Долгосрочный проект "Сенсорное развитие"
проект (младшая группа) по теме
(ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensornoe_razvitie.doc | 149.5 КБ |
konsultatsii_dlya_roditeley.doc | 1.06 МБ |
konspekty_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 221
Красноармейского района г. Волгограда
400022, Россия, Красноармейский район, г. Волгоград, ул. Водников, 8;
Телефон: 61-99-63
Долгосрочный проект на тему:
«Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
(для детей третьего года жизни)
Автор-разработчик:
воспитатель первой младшей группы
Сосновщенко Анастасия Андреевна
Волгоград, 2015
Вид проекта:
Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность:
Долгосрочный (учебный год – 9 месяцев).
Участники:
воспитатели, дети первой младшей группы.
Результативность проекта:
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
Проблема:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Хочу обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачи, решаемые в проекте:
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Презентация проекта:
организованная образовательная деятельность в мае месяце («Воздушный шарик», «Игрушки»).
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этапы | Содержание работы |
1. | информационно-аналитический (подготовительный) | изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года. |
2. | организационный | определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний. |
3. | заключительный | подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия). |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному воспитанию
Месяц | 1 занятие | 2 занятие | Самостояте-льная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | «Знакомство с величиной предметов» Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками. | «Закрой окошки в домиках». Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький. | «Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы», лото «Игрушки» | Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии», ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду» |
Октябрь | «Большая и маленькая собачка». Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз. | «Найди такой же листик» Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету. | «Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» | Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей», ширма «Сенсорное воспитание в семье», консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» |
Ноябрь | «В царстве фигурок—человечков». Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры. | «Огоньки ночью» Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания». | «Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы», «Покажи и принеси», вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много» | Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации», ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» |
Декабрь | «Помоги куклам найти свои игрушки». Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету. | «Построим башню». Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой. | «Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире» | Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» |
Январь | «Чудесный мешочек». Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик. | «Складывание двухместной матрешки» Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. | «Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку» «Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире» | Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр», Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя» |
Февраль | «Поймай рыбку». Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много». | «Построим домики». Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | «Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире» | Родительское собрание «Растём играя», ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка», консультация «Зачем нужны игрушки» |
Март | «Что в корзиночке лежит?» Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. | «Путешествие в весеннем лесу» Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования. | «Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире» | Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей» |
Апрель | «В гости к матрешке» Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать | «Закрой двери в домиках». Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов. | «Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус» | Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию» |
Май | «Воздушный шарик» Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их. | «Игрушки» Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником. | «Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные», «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев | Информирование родителей о результатах диагностики |
Дополнительные | «Подбери предметы похожего цвета». Цель: обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цвету, группировке по цвету. | «Лесенка». Цель: обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания. |
Результаты диагностики
по результатам
2013-2014 учебного года
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры сенсорного развития | |||||
Начало года | Конец года | ||||||
Цвет | Форма | Размер | Цвет | Форма | Размер | ||
1. | Катя Ф. | низкий | низкий | средний | средний | высокий | высокий |
2. | Семён С. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | средний |
3. | Саша Г. | низкий | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
4. | Тимур Б. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
5. | Алиса С. | низкий | низкий | средний | высокий | высокий | высокий |
6. | Марьяна Л. | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
7. | Захар М. | низкий | низкий | низкий | средний | высокий | высокий |
8. | Софья Ф. | низкий | низкий | низкий | низкий | средний | высокий |
9. | Дарья Р. | средний | средний | средний | высокий | высокий | высокий |
10. | Вероника К. | низкий | низкий | средний | высокий | высокий | высокий |
11. | Саша П. | средний | средний | средний | высокий | высокий | высокий |
12. | Роман П. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | средний |
13. | Максим К. | высокий | средний | высокий | высокий | высокий | высокий |
14. | Роман Н. | низкий | низкий | низкий | низкий | средний | высокий |
15. | Рита К. | средний | средний | средний | высокий | высокий | высокий |
16. | София Ф. | низкий | низкий | низкий | низкий | высокий | высокий |
17. | Дарья Кот. | низкий | низкий | средний | средний | средний | высокий |
18. | Катя Х. | низкий | средний | высокий | средний | высокий | высокий |
19. | Полина Б. | средний | средний | высокий | высокий | высокий | высокий |
20. | Дарья Ком. | средний | средний | высокий | высокий | высокий | высокий |
Диаграмма параметров сенсорного развития на начало года:
Диаграмма параметров сенсорного развития на конец года:
Информационные ресурсы
- Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;
- Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
- Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспекты
организационной образовательной
деятельности.
Сентябрь.
- Тема: «Знакомство с величиной предметов»
Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.
Материал: большое и маленькое ведёрки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведёрка – 16 см, маленького – 10 см. размер большого кубика – 4,5 см, маленького – 3 см.
Ход занятия: воспитатель показывает ребёнку большое ведёрко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нём есть игрушки. Предлагает ребёнку открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий воспитатель хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведёрко и закрыть его крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание.
