"ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ" (программа коррекционных занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (средняя, старшая группа) на тему
Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Вместе весело шагать»
(программа коррекционно-развивающих занятий
с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)
Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Цель программы: развитие социально-личностной компетентности, то есть умения детей жить в обществе сверстников и взрослых.
Задачи программы:
- Формировать у детей адекватную самооценку.
- Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей.
- Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
- Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми 4-6 лет, имеющими различные нарушения в развитии социально-личностной сферы.
Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника: эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции); когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения); поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения); двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Аннотация к программе
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 – 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».
Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.
В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста 4 – 6 лет. При составлении программы были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Давай познакомимся!» (автор – составитель И.А. Пазухина, «Вкус и запах радости» (Л.А. Никифорова).
Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Методы и приемы, используемые в программе:
- словесные и подвижные игры;
- беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- релаксация;
- функциональная музыка;
- телесно-ориентированная терапия;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- библиотерапия;
- психогимнастика.
Структура занятий:
- Ритуал приветствия: 1-2 минуты.
- Разминка – 5 минут.
- Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.
- Подведение итогов – 3 минуты.
- Ритуал прощания: 1-2 минуты.
Условия проведения занятий:
- Принятие ребенка таким, какой он есть.
- Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
- Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
- Игра не комментируется взрослым.
- В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
1 | «Здравствуйте, это Я» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | - беседа по формированию представлений о собственном «Я»; - анализ представления о собственном «Я» в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке М.В. Долотцевой «Крошка нот» |
2 | «Здравствуйте, это Я» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | - анализ собственного «Я» на основе рассматривания изображений людей с различными эмоциями; - анализ проявления понятия собственного «Я»; |
3 | «Волшебная поляна» | развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; отработка механизмов саморегуляции. | - сказка «Волшебная поляна»; - игра «Волшебная поляна имен»; - упражнение «Встреча с именем»; - упражнение «Рисование имени» |
4 | «Язык прикосновений» | развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; отработка механизмов саморегуляции. | - игра «Путешествие в сказочный мир»; - упражнение «Язык прикосновений»; - рисование «Волшебная страна и ее жители» |
5 | «Чудо-остров» | стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие уверенности в себе; отработка механизмов саморегуляции. | - упражнения «Лесная полянка»; «Чудо-остров»; - рисование «Чудо-остров». |
6 | «Я дарю тебе улыбку» | формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение. | - игра «Волшебный стул»; - упражнение «Нарисуй свою улыбку» |
7 | «Злостики. Боязливики. Грустишки» | развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; стабилизация психических процессов, снятие напряжения; | - сказка «Необычный сон»; - мимическая гимнастика; - упражнение «Расколдуем рыцарей Безличия» |
8 | «Мои эмоции» | формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение. | - игра «Давайте поздороваемся»; - игра «Мои эмоции»; - игра «Покажи настроение»; - упражнения для глаз |
9 | «В стране Чувств» | \стимулирование творческого самовыражения; стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие уверенности в себе; | - упражнение «Путешествие на волшебном ковре»; - игра «Жители сказочной страны Чувств»; - игра «Кукольное королевство» |
10 | «Тень-тень-потетень» | формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение. | - работа по тексту прибаутки; - этюд «Звери, птицы, насекомые». |
11 | «Радость-огорчение» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о радости и огорчении; анализ этих качеств в художественных произведениях; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении. | - беседа по формированию представлений о радости и огорчении; - анализ радости и огорчения в прозведении К. Чуковского «Доктор Айболит» и на основе рассматривания иллюстраций к стихотворениям А. Барто «Игрушки»; - работа с пиктограммами; |
12 | «Мы поссоримся и помиримся» | развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других; | - игра «Коврик мира»; - игра «Ссора»; - игра «Ты мне нравишься» |
