Статья из личного опыта.
статья на тему
Материал раскрывает сведения о жизни и боевом пути участника ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklyarova_lyudmila_alekseevna.docx | 146.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 «ЗОРЯНОЧКА» С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Статья об участнике Великой Отечественной Войны Скляровой Людмиле Алексеевне
Подготовила
Воспитатель высшей
квалификационной
категории Гончарова Т. Г.
МБДОУ детского сада № 8
«Зоряночка», г. Ессентуки.
г. Ессентуки, 2015г.
Хочу рассказать вам о своей соседке, которая оставила добрую память. Она была хорошей матерью, необыкновенным врачом, хлебосольной хозяйкой. Прожила долгую и непростую жизнь. День Победы был для неё самым важным праздником. К сожалению, она не дожила до семидесятилетия Дня победы всего полтора года.
Склярова Людмила Алексеевна
В детском отделении Ессентукской стоматологической поликлиники в 60-90-х годах работала врач-стоматолог, участница ВОВ Склярова Людмила Алексеевна.
Она родилась и училась в Краснодаре. В 1941 году закончила фельдшерско-акушерскую школу. В 17 лет началась ее военная биография в прифронтовом армейском госпитале № 4539. Вначале работала как вольнонаемная, а с октября 1941 года была призвана в ряды РККА. Присягу принимала уже в Крыму вместе с большой группой работников госпиталя.
Когда немцы захватили большую часть Крыма и подошли к Керчи, остатки нашей армии и госпиталя переправлялись частями через Керченский пролив в Темрюк. Эвакуация раненых в тыл проходила под непрерывными бомбежками и артиллерийским огнем, чаще ночью.
На катерах переправляли только раненых и медицинский персонал. Когда начинали бомбить, ложились на землю и ползли к берегу. Ей не раз приходилось ползти вместе с ранеными, не поднимая головы, к катерам. А бомбы падали совсем рядом.
Она вспоминала. Рядом с их госпиталем стол медсанбат. Ее направили оказывать помощь в отделение тяжелораненых. Она видела, как приближались вражеские самолеты, как немцы бомбили мелкими бомбами, от которых рассыпались а пыль штукатурка, черепица, рушилось все вокруг. Погибло много раненых и персонала из ее госпиталя. Вскоре пришли машины, увезли оставшихся в живых к берегу. Катер пришел только на рассвете. Не остановился, а только замедлил движения. Садились, кто мог, на ходу. Спешили, скоро должна была начаться бомбежка. Людмила с ранеными успела сесть на катер, оставшиеся ушли в катакомбы. Уже в море катер был обстрелян, получил пробоины, стал тонуть. Выручил подоспевший на помощь другой катер. Некоторых раненых пришлось уже вылавливать из воды.
Благополучно добрались до Темрюка. Только успели высадиться, прилегли на берег, на траву отдохнуть, как опять налетели немецкие самолеты. Снова полетели бомбы. Катер, с которого они только сошли, был разбит и потоплен.
Людмила Алексеевна хранила в памяти картины фронтовой жизни, все, что ей, совсем молодой девушке, пришлось увидеть и пережить в тяжелые годы войны. Вспоминала такой случай.
Однажды прибыли на новое место с госпиталем. Стали разгружаться. Перенесли мешки с продуктами, с мукой на 2-й этаж школы. Устали. Заснули тут же. Когда она проснулась от взрывов, обнаружила, что она одна. Яркие вспышки вокруг. Она побежала. А за ней, как Змей Горыныч, огненный хвост от взрывов. Оказывается, бомбы попали в вагон с боеприпасами. Они рвались, вокруг все гремело, горело. Как вырвались из кольца огня, не помнит. И теперь вспоминать об этом страшно.
В Краснодаре в 1942 году на железнодорожной станции стояло много эшелонов с госпиталями, воинскими частями. Солдаты отдыхали услышали гул самолетов. Думали наши. Когда увидели кресты на них, все бросились в укрытие. Задрожала земля, огонь поглотил все вокруг. Людмила Алексеевна в вагоне спрятала голову под матрац. Вагон качался, дрожал, но устоял. Разбомбили вокзал, госпитали, было много погибших.
Так и отступал госпиталь вместе с армией из Керчи в Темрюк, затем в Белореченск через Краснодар, Махачкала, грозный.
И при наступлении на Запад шли вместе с войсками наши госпитали. Всю войну она выносила раненых с поля боя, перевязывала, лечила, переправляла в тыловые госпитали, спасала.
Однажды зимой в Польше, стоя на посту в 30-градусный мороз, она простудилась. Легкая шинель не спасала от холода. Она заболела. Болезнь долго ее мучила, давала знать о себе и после войны.
О Победе узнала, когда госпиталь стоял на границе Польши и Германии. И радовались, и пели, и плакали. Не верилось, что войне конец. Так много пережито.
Вскоре их перевели под Берлин. Как дорожила она фотографией, где она, фронтовая медсестра, стоит у рейхстага с нашими воинами-победителями.
Демобилизовали ее, старшего сержанта медицинской службы, по болезни в августе 1945 года.
Вернувшись, домой, работала в г. Хоста. Вышла замуж, переехала жить в Ессентуки. Закончила зубоврачебную школу в Пятигорске, затем – стоматологический факультет Ставропольского медицинского института. 36 лет работала она врачом –стоматологом, в основном, в детском отделении на приеме и в школах. Занималась лечением и профилактикой статмологических заболеваний у детей.
Как когда-то в годы Великой Отечественной войны, Людмила Алексеевна очень ответственная, исполнительная и, в то же время, скромная труженица, ветеран труда, награжденная за храбрость и мужество орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией…», медалью Жукова и другими многочисленными наградами, она много лет оставалась на трудовом посту.
г. Ессентуки, 2015г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья в газету "Эврика" из личного опыта
Статья: "Наши папы и дедушки - защитники Отечества"...
Статья "Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста" (из личного опыта).
Организация прогулок (из личого опыта)...
Статья из личного опыта.
Статья об участнике ВОВ Шишкове Иване Михайловиче...
Статья из личного опыта на тему: "Как я провожу нестандартные родительские собрания"
Подробно раскрывается большая роль нестандартных родительских собраний для контакта и тесного взаимодействия педагога и родителей....
Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)
Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)...
Статья: «Значение театрально-игровой деятельности в ДОУ». (из личного опыта)
О значении театрально-игровой деятельности в детском саду. Примеры из личного опыта....
Статья из личного опыта
Я работаю воспитателем уже много лет, и хотелось бы поделиться своим опытом работы, в данном случае – историей Бессмертного полка....