Похвалив ребёнка, воспитатель ставит рядом с большим ведёрком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.
Педагог вместе с ребёнком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведёрко, оставшиеся маленькие кубики ребёнок сам складывает в маленькое ведёрко.
Если ребёнка заинтересовало задание, он может повторить его. В этом случае ему дают оба ведёрка. Педагог следит, как малыш открывает крышки, и при необходимости помогает ему. Ребёнок должен раскладывать игрушки на столе в поле своего зрения, не нагромождая их друг на друга. Воспитатель придвигает к ребёнку маленькое ведёрко и предлагает сложить в него маленькие кубики, обращая внимание на величину игрушек. После отбора маленьких кубиков ведёрко закрывается крышкой, и малыш начинает складывать оставшиеся большие кубики в большое ведро. Дети охотнее действуют с небольшими предметами, так как их удобнее захватывать. Поэтому вначале воспитатель сам складывает большие кубики, а ребёнок оперирует с маленькими, более удобными, во втором случае воспитатель предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое, придвинутое ближе к ребёнку ведро.
Не следует требовать от ребёнка непременно точного отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он накапливал осязательный опыт и учился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.
- Тема: «Закрой окошки в домиках».
Программные задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.
Материал: комплекты решеток с вкладышами следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги и квадраты, маленькие игрушки плоскостные утята и игрушка лиса.
Ход занятия: Воспитатель объясняет, что в этих домиках живут утята; в домиках разные окошки, есть маленькие, есть большие. (Обводим контуры пальцем). Окна не только большие и маленькие, но и круглые и квадратные. Рядом в лесу поселилась лиса и повадилась утят таскать. Давайте поможем утятам закрыться прочно в домиках, закрыть все окошки.
(Дети закрывают окошки, объясняют, что они сделали и радуются, что спасли утят от лисы).
Октябрь.
- Тема: «Большая и маленькая собачка».
Программные задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов большой и маленький. Побуждать ребенка к повторению фраз.
Материал: Две игрушки - собаки, отличающиеся величиной, тарелки, соответствующие им по величине.
Ход занятия:
Воспитатель показывает двух собачек и говорит:
- Бежит большая собака, громко лает: гав - гав
- Как лает большая собака? (ответы: хоровые, индивидуальные)
- А маленькая следом за ней бежит и лает: гав - гав!
- Как лает маленькая собачка? (ответы детей)
- Саша, покажи маленькую собачку.
- Кира, покажи большую собачку.
- Собачки набегались, проголодались, кушать захотели. Давайте
покормим их.
(Ставлю на стол 2 тарелки)
- Это большая тарелка. Это - маленькая.
- Какие тарелки я поставила на стол для собачек? (Ответы)
- Соня, из какой тарелки покормим большую собаку?
- Саша, какую косточку мы положим в большую тарелку для большой
собаки?
- А маленькая, собачка, из какой тарелки будет есть?
- Какую косточку мы ей положим? (Кормят)
- Собачки поели, веселые стали, хотят поиграть. (Держу собачек)
- Гав-гав!
-Кто там?
- Это я, песик, в гости к вам.
(Ставлю собачку на стол) - Дай, собачка, лапу Саше!
(Идет к кому-нибудь из детей, ребенок берет собаку и идет ее кормить; собачка ест и лает)
- Это собачка говорит «спасибо».
- Накормили мы собачек, а они вам принесли тоже подарочки,
посмотрите, что лежит в коробке?
(В коробке лежат 2 мяча: большой и маленький, дети идут играть с мячами).
- Тема: «Найди такой же листик».
Программные задачи: Познакомить детей с желтым цветом закрепить знание красного и зеленого цветов. Учить соотносить предмет по цвету.
Материал: красивое ведерко, бумажные желтые и красные листья.
Ход занятия:
-Ребята, к нам в гости просится осень. Давайте пригласим ее.
Дети зовут осень. Воспитатель надевает корону осени и играет роль осени.
-Здравствуйте, ребята! Я - Золотая осень!
-Посмотрите, что я вам принесла. Что в моем ведерке? (листочки)
-Молодцы! Листочки. Вот какие красивые они.
-Какие листочки? (красивые)
-Очень красивые листья. Подул ветерок, сорвал листочки с дерева, они полетели, закружились и потом опустились на землю. Я сейчас дам Саше зеленый листик, а она найдет в моем ведерке такой же.
Саша достает из ведерка зеленый листик и называет его цвет.
-А Павлику я дам красный листик. Найди, Павлик, такой же. (Павлик ищет).
-А этот желтый листик. Какой я показываю листик? (хоровые и индивидуальные ответы).
Всем детям раздаются листики разноцветные.
-А сейчас давайте подуем на листочки и посмотрим как они полетят. Дуют на листья подбирают и говорят цвет.
Играют 2-3 раза.
-Ребята, мне нужно идти к другим детям. Я дарю вам это ведерко с листочками, вы еще потом поиграете. До свидания.
Ноябрь.
- Тема: «В царстве фигурок – человечков».
Программные задачи: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования формы обведение пальцем контура фигур.