13 | «Дружелюбие-враждебность» | формирование представлений о дружбе и вражде; анализ проявления дружбы и вражды в художественных произведениях, в иллюстрациях, в близком окружении ребенка; ощущение состояний дружелюбия и враждебности, выражение их художественными средствами и в поведении; обучение сотрудничеству. | - анализ проявления дружбы и вражды в художественных произведениях и на основе рассматривания сюжетных картинок к русской народной сказке «Заюшкина избушка»; - анализ проявлений дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка; - игра на взаимодействие «Тень»; - рисование «Портрет друга» |
14 | «Доброта – злобность» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о доброте и злобности; анализ проявления доброты и злобности в художественных произведениях, в иллюстрациях, в близком окружении ребенка; обучение сотрудничеству. | - беседа по формированию представлений о доброте и злобности; - анализ проявления доброты и злобности в сказках, рассказах, стихотворениях, в близком окружении ребенка; |
15 | «Боремся мо Злорандой» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о доброте и злобности; обучение сотрудничеству, снятие агрессивности, тревожности. | - беседа на формирование представлений о добре и зле; - упражнение «Клубочек»; - этюды на снятие негативныхэмоций; - упражнение «Клеевой дождик»; - упражнение «Поводырь»; - упражнение «Найди ключ»; - упражнение «Не пролей воду» |
16 | «Любовь-нелюбовь (ненависть» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; обучение сотрудничеству. | - беседа по формированию представлений о любви и нелюбви (ненависти); - анализ проявления любви и нелюбви через анализ художественных произведений и на основе рассматривания иллюстраций к произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»; - эмоциональное переживание других людей, находящихся в состоянии любви и нелюбви |
17 | «Смелость – трусость» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формирование представлений о смелости и трусости, ощущение состояний смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание состояний смелости и трусости; обучение сотрудничеству. | - формирование представлений о смелости и трусости; - анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к английской народной сказке «Три поросенка»; - анализ проявления смелости и трусости в близком окружении ребенка; |
18 | «Вежливость – грубость» | развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формирование представлений о вежливости и грубости, ощущение состояний вежливости и грубости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости; обучение сотрудничеству. | - формирование представлений о вежливости и грубости; - анализ вежливости и грубости в художественных произведениях; - ощущение вежливости и грубости, выражение их художественными средствами и в поведении; - эмоциональное переживание позиций других людей |
19 | «Что я слышу, что я вижу…» | формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими. | - упражнение «Не звени тарелками»; - упражнение «Представь и услышь»; - упражнение «Какого цвета?» |
20 | «На вкус и цвет…» | формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях | - ритуал приветствия; - упражнение «Мой любимый вкус»; - ритуал прощания |
21 | «Мои чувства» | формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими. | - упражнение «Мои чувства»; - упражнение «Представь, и у тебя получится»; - упражнение «Расскажи о своих чувствах»; - упражнение «Твой портрет» |
22 | «Вообразилия» | познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими. | - ритуал приветствия; - упражнение «Вообрази животное»; - ритуал прощания |
23 | «Что значит быть другом?» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем. | - ритуал приветствия; - упражнение «Мы друзья»; - упражнение «Зеркало»; - упражнение «Портрет друга» - ритуал прощания |
24 | «Давайте подружимся» | преодоление внутренней изоляции у детей; развитие способности видеть и понимать других людей; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие. | - сказка «Кактус мечтал подружиться»; - психогимнастика «Цветочная клумба» |
25 | «Вот такой вот я» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; преодоление внутренней изоляции у детей; развитие способности видеть и понимать других людей; | - ритуал приветствия; - игра «Паровозик»; - рассказ «Увлекательная история»; - игра «Диктор» |
26 | «Ссора, жадность» | формирование целостного представления о себе, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими. | - ритуал приветствия; - рассказ «Необычная история»; - ритуал прощания |
27 | «Ничего я не боюсь!» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; преодоление внутренней изоляции у детей; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие. | - ритуал приветствия; - сказка «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»; - игра «Зеркало» - ритуал прощания |
28 | «Жадность» | развитие способности видеть и понимать других людей; формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие. | - ритуал приветствия; - сказка «Однажды где-то во Вселенной»; - игра «Две планеты» - ритуал прощания |
29 | «Доброта» | развитие способности видеть и понимать других людей; формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений; | - ритуал приветствия «Волшебный цветок» - «Сказка о садовнике»; - игра «Садовник»; - рисование по сюжету сказки; - ритуал прощания |
30 | «Агрессия, злость» | формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие. | - ритуал приветствия «Волшебники» - сказка «Злой колдун»; - игра «Злой колдун»; - ритуал прощания |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
