Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Амелина Людмила Владимировна

развивите диалогической речи детей в вопросно-ответном варианте;обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей;

Пополнение словарного запаса детей прилагательными, характеризующими одежду;

 

Закрепление умения детей подбирать антонимы к словам, развитие глагольного словаря (одеть-снять; оторвать-пришить);

Развиватие умения согласовывать существительные по падежам.

- совершенствование фонематического процесса ,навыков звукобуквенного анализа слов

 

- развитие общей, мелкой  моторики;

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

С детьми с ТНР

Тема: «Одежда».

Проводит учитель-логопед ДЗ 2 ГБОУ Школы № 2075

Амелина Л.В.

Место проведения ДЗ 2

Формат проведения  - методическое объединение коррекционной службы комплекса.


Тема КЗ

«Одежда»

Участники

Дети с ОВЗ старшего  дошкольного возраста

Вид занятия

Интегрированное

Интегрируемые образовательные области:

 Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие (разнообразие двигательного режима)

Речевое развитие

Форма деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Методы

словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы

Артикуляционная гимнастика, загадки, сюрпризный момент (предложение гостей),  активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование.

Цель

Развитие речи

Задачи

Образовательные

- развивать диалогическую речь детей в вопросно-ответном варианте;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

Пополнять словарный запас детей прилагательными, характеризующими одежду; 

Закреплять умение детей подбирать антонимы к словам, развить глагольный словарь (одеть-снять; оторвать-пришить);

Развивающие

Развивать умение согласовывать существительные по падежам.

- совершенствовать фонематические процессы - продолжать развивать фонетико-фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа слов

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные

- воспитывать у детей умение слышать взрослого и друг друга,

-воспитывать у детей умение уступать, помогать, не перебивать  друг-друга

- воспитывать у детей уважение по отношению к взрослым

Планируемые результаты:

ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадки, подбирает и правильно произносит  слова по заданиям на  словообразование, словоизменение подбор глаголов и прилагательных по теме «Одежда».

Предварительная работа:

рассматривание предметов одежды; чтение произведений об одежде;

Материал и оборудование

Мягкий мяч, буквы алфавита, картинки с изображением одежды, контейнер с горохом, пазлы


Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Гости хотят посмотреть чему вы научились, что вы умеете и знаете.

Этап  занятия

Содержание

Организационный момент.

.

Артикуляционная

Гимнастика

Цель:  развитие артикуляционного аппарата.

Логопед предлагает детям встать в круг, взяться  за руки и сказать слова:

Дружно вместе встали в  вокруг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети садятся на стульчики.

Ребята, прежде, чем начать наше занятие,  давайте подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные проведем гимнастику для язычка

Артикуляционная гимнастика

  1. «Заборчик»

«Трубочка»

  1. «Лопатка»

  2. « Иголочка»

  3. «Парус»

  4. «Горка»

  5. «Грибочек»

1.Вводная часть.

Цель: организация внимания детей, привлечение их к педагогу и предстоящей деятельности.

Разгадывание загадок:

Цель: развитие мыслительной деятельности, мотивация детей на занятие.

Сюрпризный момент.

Цель: мотивировать детей к предстоящей деятельности.

В:   Ребята, у меня конверт , а в нем загадки

 Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

1.Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)

2.Как избавиться от скуки? -
Надоели джинсы, брюки!
Веселее стать мне
Что поможет? 
(Платье)

3.Спортивную одежду
Не знает лишь невежда:
На теннисные корты
Что надевают? 
(Шорты)

4.Зимой наденешь шапку, шубку,
А летом что? -
Футболку, ... 
(юбку)

5.Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)

Л.: Ребята, как  же отгадки можно назвать одним словом? (одежда)

 Гость: мне очень понравилось, как вы разгадываете загадки. А мою сможете отгадать? Вот вам пазлы. За каждое выполненное правильно упражнение вы будете получать по 1 пазлу. Если все упражнения и задания выполните правильно и сложите пазл, то узнаете, какой мы для вас приготовили сюрприз. Согласны?

Л: Ну, что , дети, справимся?

2.Основная часть.

1- упражнение на развитие звукобуквенного анализа.

2-Развитие словаря -  подбор прилагательных по теме «Одежда»  

Давайте возьмемся за руки и отправимся в путь: я буду иголочка, а вы - ниточка.

Дети берут друг друга за руки – «ниточка». Впереди ведущий – «иголочка».

( На полу лежат большие геометрические фигуры – круг и квадрат.)

Логопед:

 Ниточку тяну, тяну. (Дети идут по контуру круга)

За собой ребят веду.

Ты мой друг, и я, твой друг,

 Вышиваем вместе круг.

Логопед предлагает детям сесть за стол.

Л: Внимание -внимание, вот первое задание:

1.Игра «Назови слово на заданную букву»

Логопед достает волшебный мешочек с буквами алфавита.