Материал: демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник с «лицами» - фигурки - человечки.
Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня пойдем в гости. Давайте возьмем с собой гостинцы.
(Дети идут к ковру, где их ждут большие геометрические фигуры)
- Здравствуйте, мы пришли к вам в гости. Давайте познакомимся. Мы ребята - малыши, а вы - кто?
- Я - круг. Я весь ровненький, без уголков и могу кататься. Посмотрите ... (катаю круг). Хотите провести по мне пальчиком? - Саша, иди, проведи по краю круга. Есть уголки у круга?
- Давайте, попробуем, все вместе нарисовать круг в воздухе. (Дети рисуют, воспитатель помогает вести руку).
- С кем мы познакомились? (С кругом)
- А я - квaдpат. У меня 4 уголка и 4 стороны. Они одинаковые. Посмотрите.
(Дети обводят пальцем и рисуют в воздухе).
- А я - треугольник. У меня 3 уголка и 3 стороны. Они могут быть одинаковыми и разными.
(Дети обводят треугольник и рисуют его).
- Уважаемые фигурки - человечки, а мы принесли вам гостинцы. Ребята, угощайте «печеньем».
(Это круги, квадраты, треугольники разного цвета. Дети берут угощение и несут к фигуркам. Каждая фигурка берет только «печенье» своей формы, расспрашивает ребенка о форме, цвете, благодарит).
- А сейчас нам пора возвращаться. До свидания.
- Тема: «Огоньки ночью».
Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания», отмечая момент прикладывания и отрыва кисти.
Материалом послужат листы черной бумаги размером 21 x 34 см (альбомной), гуашь красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках для каждого ребенка, кисточка беличья 8 - 12.
Прежде всего, напомните детям о том, что вечером они наблюдали за освещенными окнами домов и видели, как зажигаются огни. Затем покажите лист черной бумаги и нанесите постепенно по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. Нанеся мазки синего цвета на черный лист, объясните детям, что такого цвета огоньки вечером видны плохо. Затем, нанеся два зеленых мазка, спросите детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. После чего объясните, что такого цвета огоньки тоже плохо видны. Когда вы нарисуете огоньки красной, а затем желтой краской, дети отметят, что лучше всего видны огоньки желтого цвета.
Теперь можно раздать детям краски четырех цветов и спросить, какой краской они будут рисовать огоньки. Дети тщательно рассматривают краски. Существенное значение при выборе краски имеет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы краска заданного цвета не была крайней нижней справа.
После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель поочередно подходит к каждому, Дает ему кисть, вначале сухую, и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги, отмечая момент прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Затем воспитатель дает малышу лист бумаги, разрешает набрать краску на кисть и начать рисовать огоньки. В ходе занятия педагог следит за тем, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой.
После того как ребенок нанесет достаточное количество мазков (нарисует огоньки), заберите его работу и отложите в сторону, объявив малышу, что рисунок должен высохнуть и тогда все вместе его посмотрят.
По мере выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей. Воспитатель забирает у каждого ребенка кисть вместе с работой.
При планомерном обучении по предлагаемой методике на данном занятии присутствуют дети в возрасте от 2 лет 3 месяцев и старше.
Занятие проводится один раз и длится 6 - 8 минут.
Декабрь.
1. Тема: «Помоги куклам найти свои игрушки».
Программные задачи: Закрепить у детей умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету.
Материал: 8 кукол, одетых в платья цветов спектра. Игрушки соответствующих цветов.
Ход занятия:
В гости к детям пришли куклы в красивых платьях. Кукол рассматривают и выстраивают в радужный ряд.
- Ребята, а у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки, рыбки, звездочки и другие, но они все перепутались, смешались в одной коробке.
- Надо куклам помочь найти свои игрушки.
Дети рассаживаются за столы, перед каждым кукла.
Сначала выбирают только грибочки определенного цвета. Затем самолеты, а потом и звездочки.
Когда игрушки будут разобраны, предлагаю посадить кукол рядышком в соответствии со спектральной последовательностью, рядом с ними сложить аккуратно игрушки: сначала грибочки, затем самолеты и звездочки.
2. Тема: «Построим башню».
Программные задачи: Обучать детей пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучать соотнесению 2-3 рядов величины между собой.
Материал: демонстрационный: картинка или игрушки: медведь, лиса, мышка. Кубы трех величин.
Раздаточный: по 3 квадрата разной величины.
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня пойдем в гости к зверушкам.
- Здравствуйте, звери. Давайте знакомиться. Мы - ребята из детского сада.
- Я - медведь косолапый.
- Я - лиса, всему свету - краса.
- А я - мышка-норушка.
(Звери разговаривают с детьми, дети называют их, рассматривают их величину; выясняют, что самый большой медведь, поменьше - лиса, а самая маленькая - мышка) .
Медведь: - Ребята, мы с лисой и мышкой очень подружились и хотим жить вместе в одном доме. Не поможете ли вы нам его построить?