1 | «Кто я?» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления. | - игра «Эхо» - игра «Объясни имя»; - беседа по формированию представлений о собственном «Я»; - игра «Свет мой, зеркальце, скажи…» - беседа по содержанию «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина; - игра-рисунок «Радужные капельки» |
2 | «Какой я?» | вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления. | - игра «Волшебный стул» - Анализ представлений о собственном «я» через рассматривание иллюстраций сказочных героев: Мальвины, Снежной Королевы, Карабаса-Барабаса, Лесного Чудища. - игра «Узнай, кто позвал» - упражнение «Продолжи фразу» - моделирование ситуаций; - коллективное рисование |
3 | «Какой ты?» | предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; обучить приемам саморасслабления. | - этюд «Солнышко»; - игра «Дотронься до…»; - игра «Расскажи стихи руками»; - игра «Комплименты» |
4 | «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?» | научить детей видеть друг в друге сходные черты и различия; развивать внимание и наблюдательность, способности к оценке возможностей другого; научить приемам саморасслабления. | - игра «Паровозик»; - игра «Скажи хорошее о друге»; - игра «Отыщи свою обувь»; - рисуем себя в прошлом и настоящем; - упражнение «Катушка» |
5 | «Мы все такие разные» | помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства. | - игра «Эхо»; - игра «Скажи хорошее о друге»; - игра «Ветер дует на…»; - игра «Встаньте все, кто…»; - игра «Чудесные пуговицы» |
6 | «Мы все такие разные» | развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, внимание и наблюдательность; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства. | - игра «Скажи хорошее о друге»; -упражнение «Какой я есть и каким хотел бы стать»; - упражнение «Доброе животное» |
7 | «Уверенность – неуверенность» | формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения. | - анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; - анализ проявления уверенности и неуверенности через просмотр мультфильма У. Диснея по сказке А. Милна «Винни-Пух и все, все, все» |
8 | «Уверенность – неуверенность» | формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения. | - анализ проявления уверенности и неуверенности в близком окружении ребенка; - ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами и в творчестве |
9 | «Уверенность – неуверенность» | формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения. | - анализ проявления уверенности и неуверенности на основе сказки С. Маршака «Кошкин дом»; - эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности и неуверенности; - игра «Волшебный стул» |
10 | «Мое настроение» | создать комфортную атмосферу в группе; учить детей описывать свое настроение; развивать понимание настроения других людей; воспитывать эмпатию; развивать эмоциональную сферу ребенка; помочь детям осознать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам. | - игра «Настроение»; - игра «Ромашка настроений»; - упражнение «Передача чувств»; - беседа «Школа улыбок»; - упражнение «Рисуем настроение» |
11 | «Я умею» | вызвать у детей позитивное восприятие друг друга; сформулировать умение рассказывать о своих увлечениях, любимых занятиях с помощью изобразительных средств; помочь ребенку проанализировать свои чувства, дать возможность каждому почувствовать себя значимым. | - игра «Есть или нет» - упражнение «Как живешь?»; - упражнение «Сочиним историю»; - упражнение «Заколдованный ребенок» |
12 | «Я не боюсь научиться» | развивать умение согласовывать свои действия, умение перевоплощаться; побуждать детей преодолевать неуверенность; развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого; повышать уверенность в себе. | - игра «Найди рифму»; - упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»; - упражнение «Тень» |
13 | «Пожалей меня» | помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства. | - беседа «Как можно пожалеть?»; - этюд «Я так устал»; - игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо»; - этюд «Спаси птенца» |
14 | «Я и моя семья» | создать непринужденную обстановку, поднять настроение; развивать эмпатию, толерантность; развивать ассоциативное мышление; подвести детей к пониманию того, что родитель есть не только у людей, но и у животных, и у растений; учить понимать и чувствовать других; формировать чувство единения с группой и семьями своих друзей. | - игра «Кто придумает больше глупостей»; - беседа «Что значит любить родителей?»; - этюд «Из семени в дерево»; - упражнение «Новоселье нашей дружной семьи» |
15 | «Я и мои друзья» | вызвать у детей позитивное отношение друг к другу; развивать навыки сотрудничества в парах; развивать способность к взаимодействию и взаимопринятию. | - упражнение «Дождик»; - игра «Комплименты»; - беседа «Подружки»; - игра «Путанка»; - упражнение «Договорись взглядом»; - игра «Нарисуй узор» |
16 | «Город нашей дружбы» | развивать чувство коллектива, сплоченности группы; развивать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения; развивать эмпатию и толерантность; повышать у детей уверенность в себе, формировать чувство ответственности за другого, бережного отношения друг к другу; | - игра «Подарки»; - релаксация «Путешествие в волшебный город»; - игра «Клеевой дождик»; - упражнение «Волшебный лес»; - упражнение «Строители»; - игра «Торт» |
17 | «Море радости» | развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - беседа «Дружба начинается с улыбки»; - упражнение «Заряд бодрости»; - этюд «Встреча с другом»; - этюд «Водный карнавал»; - этюд «Солнечный зайчик»; - рисование «Море радости» |
