"Модели коммуникативной компетенции".
презентация для интерактивной доски на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная компетентность , Является сложным интегративным, целостным психическим образованием, определяющим успешность в социальной и профессиональной среде. В структуре коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие: понятийную, включающую в себя знания об эффективном общении; операциональную , включающую в себя коммуникативные умения, адекватные конкретным коммуникативным ситуациям; мотивационно-личностную , содержащую позиции и качества, необходимые для осуществления эффективного общения.
Модель коммуникативной компетентности состоит из следующих компонентов: 1. Мотивационный аспект (готовность к проявлению компетентности); 2. Когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности); 3. Поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях); 4. Ценностно-смысловой аспект (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения); 5. Эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности). Также модель коммуникативной компетенции можно представить в следующей таблице:
Составляющие Аспекты Понятийная составляющая Операциональная составляющая Мотивационно- личностная составляющая Когнитивный - знания о техниках эффективного общения; - осознание возможных реакций партнера; -анализ конкретной ситуации общения - умение применять знания о техниках эффективного общения; - умение предвидеть реакции партнеров на ситуацию взаимодействия; -учет позиции партнера - диалогическая направленность в общении; - склонность к конструктивному разрешению конфликтной ситуации (склонность к сотрудничеству); Аффективный - осознание собственных чувств и эмоциональных переживаний в ситуации общения; - понимание эмоционального состояния партнера - умение управлять собственным эмоциональным состоянием, контролировать эмоции; - сочувствие, сопереживание партнеру; -эмпатичность (способность к эмпатии); - способность к децентрации; - развитая рефлексивность; - прогностические способности; Поведенческий - выстраивание общения на основе знаний о возрастных, индивидуальных, эмоциональных особенностях партнера; - выбор оптимального ситуации стиля общения - взаимодействие на основе сотрудничества; - умение встать на сторону партнера; - умения компетентного разрешения конфликтов - высокий уровень коммуникативной толерантности Таблица 1 Структурная модель коммуникативной компетентности педагога
Анализируя структурную модель коммуникативной компетентности можно сделать вывод: Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов гибко управлять процессом в ходе обучения и воспитания, содействовать взаимопониманию, применять коммуникативные технологии. Наблюдается зависимость от коммуникативной компетентности морально-психологического климата, демократизма и гуманизма общения, эффективности общения с точки зрения решения проблем, результативности установления контактов, удовлетворенности педагога и воспитанников своим трудом. Коммуникативно компетентный воспитатель!
Следовательно, эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от большого количества факторов. Среди них особое место занимает коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма педагога. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать. Развитие коммуникативной компетентности педагога необходимо в устном и письменном общении, порождении и восприятии текста, деловой переписке, делопроизводстве, иноязычном общении и решении коммуникативных задач. Педагог, обладающий коммуникативной компетентностью, умеет вступать в коммуникацию, непринужденно общаться, достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов. Такой педагог владеет коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения.
А своевременное определение понятия модели коммуникативной компетентности , содержания ее составляющих – это первые шаги на пути решения проблемы формирования и развития компетентности педагогов профессионалов, в частности, педагогической направленности. Как подчеркивает Ю.Г.Татур , компетентность, по сути, потенциальна, она проявляется в деятельности и имеет особенность развиваться в деятельности. Именно в процессе профессионального обучения есть возможность целенаправленного и планомерного развития коммуникативной компетентности педагога специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»
Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....
Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Спос...
модели профессиональной компетенции воспитателей
1. Раскройте особенности работы в маскулинно-ориентированных группах.2. Выделите особенности работы в фемининно-ориентированных группах.3. Раскройте содержание моделей профессиональной компетенции вос...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция
ВведениеСовременное общество и социокультурные условия выдвигают свои требования к качествам личности людей, что не может не найти отражение в учебно-воспитательном процессе, который начинается уже в ...
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».
Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...