- Конечно, поможем. Мы вам построим дом из кубиков. Для тебя, Миша, мы возьмем самый большой кубик, так как ты самый большой. Саша, принеси большой кубик.
- Уля, для кого мы поставили большой кубик?
- Почему?
- А для лисы возьмем кубик поменьше, так как лиса меньше мишки.
- Соня давай кубик поменьше.
- Для мышки нужен маленький кубик.
- Вот какой получился высокий, большой дом.
- Кто живет внизу в большом кубике?
- А кто живет в кубике поменьше?
- В самом маленьком кубике кто будет жить?
- Лиса: Спасибо, ребята, вам за наш дом!
- А вы постройте еще и для наших малышей домики-башенки.
(Дети проходят к столам и строят плоскостные домики-башенки из квадратов разной величины).
Звери: Спасибо вам, ребята, до свидания.
Январь.
1. Тема: «Чудесный мешочек».
Программные задачи: Научить детей раскладывать предметы по форме, называя ее: шарик, кирпичик, кубик.
Материал: два набора геометрических форм, чудесный мешочек.
Ход занятия:
На занятие приходит Гномик с чудесным мешочком.
Гномик: - Здравствуйте, дети, я хочу сегодня поиграть с вами. Посмотрите, что я вам принес (достает геометрические формы, дети рассматривают их, называют и выставляют на столе).
Гномик: - А в чудесном мешочке у меня есть ещё формы. Только надо взять рукой, не смотреть и на ощупь определить, что это такое и положить рядом с таким же лежащим на столе. (Дети ищут ту же фигуру, которую показывает воспитатель, более сильным дает словесное указание, что взять).
После игры дети благодарят Гномика и приглашают прийти еще.
2. Тема: «Складывание двухместной матрешки»
Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Продолжать применять в речи понятия слов большой, маленький.
Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.
Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание на их величине, согласуя слова с жестом: одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предлагает детям показать маленькую матрешку.
Далее педагог открывает большую матрешку, прячет в ней маленькую и предлагает кому-либо из детей закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.
Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.
Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке погулять немного: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное пояснение).
В конце занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая топ-топ-топ.
Занятие проводится 2 раза, длится 5—8 мин. Одновременно занимаются 3—4 ребенка. В самостоятельных играх дидактический материал должен способствовать решению тех же задач, которые ставят перед детьми на занятиях.
Февраль.
1. Тема: «Поймай рыбку».
Программные задачи: Познакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».
Материал: Синий «пруд», рыбки синего, красного, желтого, зеленого цвета, ведерки соответствующего цвета.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы будем с вами рыбаками и отправимся на пруд ловить рыбу.
(Идут на «пруд» за рыбой).
- Посмотрите, как много рыбы в пруду. А вода - какая чистая, прозрачная, как небо синее. Давайте, возьмем
ведерки, и будем ловить рыбу.
-Соня, лови красную рыбку.
-Какую ты поймала рыбку?
-В какое ведерко ее надо положить?
(Так ловим всех рыб, обговаривая цвет).
-Много рыбы мы поймали.
-Какая в пруду вода?
-Какого цвета?
-Сколько рыбы в ведерках?
-А в пруду?
-Пойдемте теперь в сад жарить нашу рыбу.
- Тема: «Построим домики».
Программные задачи: Закрепить представления о геометрических фигурах. Обучать воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Материал. Демонстрационный: большие фигуры круга, :квадрата, треугольника, прямоугольника. Наточенные карандаши или одинаковые палочки 13 штук, толстая нитка длиной 6 см.
Раздаточный: фигурки - человечки, по 13 счетных палочек, толстая нитка длиной 30см.
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня с вами оправимся в гости к фигуркам - человечкам.
(Идут на ковер, где их ждут большие геометрические фигурки человечки) .
Дети вспоминают их названия, а воспитатель предлагает построить им домики из палочек.
Потом показывает на круг и объясняет, что из палочек для круга домика не построить, надо взять нитку.
Строят домики из толстой нитки. Воспитатель обращает внимание детей на столы, где лежат маленькие фигурки- человечки.
Дети строят им домики и заселяют их туда.
Март.
1. Тема: «Что в корзиночке лежит?»
Программные задачи: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных геометрических тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.
Материал: Кукла с корзинкой, геометрические тела: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка.
Ход занятия:
- В гости к детям пришла красивая кукла, она принесла корзиночку, в которой что-то лежит, но она не знает.
Воспитатель выкладывает на стол геометрические тела.
- Посмотрите, какие разные игрушки принесла Катя.
- Что же это такое?
(Дети называют предметы. Те из них, которые ребёнок не называет, называет воспитатель. После этого геометрические тела убираются в корзинку.)
Ребенку предлагают самому достать какое - либо тело и назвать его.
Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком. В конце занятия дети строят из кирпичиков дорожку для куклы Кати.