18 | «Остров Чунга-чанга» | развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - упражнение «Ласковое приветствие»; - упражнение «Найди чувство»; - игра «Пойми меня»; - этюд «Разноцветная вода» |
19 | «Животный мир острова Чунга-чанга» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений; развивать творческое воображение детей, фантазию, память. | - упражнение «Заряд бодрости»; - упражнение «Гусеница»; - упражнение «На что похоже настроение?»; - этюд «Слон и бабочки»; - этюд «Шаловливые обезьянки»; - упражнение «Ералаш»; - игра «Веселый мяч»; - упражнение «Баян»; - упражнение «Певец» |
20 | «Растительный мир острова Чунга-чанга» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); сформировать у детей представление о том, что овощи, фрукты и ягоды могут быть мимическими компонентами для создания эмоции; обучить детей способам регуляции своих чувств и поведения | - упражнение «Паутинка»; - этюд «Солнечный зайчик»; - упражнение «Экологическая азбука эмоций»; - упражнение «Светлые мысли» |
21 | «Радость – огорчение» | формирование представлений о радости и огорчении; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении. | - анализ проявлений радости и огорчения через художественные произведения и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам; - проявление радости и огорчения в близком окружении ребенка; - эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении |
22 | «В гостях у сеньора Минора на острове Плакс» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; | - ритуал приветствия; - упражнение «Заряд бодрости»; - этюд «Растеряша Мери»; - этюд «Пропала собака»; - упражнение на дыхание «Веточка» |
23 | «Царевна Несмеяна на острове Плакс» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - упражнение «Доброе утро»; - упражнение «Здесь и сейчас»; - игра «Пойми меня»; - игра «Царевна Несмеяна»; - упражнение «Грустный рисунок»; - упражнение «Волшебный сон» |
24 | «Животный мир острова Плакс» | развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - игра «Паровозик»; - упражнение «Улитка»; - этюд «Медвежата заболели»; - этюд «Воробей»; - этюд «Котенок загрустил»; - игра «Грустный мяч» - рисование; |
25 | «Растительный мир острова Плакс» | развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - упражнение «Здесь и сейчас»; - игра «Клеевой дождик»; - упражнение «Дождь в лесу»; - упражнение «Экологическая азбука эмоций» |
26 | «Клокочущий вулкан» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - ритуал приветствия; - упражнение «Заряд бодрости»; - этюд «Злюка»; - этюд «Драка»; - упражнение «Зинка-злюка»; - игра «Разозлись, как…» - рисование вулкана; - упражнение «Волшебный шарик злости»; - упражнение «Певец» |
27 | «Жители Клокочущего вулкана» | развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - упражнение «Здесь и сейчас»; - игра «Пойми меня»; - упражнение «Упрямый ребенок»; - упражнение «Тух-тиби-дух»; - упражнение «Волшебный сон» |
28 | «Дружелюбие – враждебность» | формирование представлений о дружелюбии и враждебности; ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии дружелюбия и враждебности; анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка. | - анализ проявлений дружбы и вражды в стихах и сказках, в близком окружении ребенка; - ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами; - моделирование ситуаций |
29 | «Любовь – нелюбовь (ненависть)» | формирование представлений о любви и ненависти; анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях; ощущение состояний любви и ненависти, выражение их художественными средствами; эмоциональное ощущение состояний любви и ненависти, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии любви и ненависти; моделирование ситуаций с проявлением любви и ненависти. | - формирование представлений о любви нелюбви (ненависти); - анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке «Аленький цветочек»; - эмоциональное переживание позиций любви и ненависти, в которые ставится сам ребенок; |
30 | «Злой язычок» | учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему. | - актуализация темы занятия; - игра «Голоса животных» - разыгрывание сказки про медведя; - анализ истории про злой язычок» |
31 | «Дремучий лес» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; | - ритуал приветствия; - упражнение «Заряд бодрости»; - игра «Пугать запрещается»; - этюд «Страх»; - этюд «Галя и гусь»; - этюд «Что в углу?» |
32 | «У страха глаза велики» | создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов. | - ролевая игра «У страха глаза велики»; - игра-инсценировка «Зайчики и волк»; |
33 | «Жители Дремучего леса» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - игра «Эхо»; - упражнение «Здесь и сейчас»; - упражнение «Пойми меня»; - этюд «Дети заболели»; - этюд «Потерялся»; - упражнение «Черная метка» |
34 | «Животные Дремучего леса» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - упражнение «Заряд бодрости»; - игра «Коровы, собаки и кошки»; - игра «На что похоже настроение?»; - упражнение «Волшебный сон» |
35 | «Удивительная планета» | настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений. | - ритуал приветствия; - релакс «Путешествие на удивительную планету»; - упражнение «Инопланетяне»; - этюд «Живая шляпа»; - игра «Круглые глаза»; - упражнение «Ракета» |
36 | «Жители Удивительной планеты» | учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему. | - упражнение «Волшебный микрофон»; - упражнение «Здесь и сейчас»; - этюд «Ваня приехал к бабушке»; - упражнение «Разноцветная вода» |