-Ребята, посмотрите, у меня  есть волшебный мешочек, в нем живут буквы. Послушайте задание: каждый из вас  должен  достать  букву назвать ее, и называть предмет одежды, который называется с этого звука (М,С, К, Ю,Х,П,Ф)

Дети выполняют задание. По окончании задания логопед хвалит детей и показывает им часть пазла.

Л: Мы сами выиграли первый пазл! Поздравляю! Продолжим?

2. -А сейчас  мы поиграем  в игру  «Какая» -  посмотрите на картинки  и скажите - какая бывает одежда?

Ответы детей (мужская, женская, детская, осенняя, меховая,  нарядная, праздничная, повседневная, рабочая, спортивная, новая, старая, удобная, теплая,   шелковая, кожаная.

Если ребенок затрудняется, то может попросить помощи, сцепив руки в замок и тогда логопед предлагает:

Пиджак из шерсти – …..

Платье из шелка –…..

-Мы справились  и с этим заданием  - вот вторая часть пазла. А наше путешествие продолжается. Сейчас нам надо последам  перейти к следующему  заданию.

3. Развитие словаря -  активизация  - подбор глаголов по теме «Одежда»  из опыта и знаний детей.

4.Развитие словаря - учить подбирать противоположные по смыслу слова во фразовой речи.

Переход (прыжки по следам)

Вот новые задания и тут тоже 2 пазла, значит 2 задания.

3. Игра «Подбирай глаголы».

Дети садятся за стол и  логопед предлагает детям назвать  как можно больше слов – действий:

-как появляется одежда? – (Её рисуют, придумывают, моделируют, выкраивают, шьют, вяжут.)

-покупая в магазине одежду, покупатель (что делает)(выбирает, рассматривает, примеряет, покупает и т. д.)

-ухаживая за одеждой, человек (что делает) – (стирает, чистит, гладит, складывает, вешает на плечики)

И опять вы -молодцы! И можно взять еще 1 пазл. А вот  этот пазл можно заработать, если выиграть в игре с мячом. Игра называется « «Скажи наоборот »

Логопед предлагает детям в круг и поиграть в игру с мячом: «Скажи наоборот» (глаголы, полным ответом).

Логопед  бросает мяч ребенку называет глагол, а ребенок должен назвать антоним:

Я куртку надеваю — а я куртку снимаю, я рубашку покупаю — продаю,  я ботинки завязываю — развязываю,

Я пуговицы  застегиваю  — расстегиваю, я футболку глажу  — мну, я костюм повесила  — сняла, я пуговицу пришила -оторвала,

 Я халат постирала – испачкала, я сапоги намочила  - высушила

5. Развитие фонематического слуха - звуковой анализ - нахождение места заданного звука в слове.

6. Развитие грамматического строя речи  и словоизменения - называние слова во множественном числе (именительный и  родительный падеж).

После игры дети садятся за стол.

Игра «Паровозик-слово» (звукобуквенный анализ)

На столе лежит паровозик, логопед спрашивает у ребят, что это? (паровозик-слово, ответ детей). Как называется первый вагончик, второй, третий (ответы детей). Логопед предлагает детям выбрать любую картинку и определить где находится звук в слове.

Вот и предпоследний пазл  мы выиграли. Осталось последнее задание. Начнем?

 

Игра «Один – много»

Перед детьми стоит контейнер с горохом и фасолью, в нем находятся картинки с изображением предмета одежды.

Логопед просит детей по очереди достать картинку -  предмет одежды, дети определяют  что это и отвечают во множественном числе  (одно платье – много платьев и т. д.)

3.Заключительная часть. 

Итоговый опрос: учить изменять существительное по падежам.

Практическое задание - учить сотрудничать, работая в коллективе. (у каждого 1 пазл).

В заключении нашего занятия остается подвести итог.

• Какое сегодня было главное слово?

•  без чего мы не можем обойтись?

• Мы всегда рады новой … чему?

• Мы рады, когда нам покупают что?

• Мы должны ухаживать за чем?

• Сегодня мы говорили о чем?

Молодцы, дети!!!

вот и закончилось  наше занятие.  Мы выполнили все 6 заданий. Уважаемые гости, понравилось ли вам, как наши дети справились с заданиями. А теперь нам пора собрать пазл.  Дети собирают, получилась фотография места, где спрятан сюрприз.

Л: Ах, вот где спрятан сюрприз!!!!   Забирают шкатулку с подарками,  благодарят гостей и уходят.

 Сбор пазла можно сопроводить  тихой музыкой.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое коррекционное занятие с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста. Тема: «Кыьынны ойуур»

Особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияния на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфе...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятияПодготовила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категорииЦель:  развитие ориентировки в большом пространстве. ...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

"ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ" (программа коррекционных занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)

Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприя...

Фотографии. Окружное методическое объединение Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста

Окружное методическое объединение Открытое коррекционное занятие с детьми с ТНР старшего дошкольного  возраста. Фотографии с занятия...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР Тема: «Спешим на помощь муравью»

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНРТема: «Спешим на помощь муравью»...