- Тема: «Путешествие в весеннем лесу»
Задачи: Учить детей узнавать ежика (игрушка), правильно называть, определять на ощупь (колючий). Развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого. Различать и правильно называть цвет (бабочка, цвета). Различать предметы по ширине. Помочь детям запомнить слова и проговаривать их вместе с воспитателем. Воспитывать навыки учебной деятельности. Побуждать детей вступать в разговор с воспитателем и друг с другом. Спокойно и доброжелательно отвечать на вопросы педагога. Учить использовать нетрадиционный метод рисования.
Материалы: деревья, стол, ручейки (широкий, узкий), дощечки, бабочки и цветы (соответствующих цветов) по кол-ву детей, ватман, краска коричневая, салфетки.
Ход занятия
Дети заходят в группу здороваются с гостями.
Воспитатель: - Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Солнышко светит, какое?
Дети: - Желтое, яркое, теплое, ласковое.
Воспитатель: - Всех детей любит, как солнышко всех любит?(обнимаемся)
Воспитатель: - Правильно, и я приглашаю вас на прогулку.
Динамическое упражнение на развитие чувства ритма:
Ти – ти – ти – куда же нам пойти?(хлопки в ладоши)
Ать – ать – ать – в лес отправимся гулять.(шлепки ладонями по коленям)
Ать – ать – ать – будем прыгать и скакать.(перетопы ногами)
Звучит музыка
Взявшись за руки цепочкой идем вокруг деревьев, подходим к цветочной поляне.
Воспитатель: - Вот мы и оказались в лесу на цветочной поляне. Что растет на поляне?
Дети: - Цветы.
Воспитатель: - А какие цветы?
Дети: - Разноцветные.
Воспитатель: - Ребята давайте поиграем с бабочками (раздаю детям по 1 бабочке. Спрашиваю у детей цвет бабочки.)
Этюд на имитацию
Воспитатель: - Ребята покажите, как бабочки летают.
Я летала, я летала
Устали не знала,
Села посидела,
Опять полетела.
Воспитатель: - Полетали, покружились, крылышками помахали.
- А теперь бабочки отдохнут, на цветочках посидят.
- Бабочки сядьте на свои цветочки.
Воспитатель: - Что это, ребята?
Дети: - Ручейки.
Воспитатель: - А как же нам пройти через ручейки?
Дети: - Перепрыгнуть.
Воспитатель: - Ручеек, какой?
Дети: - Узкий.(попрыгали через ручеёк)
Воспитатель: - А этот ручеёк, какой?
Дети: - Широкий.
Воспитатель: - Сможем через него перепрыгнуть?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Что будем делать? Будем строить мостик?
Дети: - Да. (строим мост из досточек)
Воспитатель: - Ксюша, у тебя сколько досточек?
Дети: - Одна.
Воспитатель: - Денис, у тебя сколько досточек?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Вот мы построили мост, можем идти через ручеёк.
Пальчиковая гимнастика
Под березой на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат,
Двое маленьких ежат.
Воспитатель: - Ребята, кто у нас под деревом живет?
Дети: - Ёжик.
Воспитатель: - Ёжик, какой?
Дети: - Маленький, колючий, грустный.
Воспитатель: - Ему грустно одному, давайте для него нарисуем друзей.
Дети подходят к столу. Обмакивают ладошку в краску и отпечатывают на ватмане, пальчиком рисуют глаз ёжику.
Воспитатель: - Много теперь друзей у ёжика.
- Ребята на этом наша прогулка окончена, мы возвращаемся в детский сад.
- Где мы с вами были?
Дети: - В лесу.
Воспитатель: - Понравилось вам?
Дети: - Да.
Становимся в кружок, произносим: “Мы очень хорошие!” сначала шепотом, затем громко.
Апрель.
- Тема: «В гости к матрешке».
Программные задачи: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный, величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться)
Материал и оборудование: цветные полоски «дорожки» (желтого и красного цвета; длинная и короткая), игрушка-матрешка, разрезные картинки, два дерева яблони с яблочками (большое и маленькое)
Предварительная работа: рассматривание картинок и предметы по величине, по длине, по цвету; использование д/и «Собери картинку».
Ход занятия:
(дети входят в группу)
-Посмотрите ребята, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. (ответы детей)
-А вы любите ходить в гости? (да)
-Тогда мы с вами прямо сейчас отправляемся, только вот к кому мы пойдем вам нужно отгадать. (индивидуальная работа; каждый ребенок из двух частей складывает картинку)
-Кто же у нас получился? (матрешка)
-И, правда матрешка, вот к ней-то мы и пойдем в гости.
- Вот только живет она далеко и идти к ней надо по дорожке
-Посмотрите-ка перед нами две дорожки желтая и красная одна короткая другая длинная
-А к матрешке надо идти по красной длинной дорожке. Где же у нас красная длинная дорожка? (ответы детей)
- Мы пришли с вами к дому матрешки
-Здравствуйте, дети! (здравствуй матрешка). Я очень рада видеть вас
-(слегка встряхиваю матрешку) Эта матрешка не простая в середине не пустая (вытаскиваю матрешку одну из другой)
-Ребята, посмотрите, матрешки красивые, но разные. Эта матрешка большая или маленькая? (ответы детей). А эта? (ответы детей)
-Давайте с матрешками поиграем в «Ай-да»
-Молодцы ребятки, умеете вы играть, веселые вы, дружные.