37 | «Животные Удивительной планеты» | учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему. | - упражнение «Все вместе»; - упражнение «Заряд бодрости»; - упражнение «Что я чувствую»; - этюд «Любопытная кошка»; - этюд «Кто позвал?»; - этюд «Лягушка»; - упражнение «Ералаш»; - упражнение «Ракета» |
38 | «Смелость – трусость» | формирование представлений о смелости и трусости, анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам; ощущение состояния смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в определенном состоянии; моделирование ситуаций с проявлением смелости и трусости; обучение сотрудничеству. | - формирование представлений о смелости и трусости; - анализ проявлений смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам; - эмоциональное переживание смелости и трусости, выражение их в поведении; |
39 | «Выдержка – несдержанность» | формирование представлений о выдержке и несдержанности, анализ этих качеств в русских народных сказках «Кот, петух и лиса» и «Жихарка», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний выдержки и несдержанности, выражение их в поведении; | - анализ проявлений выдержки и несдержанности в русских народных сказках и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; - беседа о проявлении выдержки и несдержанности в отношениях с друзьями; |
40 | «Вежливость – грубость» | формирование представлений о вежливости и грубости, анализ этих качеств в сказках «Заяц и еж» и «Аленький цветочек», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости, выражение их в поведении; моделирование ситуаций с проявлением вежливости и грубости; | - формирование представлений о вежливости и грубости; - анализ проявлений вежливости и грубости в художественных произведениях и в близком окружении ребенка |
41 | «Маша и сандалики» | формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; обучение сотрудничеству. | - сказка «Маша и сандалики»; - беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки |
42 | «Пес Барбос» | формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; | - сказка «Пес Барбос»; - беседа по сказке; - этюд «Сломанная кукла» |
43 | «Волшебники» | формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; | - сказка «Волшебники»; - беседа по сказке |
44 | «Про чашечку» | формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; | - сказка «Про чашечку»; - беседа по сказке |
45 | «Страна понимания» | формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников; обучение детей навыкам взаимодействия и сотрудничества; развитие умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальными и невербальными способами; развитие зрительного внимания и восприятия; снятие психомышечного напряжения; создание положительного эмоционального настроения. | - игра «Здравствуй»; - игра «Скользкая дорога»; - этюд «Поссорились – помирились»; - этюд «Плот»; - упражнение «Покажи эмоцию»; - игра «Путаница»; - упражнение «Варежки»; - этюд «Опасная тропа»; - упражнение «Горячий стул»; - упражнение «Волшебная прогулка» |
Литература:
- Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.
- Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.
- Ганичева И.. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М.: Книголюб, 2004.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000 г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
- Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.
- Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – М.: Генезис, 2004.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
- Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000.
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое коррекционное занятие с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста. Тема: «Кыьынны ойуур»
Особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияния на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфе...
Конспект НОД «Заплетушки - завитушки» Тестопластика - для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Беседа о русских традициях хлебосольства, лепка из соленого теста. Это занятие можно проводить как итоговое после просмотра презентаций о хлебе: "Хлеб - всему голова" и репродукций картин Машкова "Сне...
Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста
развивите диалогической речи детей в вопросно-ответном варианте;обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей;Пополнение словарного запаса детей прилагательными, характеризующими о...
Фотографии. Окружное методическое объединение Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста
Окружное методическое объединение Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Фотографии с занятия...
Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: "Вместе веселее"
Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: "Вместе веселее"...
Интегрированное физкультурно-оздоровительное занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок».
Данное занятие подчинено одной цели: формирование у дошкольников устойчивого интереса к сиситематическим занятиям физической культуры и спортом, привычки вести здоровый образ жизни....
Авторский образовательный ПРОЕКТ "Классическая музыка в детском саду" (для проведения дополнительных развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный ПРОЕКТ «Классическая музыка в детском саду»(для проведения дополнительных развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возр...