ, 2005.
О.В. Дыбина, О.А. Еник. Проблемы дошкольного образования на современном этапе.– Тольятти: ТГУ, 2007.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004.
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М., Центр педагогического образования. 2013.
Нищева Н. В.
Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.Детство-Пресс, 2013.
Е.А. Сыпченко.
Инновационные педагогические технологии. Метод проектов.
Детство-Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"
Презентация к теоретическому семинару для воспитателей раскрывает цели и задачи проектной деятельности, основные требования к использованию, содержание работы по возрастам....
Метод проектов в работе с дошкольниками.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятель...
"Метод проектов" в работе с дошкольниками
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обоз...
Метод проектов в работе с дошкольниками
Материал для воспитателей ДОУ...
Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в большом потоке информации. Детям важно не только усваивать и с...
«Метод проектов в работе с дошкольниками"
Консультация для педагогов (обмен опытом по теме самообразования "Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"...
Метод проектов в работе с дошкольниками
Семинар для воспитателей...