-Пока играли, да плясали матрешечки, наши, проголодались
-У матрешек есть сад, в котором яблочки растут, а яблоки разные большие и маленькие.
- Пойдемте сходим в сад да яблок соберем по одному яблочку каждый
-Давайте теперь матрешек угостим. Маленькой матрешке дадим маленькое яблочко, а большой – большое.
-Вот спасибо вам ребята, и повеселили вы нас и яблочками угостили
-Ну, а нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с матрешками
-Ну, а к дому нас ребятки приведет желтая короткая дорожка
- Тема: «Двери в домиках».
Программные задачи: Обучать детей выделению величины предметов.
Материал: По 2 вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери». Игрушка лиса.
Ход занятия:
Показываю детям улицу, на которой много домов. В этих домах живут зайчата, они очень дружны и никогда не закрывали раньше двери. Но вот появилась лиса и теперь зайчатам надо закрывать двери, чтобы лиса не могла зайти к ним.
Предлагаю детям помочь зайчатам подобрать двери к их домикам.
Объясняю, что двери должны плотно закрываться. Если неправильно подобрать дверь, то лиса может в щелку пройти в дом.
Игру можно провести несколько раз. В конце занятия предлагаю сравнить ширину дверей путем наложения.
Май.
- Тема: «Воздушный шарик»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Тип: интегрированное
Возраст детей: младшая группа
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, чтение стихов, обсуждение, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, подвижная игра, импровизация.
Формы организации: подгруппа.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контору поочерёдно то одной, то другой рукой; учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их; бережно относиться к материалам, правильно их использовать; правильно держать кисть – чуть выше железного наконечника, набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; воспитывать интерес детей к рисованию.
Раздаточный материал: альбомный лист, краски, кисточки.
Ход занятия:
Дети сидят в группе полукругом на стульчиках, воспитатель перед ними.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много к нам сегодня пришло гостей! Давайте поздороваемся!
Дети здороваются.
Воспитатель: - Ребятки, тс-с-с, слышите, к нам в дверь кто-то постучался. Сидите тихо, я пойду и посмотрю, может быть в гости ещё к нам кто-то идёт? Детки, смотрите, кто к нам пришёл. Кто это?
Дети: - Зайка.
Воспитатель: - Посмотрите, он плачет. Спросим у него, почему он плачет?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Зайка, почему ты плачешь?
Зайка: - Ребятки, у нас завтра будет праздник, а у моих друзей-зайчат нет шариков, есть только у меня.
Показывает воздушный шарик.
Зайка: - Помогите найти шарики для моих друзей.
Воспитатель: - Ребятки, мы поможем зайке?
Дети: - Да.
Зайка: - Ой, спасибо вам, ребятки за помощь, а я могу вам рассказать стихотворение про шарики. Хотите?
Дети: - Да.
Зайка: - Ну, тогда слушайте:
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары
Разные-разные
Голубые, красные,
Жёлтые, зелёные
Воздушные шары
Зайка: - Понравилось вам стихотворение?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Зайка, спасибо тебе за интересное стихотворение, а мы тебе покажем, как мы умеем играть с пальчиками:
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В беленькой избушке. (показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапочки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапочки (показывают)
Зайка: - Как интересно вы играли!
Воспитатель: - А мы ещё любим рисовать! Правда, ребята?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Ребятки, а давайте мы нарисуем зайке шарики, но прежде скажите мне каких цветов бывают шарики?
Дети: - Красные, жёлтые.
Воспитатель: - Правильно ребята, шарики у нас всегда ярких цветов. Вы нарисуйте шарик таким цветом, который вам больше всего нравится. Шарики, какие по форме?
Дети: - Круглые.
Воспитатель: - Правильно! Молодцы! Посмотрите, ребята, у меня есть шарики и ленточки (воспитатель показывает разноцветные круги и соответствующих цветов ленточки) такого же цвета. Нужно подобрать ленточки к шарикам, чтобы они были одинакового цвета!
Воспитатель вызывает поочереди 2 – 3 детей и они выполняют задание.
Воспитатель: - А теперь, как обещали зайке, нарисуем ему шарики. Показываю, как мы будем рисовать наши шарики. Все смотрим внимательно. Я беру в руки кисточку, но сильно её не сжимаю, держу её свободно. А теперь обмокну кисточку в баночку с водой, а затем в краску. Красками нужно рисовать аккуратно. Беру зелёную краску и начинаю проводить округлую линию и соединяю один конец с другим. И лёгким движением закрашиваю. Получился шарик. А теперь рисую линию. Это будет верёвочка у шарика. Вот получился шарик зелёного цвета. А теперь, ребятки, подняли кисточки. Все вместе проводим в воздухе округлую линию. Соединяем один конец с другим, таким образом, чтобы у нас получился шарик. И подрисовываем к шарику линию-верёвочку. Молодцы! Детки, возьмите в руки кисточку, но сильно её не сжимайте, держите её свободно.
Воспитатель поправляет детей, у которых получилось неправильно взять кисточку и показывает как надо.
Воспитатель: - А теперь обмокните кисточку в баночке с водой, а затем в краску. Красками нужно рисовать аккуратно. Вот так. Теперь давайте нарисуем округлые линии так, чтобы один конец соединялся с другим. Вот смотрите, как делаю это я. Всё нарисовали? А теперь лёгкими движениями руки закрашиваем шарики. Старайтесь не выходить за круг. Давайте постараемся, чтобы шарики у нас получились красивые, а зайка будет ходить и смотреть, как вы умеете красиво рисовать.
Зайка: - Ах, какие у всех красивые шарики получаются. Молодцы!
Воспитатель: - Ребята видите, как вас зайка хвалит, он даже перестал плакать.
Зайка: - Спасибо вам, ребятки, за такие шарики! Вы выручили моих друзей! И за это я хочу с вами поиграть! А вы хотите со мной играть?
Дети: - Конечно!
Зайка: - Я сейчас вам буду читать стих и когда я закончу вы все будете меня догонять! Только не толкайтесь! Хорошо?
Дети: - Да!
Зайка: - Зайка к деткам прискакал, возле деток прыгать стал, прыг-скок, прыг-скок, догони меня дружок…
Дети встаю и догоняют зайку. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Зайка: - Как хорошо у вас в гостях! Но мне пора с вами прощаться! Теперь я пойду к своим друзьям и обрадую их. Как они обрадуются, что у них на празднике будут такие красивые шары. До свидания ребята!
Дети: - До свидания.
Воспитатель: - Ребята, вы все сегодня молодцы. Напомните, кто к нам приходил в гости? Что мы делали?
Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит их за проделанную работу, затем они прощаются с гостями и уходят из группы.
- Тема: «Игрушки»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Тип: интегрированное
Возраст детей: младшая группа
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, чтение стихов, обсуждение, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра, импровизация.
Формы организации: подгруппа.
Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать стихотворение, четко проговаривая слова, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником, набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.
Материал: игрушки - лошадка, заяц, лиса, тележка, прищепки; коробочка, разноцветные зайцы и листы бумаги, краска-гуашь, кисти.
Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета: «Посади жучков на полянку», «Цветовой круг» и др., рисование штрихов.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровые, вопросы к детям, продуктивная деятельность детей.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель перед ними.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много к нам сегодня пришло гостей! Давайте поздороваемся!
Дети здороваются.
Воспитатель прислушивается: - Кто это к нам едет?
Дети смотрят вокруг. Въезжает лошадка с повозкой.
Воспитатель: - Дети, кто к нам приехал?
Дети: - Лошадка.
Лошадка: - Здравствуйте, ребятки! Цок-цок, цок-цок, Я лошадка, серый бок, я копытцем постучу, если хочешь, прокачу!
Воспитатель: - Посмотрите, какая она красивая, какие у неё большие и красивые глаза, бархатистый нос, какая у неё кудрявая грива и пышный хвост и шерстка серебрится, а ещё у неё звонкие копытца. Кто знает стихотворение о лошадке?
Воспитатель вызывает двух детей, предлагает погладить лошадку и рассказать стих, следит за чёткостью произношения слов. Если остальные дети тоже выказывают желание, то рассказывают все вместе хором.
Воспитатель: - Лошадка очень довольна, что дети о ней так заботятся. Вот как она радуется
Лошадка ржёт.
Воспитатель: - Она привезла вам в подарок большую красивую коробку, а в ней много разноцветных коробочек.
Воспитатель выставляет их на стол.
Воспитатель: - Дети, возьмите каждый себе по коробочке. Какого они цвета?
Спрашивает 3-4 детей.
Воспитатель: - Ой, да тут в коробочке что-то ещё есть.
Высыпает на ковёр прищепки.
Воспитатель: - Дети, я нечаянно их рассыпала. Помогите, пожалуйста, собрать. Лошадка просит, чтобы вы правильно прищепнули прищепки к коробочке. Синие прищепки на синюю коробочку, а желтые на…?
Дети: - Желтую.
Дети собирают и прищипывают.
Воспитатель: - Спасибо, малыши. А теперь давайте покажем, что мы умеем, как лошадки ходить и скакать. Под медленный стук бубна мы будем идти, высоко поднимая колени, а под быстрый стук - скакать.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: - Дети, садитесь и отдохните. Лошадке очень понравилось с вами играть. Но кто-то скребётся в повозке.
Достает зайчика.
Воспитатель: - Зайчик тоже хочет с вами поиграть. Ой, да он весь мокрый. Помогите зайчику, оботрите его полотенцем.
Дети вытирают.
Воспитатель: - Зайчика забыла под дождем хозяйка. А можно игрушки оставлять под дождём? Кто хочет утешить зайку, рассказать про него стихотворение?
Воспитатель спрашивает двух детей, следит за речью.
Воспитатель: - Зайке так понравилось у малышей в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей - маленьких зайчиков.
Воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного цвета и предлагает каждому ребенку взять по одному зайчику.
Воспитатель: - Дети, какого цвета у вас зайчики?
Дети называют.
Воспитатель: - Лошадка мне сказала, что где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Давайте мы их спрячем на полянках.
Показывает на разноцветные листы картона.
Воспитатель: - Посмотрите, на какой полянке лиса не заметит красного зайку, на красной или на зелёной? Значит, нам нужно спрятать зайчика на полянке такого же цвета, как и сам зайчик.
Дети прячут зайчиков, а воспитатель с игрушкой - лисой ищет.
Воспитатель: - Вот, как хорошо вы спрятали зайчиков, что лиса их не нашла. А если зайчики убегут в лес, то лиса их и вовсе не поймает. Мы, нарисуем, как зайчики убежали и оставили только следы.
Дети садятся за столы и рисуют следы - штрихи. Воспитатель следит за осанкой, умением правильно держать кисть. Педагог вместе с игрушкой - лисой смотрит работы детей, хвалит их.
Воспитатель: - Дети, нас лошадка зовет к себе. Пока вы рисовали, она привезла угощенье - фрукты. Угощайтесь, пожалуйста, и лисичку угостите. Что надо сказать лошадке?
Дети благодарят лошадку, прощаются с ней.
Воспитатель: - Ребята, вы все сегодня молодцы. Напомните, кто к нам приходил в гости? Что мы делали?
Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит их за проделанную работу, затем они прощаются с гостями и уходят из группы.
Дополнительные
1. Тема: «Лесенка».
Программные задачи: Обучать детей установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.
Материал: демонстрационный: 4 бруска, различающихся по высоте, игрушки матрешка, бабочка.
Раздаточный: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, по игpушке на каждого ребенка.
Ход занятия:
Бабочка сидит высоко на дереве и матрешка не может ее достать.
Предлагаю детям построить лесенку, по которой бы матрешка поднялась и достала бабочку. Дети учатся строить лесенку. Сначала берут самый высокий брусок, затем выбирают самый высокий из оставшихся. Я напоминаю, что бруски должны с одного конца ровно подходить.
Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Предлагаю детям каждому построить лесенку для себя. Дети работают с прямоугольниками. Вновь напоминается правило: все «концы» прямоугольников должны находиться на одной линии. Дети играют с матрешками.
2. Тема: «Подарок Мишутки».
Программные задачи: Познакомить детей с новым синим цветом. Продолжать учить выкладывать предмет в соответствии с рисунком: закреплять умение определять предмет по признакам; закреплять умение прикладывать широкой стороной кирпичик к кирпичику.
Материал: Мягкая игрушка - мишка, синяя машина, синие кирпичики из набора «Строитель», листы бумаги с изображением грузовика и соответствующие по размерам и цвету на рисунке фигуры: синий, красный, желтый, зеленый круги и такого же цвета ленточки, магнитофон с записью.
Ход занятия:
- К нам в гости сегодня пришел Мишка. Он принес вам подарок. Что это? (Машина). Да, это машина синего цвета. Посмотрите, какая она красивая! Какую машину принес Миша? (Синюю). А еще Миша принес вот эти листочки с грузовичками, но они не красивые и он предлагает вам сделать машины красивыми, яркими. Давайте посмотрим, из каких фигур построен грузовик?
(Дети рассматривают и называют фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и называют их цвет; собирают грузовики, накладывая цветные фигуры).
- Молодцы, ребята, Мише очень понравились ваши грузовики. Давайте мы построим для нашей новой машины длинную широкую дорогу.
(Дети берут по кирпичику и строят дорогу).
- Из чего мы построили дорогу? (из кирпичиков). Какую дорогу мы построили? (длинную, широкую, синюю). Для какой машины построили синюю дорогу? (для синей машины)
- Пока наша синяя машина едет по синей дороге, давайте поиграем с Мишей.
- Смотрите, вот фигурки-человечки ждут вас в гости. Вы танцуете с ленточками, а как только музыка кончится, вы идете к той фигуре в гости, какого цвета у вас ленточка.
(Дети играют в игру «В гости»).
- Ребята, Мише очень понравилось с вами играть, ему понравилось, как вы построили длинную, широкую, синюю дорогу, собирали красивые цветные грузовички.
-Давайте попросим Мишу остаться с нами на весь день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект. Развитие словесного творчества через заучивание стихотворений.
Долгосрочный проект во второй младшей группе. Развитие словесного творчества через заучивание стихотворений.Актуальность.Можем ли мы прожить без речи хоть один день?Чем современнее становятся на...
Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»с сентября 2015 по февраль 2016 годаАктуальность проекта:Устное народное творчество является не только...
Долгосрочный проект "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями"
В данной статье говориться как развить мелкую моторику у детей с тяжелыми речевыми нарушениями...
Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"
Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...
Долгосрочный проект "Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способ...
Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...
Долгосрочный проект. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок».
Долгосрочный проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок»....